Наряду с сюжетным балетом, существует и бессюжетная хореография. Бессюжетные балеты уподобляют танец симфонической музыке. Бессюжетными были ранние балеты эпохи Возрождения и барокко. В ХVIII веке балет становится сюжетным, оставаясь таковым до начала ХХ века. В начале ХХ века появляются бессюжетные балеты нового типа, одним из первых подобных произведений стали хореографические произведения Михаила Фокина «Шопениана» и «Половецкие пляски».
В дальнейшем наиболее известным создателем бессюжетной хореографии стал великий танцовщик и балетмейстер Джордж Баланчин. Его любимым жанром была так называемая танцсимфония, содержание которой должно было постигаться по самому танцу (в тесной взаимосвязи с музыкой). Баланчин считал, что сюжет в балете совершенно не важен, главным инструментом танцовщика является его тело, даже эффектные костюмы и декорации становятся помехой для восприятия танца.
Ярым противником бессюжетной хореографии в современном балетном театре стал балетмейстер Борис Эйфман. Он абсолютно уверен в том, что балет может передавать и тончайшие нюансы человеческой психики, и высочайший накал трагедии.
Целый ряд спектаклей Эйфмана поставлен по произведениям литературной классики, среди них – «Идиот» и «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Чайка» А.П. Чехова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Кроме того, сюжетной основой балетных спектаклей Бориса Эйфмана стали биографии выдающихся деятелей мировой культуры – Петра Ильича Чайковского, Огюста Родена, Ольги Спесивцевой. Интересно, что главным героем балета Эйфмана «Мусагет» стал его антагонист Джордж Баланчин.
По словам Эйфмана, он не ставит движения, он ставит типы, характеры своих героев. Каждый из них воплощает свой внутренний мир, возле которого бушуют страсти, происходят внутренние трагедии. Для их воплощения нужны не только выразительные профессиональные тела, но и умение через движение, язык тела выразить смысл, эмоциональную мысль.
Создавая спектакли на основе литературных произведений, балетмейстер делает их героями лишь несколько центральных персонажей, акцентируя внимание на их внутренних переживаниях. Таким образом, ему удается передать не сюжет произведения и бытовые подробности, которые он затрагивает, а его более глубокий, психологический смысл.
На основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
Действие в хореографической композиции развивается по главной и побочной линиям. Главная линия является линией всего номера и, в то же время, линией каждого персонажа, раскрывающей основную тему произведения. Побочная линия представляет собой один из моментов действия, связанный с устремлениями персонажей.
Действие в хореографическом произведении организовывается на основе сценария и музыки, которые образуют единое целое. Именно сценарий определяет композицию произведения, развитие сюжета, использование выразительных средств, особенности характера персонажей.
Хореографический спектакль лишен диалога, драматургия воплощается в нем средствами музыки и хореографии. Поэтому именно действие является его доминантой.
Балетный спектакль строится таким образом, чтобы хореография и музыка не просто заменяли слово, а, оставаясь собой, говорили нечто такое, что они могут сказать гораздо лучше, чем слово. Балетное действие отличается от драматического тем, что оно предполагает не столько описание в спектакле подробностей сюжета, сколько раскрытие внутреннего мира и взаимоотношений персонажей.
Балетмейстерские приёмы организации хореографического действия
- Людмила Николаев
- Искусство

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.