Военные режимы прежде всего характеризуются тем что обычно представляют коллективное руководство в форме военной хунты, в которую включено высшее руководство разных родов войск, при этом, каждый член хунты основывается на поддержку своих войск и имеет определенную автономию и потенциал к свержению режима. Нередко создаются политические партии, но это не меняет сущности режима, который остаётся военным: власть распределяется не через партию, а через армию.
К власти военный режим приходит как правило через переворот объясняя его наведением порядка и для защиты национальных интересов, с целью спасти государства от гражданских политиков (коррумпированных, идеологически отличных от интересов армии) либо других реальных или потенциальных угроз. Находясь у власти лидер такого режима копирует систему управления армией для управления всем государством. Каждая армия характеризуется четкой вертикальной иерархической структурой подчинения и ответственности.
В связи с тем, что, как правило, военные режимы приходят к власти нелегитимными способами, и в дальнейшем не стремятся себя легитимировать, ограничивая либо отказываясь от электоральных практик, то и сменяют друг друга они чаще остальных авторитарных режимов. В большинстве случаев один военный режим сменяется другим. Так Геддес в своих исследованиях называет средне время правления 10-11 лет. К тому же, часты ситуации, когда военные добровольно передают власть гражданским так как считают цели нахождения у власти выполненными, или из опасений нарушения единства в армии.
Персоналисткие авторитарные режимы. В той или иной степени, персонализм характерен для всех авторитарных режимов. Почти всегда, в любом типе режима, будь то милитаристский, однопартийный или режим с доминирующий партией или многопартийный есть лидер имеющий ту или иную степень влияния на политическую систему. В последнем и заключается разница между персоналистскими и другими типами режимов. Если лидер имеет всю полноту власти над разными сферами общества, может менять политические институты в выгодном для себя направлении, то данный режим принято считать персоналистским.
Это режимы личной, не опосредованной институционально власти диктатора и его ближайших родственников, опиравшейся на узкий круг приближенных и преторианские репрессивные структуры – национальную гвардию, полицию, и лично контролируемые диктатором полувоенные формирования.
Негативная особенность приведенного режима состоит в том, что лидеры, опасаясь переворота окружают себя прежде всего верными сторонниками, а не профессионалами, способными составить конкуренцию и нести угрозу лично власти.
Главная особенность однопартийных режимов заключается в партии гегемона, она является основным политическим актором в государстве и определяет его политику. Даже президент в таких режимах не наделен полнотой власти над партией, его как правило выдвигает высший совет партии, и он является только их представителем и может быть смещён в ситуации если он перестает устраивать партийную элиту.
Барбара Геддес выделяет только одну большую категорию однопартийных авторитарных режимов, относя к ней режимы, в которых партия стабильно набирает больше 2/3 голосов на выборах и является бессменным лидером во всех легислатурах. Это определение включает в себя собственно реально однопартийные режимы, каким был, например, режим в СССР, и режимы с доминирующей партией.
Следует отметить относительно недавнее появление в политической науке категории гибридного политического режима. Серьезные исследования написаны по этой теме в конце 90-х годов прошлого века и в 2000-х годах века нынешнего. Ключевые работы были написаны Стивеном Левитски, Люканом Вэем, Андреасом Шедлером, Ричардом Снайдером и Гильмеро Одонелом. Основной причиной появления данной категории стала проблема классификации политических режимов.
Особенность гибридных режимов заключается в том, что все они в определенной степени и либеральны, и демократичны, но благодаря этому не могут быть отнесены ни к демократии, ни к авторитаризму. Хотя ближе они все же к последнему, и относятся к одной большой категории недемократических политических режимов.
Исследователи выделяют несколько типов гибридных режимов, главным различием в которых выступает степень демократизации и либерализации. Здесь можно отметить: эксклюзивную республику; опекаемую демократию; делегативную демократию; соревновательный и электоральный авторитаризм.
Также приведем распространённую классификацию авторитарных режимов Ф. Бенетона. Так, автор выделяет три его формы:
— деспотизм, соответствующий двум формам правления: тирании и олигархии. Государство функционирует в целях удовлетворения потребностей того, кто правит;
— диктатура – режим, направленный на реализацию проектов, касающихся общества в целом. В чистом виде, диктатура является переходной формой;
— революционная тирания – крайний вариант авторитарного режима. От имени народа и с целью построения нового порядка государство концентрирует власть, требует согласия своих подданных.
Завершая анализ типологий авторитарных режимов, можно сделать вывод, что в, отличие от классических подходов деления режимов на авторитарные и демократические, безусловным достоинством новых классификационных схем стала возможность анализа переходов не только от автократий к демократии, но и внутри недемократических форм.
Авторитарный политический режим
- Полина Колобова
- Политология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Полина Колобова
Я – Полина Колобова, преподаю политологию, мне 38, опыт работы – 10 лет. Закончила ННГУ, факультет международных отношений и мировой истории. Написала 12 научных статей. Кроме основной работы занимаюсь репетиторством. Также работаю на сайте «Диплом777», помогаю учащимся в решении любых аттестационных работ по моей специальности. Очень люблю свою работу за возможность развивать и развиваться самой.