Так, например, в информации Минфина России № ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства» указано, что в соответствии с ПБУ 4/99 «…если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения [6] .
Исходя из этого с целью формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, повышения прозрачности деятельности организации в части инноваций и модернизации производства в годовой бухгалтерской отчетности организации раскрывается необходимая информация с учетом ее существенности».
Подобная позиция отражена и в тексте прочих рекомендаций Минфина России. Например, в:
письме № ПЗ-7/2011 «О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации» [7];
информации № ПЗ-9/2012«О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности» [8];
информации № ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации» [9].
При этом отмечается необходимость определенной перегруппировки предлагаемых в Приказе № 66н таблиц пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях соответствия нормам указанных и прочих рекомендаций Минфина России, а также соответствующих ПБУ.
Кроме того, грамотно выстроенная и достаточная детализация показателей Пояснений обеспечит формирование понятной и достоверной отчетной информации в целях удовлетворения потребностей ее пользователей, в том числе потенциальных инвесторов и кредитующих банков для оценки инвестиционной привлекательности отчитывающейся организации.
Следует отметить, что организациям придется самостоятельно разрабатывать пояснительные таблицы к показателям отчета о финансовых результатах, поскольку Приказ № 66н в данном аспекте не предлагает каких-либо расшифровочных таблиц. При этом необходимо учитывать требования таких учетных стандартов, как ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и др.
Исходя из этого, необходимо включить в пояснения дополнительный раздел, в котором, в частности, подлежат раскрытию сведения, относящиеся к учетной политике организации.
Так, подлежат раскрытию элементы учетной политики, без которых нельзя достоверно оценить финансовое положение организации. В частности, в соответствии с п. 17, 18 ПБУ 9/99 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация:
о порядке признания выручки организации и о способе определения готовности работ (услуг, продукции), выручка от выполнения (оказания, продажи) которых признается по мере готовности;
о количестве организаций (в том числе признаваемых связанными сторонами), с которыми заключались договоры, предусматривающие исполнение обязательств неденежными средствами и о доле соответствующих сумм по таким договорам в общем показателе выручки за период.
Также должны быть указаны имевшие место в отчетном периоде отступления от правил ведения бухгалтерского учета, и допущения, принятые при формировании учетной политики. Например, в пояснениях должно быть отражено решение о предстоящей ликвидации организации (нарушение допущения о непрерывности деятельности организации).
Если организация приняла решение об изменении учетной политики, то все изменения тоже нужно указать в пояснениях, при этом необходимо обосновать эти изменения и оценить их результат в денежном выражении. Это означает, что нужно указать величину, на которую изменилась оценка статей бухгалтерской отчетности в связи с изменениями способов учета.
В целом пояснения должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки:
финансового положения организации на отчетную дату;
финансовых результатов ее деятельности за отчетный период;
движения денежных средств за отчетный период.
В дополнительный раздел Пояснений целесообразно включить общие сведения об организации: основные виды деятельности, структуру управления, среднегодовую численность работающих, наличие обособленных подразделений и т. п. Акционерные общества приводят данные о выпущенных и оплаченных (неоплаченных) акциях, о стоимости акций, принадлежащих самому обществу, а также его дочерним и зависимым организациям и т. д.
В дополнительном разделе можно представить факторы, которые оказали существенное влияние на финансовое положение и формирование финансового результата организации: изменение покупательского спроса и конкурентной среды; снижение процентов по привлеченному капиталу; изменение структуры, качества и конкурентоспособности продукции; оптимизация структуры управления деятельности субъекта хозяйствования и т. п.
Традиционно в пояснительной информации отражают имевшие место чрезвычайные и форс-мажорные обстоятельства, а также их последствия.
Специалистами Минфина России указано, какие сведения не стоит относить к пояснениям и, следовательно, не включать в состав бухгалтерской отчетности. Это может быть динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет, предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения, политика в отношении заемных средств и управления рисками и иная информация.
Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах.
Таким образом, российская система требований к формированию показателей бухгалтерской отчетности обладает четкой структурой. Однако следует отметить меньшую проработанность российских положений по сравнению с международными аналогами, не сформулирован ряд характеристик информации, отраженных в МСФО. Данная проблема приводит к более низкому уровню информативности российской отчетности. Реформирование российской учетной системы должно сопровождаться разработкой системы потребностей различных пользователей с целью выявления наиболее приоритетных качественных характеристик финансовой информации. Субъекты малого бизнеса могут составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде. Указанные субъекты вправе включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах показатели только по группам статей, без их детализации, а в приложениях к основным отчетным формам приводить наиболее важную информацию, без которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Автоматизация анализа финансовой отчетности в организации
- Кирилл Самсонов
- Бухгалтерский учет и аудит
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Кирилл Самсонов
Работаю преподавателем пять лет. Окончил ГИЭФПТ, экономический факультет В вузе преподаю бухгалтерский учет и аудит. В свободное врем подрабатываю на сайте «Диплом777». Беру в работу курсовые и дипломные работы, изредка решаю контрольные и пишу рефераты.