Закрепленная документально и подписанная руководителем предприятия политика в области качества дает возможность всем работникам, а также потребителям и поставщикам получить отчетливое представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству. Она должна быть сформулирована таким образом, чтобы касаться деятельности каждого работника, а не только качества продукции или услуг, предлагаемых предприятием.
Рисунок 1 — Система качества
Оценка системы качества со стороны руководства должна проводиться через определенные промежутки времени с целью обеспечения постоянной пригодности и эффективности функционирования системы в соответствии с данным стандартом.
1.3 Регулирование системы обеспечения качества
В современных условия развития экономики во всех странах мира остро встали проблемы гарантирования качества материальных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение приобретают и тесно связанные с этим вопросы безопасности продукции и услуг, производственных процессов, а также процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда.
В Российской Федерации для обеспечения решения данных проблем в декабре 2002 г. принят Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018). В соответствии с ним техническое регулирование — это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. [2]
Следует отметить, что действие данного закона не распространяется на требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанной с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношениям, связанным с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра. Данные требования, соответственно, устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи. Под действие рассматриваемого закона не подпадают также государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.
Кроме того, в соответствии с законом «О техническом регулировании» в случае отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой (в соответствии с законодательством Российской Федерации) информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом. [13, c. 164]
Правительству Российской Федерации разрешено устанавливать порядок разработки, принятия и применения документов о стандартизации в отношении данной продукции (работ, услуг) и оценки ее соответствия, в том числе государственный контроль соблюдения обязательных требований к ней. При этом обязательные требования к указанной продукции (работам, услугам) не должны противоречить требованиям утвержденных технических регламентов.
В законе четко устанавливаются области технического регулирования (см. рис. 2).