Атрибуты и ритуалы молодежной культуры 1960-1990-х гг в Европе и России - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему Атрибуты и ритуалы молодежной культуры 1960-1990-х гг в Европе и России

Важнейшим этапом в развитии молодежного движения в Европе и в Соединенных Штатах стали 1960-е годы. В это время в Европе происходят различные события, которые заставляют молодежь проявлять большую политическую активность. Война во Вьетнаме; внутренняя политика правительства, связанная с высшим образованием (в Великобритании и Франции); пережитки фашистского режима вызывают недовольство молодежи и студенческие бунты.
Первые субкультуры действительно были тесно связаны с протестными настроениями. Субкультура «битников» проявляла свой протест против современного общества в целом. Самоназвание битников происходит от слова «beat» – разбитый, побитый. Они проявляли интерес не только к «событиям, происходящим в мире», но и к тому, что происходит в собственном сознании (или даже организме)». Социальный протест битников заключался в их аполитичности и цинизме.
Ещё одной ключевой субкультурой этого периода становятся хиппи. Данная субкультура выражала уже и политический протест. Хиппи боролись за экологию, «освобождение женщин мужчин и животных». Хиппи не принимали существующую общепринятую мораль, протестовали против войны во Вьетнаме и пропагандировали любовь и пацифизм. Хиппи были против собственности, государственного устройства, насилия и глобализма. Главным лозунгом этой субкультуры является знаменитое «Make love, not war!».
Период 1950-1970-х годов можно назвать «контркультурной революцией». В это время молодежь разочаровывается в происходящем в мире, теряет надежду на установление справедливости и социального равенства. Молодежные субкультуры этого периода являлись выражением «протеста неидеальному обществу посредством музыки, моды, неординарного поведения в общественных местах». Протест вызывало и существующее устройство общества – капиталистический мир и потребительская система. Подобный протест выражали не только битники и хиппи, но и растаманы, панки и некоторые другие субкультуры.
Таким образом, первые молодежные субкультуры появились в Великобритании и Соединенных Штатах и носили протестный характер – битники, хиппи и т.д. Молодежь не устраивало происходящее в мире, существующие моральные нормы и устои. Стремление к самовыражению было связано с изменением структуры общества, психологическими особенностями молодежи, формированием молодежи как отдельной группы со своими ценностями и взглядами.
Причины и процесс возникновения молодежных субкультур в Советском Союзе.
В России возникновение молодежного движения также было связано с индустриализацией общества – ростом числа молодежи и городского населения. В дальнейшем молодежное движение было тесно связано с политической жизнью общества – революциями 1905 и 1917 годов, а затем и с советским строем. Молодежь в советском государстве организовывалась с помощью комсомолов, которые находились под жестким идеологическим прессом государства. В СССР долгое время молодежь воспринималась исключительно как «строители коммунизма и светлого будущего». Комсомольскую и пионерскую организацию можно назвать искусственно созданной молодежной субкультурой. Субкультура комсомольцев способствовало формированию молодежи с определенными жизненными ориентирами. Советская идеология долгое время не позволяла появиться какой-либо неформальной молодежной субкультуре.
Зарождение первых неформальных молодежных субкультур было связано с «оттепелью», которая привела к существенным изменениям в советской культуре в целом. Первой молодежной субкультурой Советского Союза мы можем назвать стиляг, которые появляются в 1950-х годах. Возникновение стиляг было связано с тяжелой послевоенной жизнью в Советском Союзе. Необходимо подчеркнуть, что возникновение данной субкультуры было тесно связано с западным влиянием. Стиляги перенимали многие тенденции западной моды и культуры в целом. Советская молодежь конструировала «некий идеальный образ «западной жизни»», опираясь на имеющиеся крайне обрывочные сведения и собственные фантазии Аналоги стиляг существовали во Франции, Великобритании и Соединенных Штатах.
Стилягами называли «эпатажную городскую молодёжь, получившую своё название за стиль одежды, поведение, особенности танцевальных движений». Стиляг отличала любовь к рок-н-роллу и джазу, а также к свободе самовыражения. Интересно, что термин «стиляга» не являлся самоназванием, в отличие от многих субкультур. Сами стиляги изначально называли себя «штатниками», то есть поклонниками культуры США. Термин «стиляга» появился в 1949 году в седьмом номере журнала «Крокодил» и выражал пренебрежительное отношение к субкультуре. Однако, в дальнейшем именно этот термин заменит собой самоназвание «штатник».
Стиляг не устраивал тот «вектор социальной активности», который задавала власть. Стиляги выражали недовольство и некоторыми нормами советской морали. В связи с этим мы можем назвать и первую советскую субкультуру протестной. С. Г. Давыдов подчеркивает, что возникновение молодежных субкультур в Советском Союзе было связано с музыкальной культурой. Стиляги слушали зарубежных исполнителей (Г. Миллера, Э. Пибоди, Д. Эллингтона и других) и танцевали «стильные танцы».
Одной из основных особенностей зарождение молодежных субкультур в Советском Союзе стало противостояние с государством. Субкультура стиляг быстро стала нелегальной – государство начало преследовать молодежь. Стиляги были вынуждены проводить нелегальные вечера в неприметных помещениях, записывать пластинки на старых рентгеновских снимках. В связи с этим существование субкультуры стиляг значительно усложнялось. Стиляги не только высмеивались и порицались в прессе, но даже задерживались специальными патрулями комсомольцев.
Возникновение молодежных субкультур в Советском Союзе дальнейшем также было связано с западным влиянием. Вторая волна субкультур была связана концом 1960-х – началом 1980-х годов. В этот раз молодежное движение сумело лучше укорениться в советском обществе. В это время в Советском Союзе возникает такая западная субкультура как хиппи. Однако, советские хиппи существенно отличались от хиппи в Европе или в Америке. В СССР хиппи прежде всего переняли внешние атрибуты движения – приверженность рок-музыке, стиль в одежде. Мы видим, что музыка вновь становится одним из объединяющих факторов для советской молодежи. Политический же протест хиппи носил абсолютно другой характер. Хиппи выступали «против усиливавшегося официоза наступавшей эпохи «застоя»».
Таким образом, в Советском Союзе молодежное движение долгое время находилось под идеологическим прессом государства. Лишь с наступлением «оттепели» начали возникать первые неформальные молодежные субкультуры, которые во многом являлись подражанием западу. Советская молодежь также выступала против существующих моральных норм и устоев, государственного устройства. Советские молодежные субкультуры встречали противодействие государства.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Людмила Николаев
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.