Формирование ассортимента постоянно осуществляется на всех этапах движения товара-от производства до потребления. Каждый из них имеет различное разнообразие продуктов. При этом коммерческий ассортимент в конечном звене товарооборота-универмаг выступает мишенью для всего процесса товарооборота и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворять спрос покупателей и получать прибыль от продажи товаров и услуг.
Формирование ассортимента продукции в том или ином универмаге осуществляется с учетом действия ряда факторов.
Изучение влияния этих факторов проводится в ходе комплексного маркетингового исследования маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела коммерческой организации. Все факторы можно разделить на общие и конкретные.
Общие факторы включают все внешние факторы, влияющие на общую деловую деятельность бизнес-организации. Среди этих факторов выделяется развитие производства в республике, в регионе и в районе расположения конкретной торговой сети или торговой точки. Сырьевые товары (включая сельскохозяйственную продукцию), являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияют на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен быть непосредственно учтен производственными предприятиями при формировании производственных программ.
Баланс спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент, в основном за счет формирования более приемлемых цен. Это связано с сокращением затрат на продвижение продукта конечным потребителям (транзакционные издержки).
Таким образом, Близость производства и его развитие в Республике, при условии, увеличение конкурентоспособности производимых товаров, обеспечивает более благоприятные условия для формирования ресурсов товаров и ассортимент торгового коммерческих организаций на розничном рынке. При этом региональный протекционизм снижает фактор конкуренции и искусственно сужает круг и выбор покупателей. Таким образом, продвижение неконкурентного продукта снижает валовые доходы от торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными.
С другой стороны, на конъюнктуру рынка влияет такой стратегический фактор, как спрос. Однако, прежде чем приступить к изучению спроса, коммерческий аппарат должен определить, в каком сегменте (ы) будет работать эта коммерческая организация.
Эта работа проводится маркетинговой группой совместно с менеджерами и специалистами коммерческих услуг по исследованию рынка на основе результатов комплексного исследования розничного рынка конкретного региона (района, региона).
Таким образом, при построении ассортимента продуктов в торговых организациях розничной торговли, необходимо иметь достоверную информацию об объеме и структуре спроса, динамике его развития, характере и особенностях спроса, так и для отдельных видов продукции, так и для различных групп потребителей.
Конкретные факторы, которые влияют на построение ассортимента продуктов в каждом универмаге, в частности, относятся: тип и Размер магазина по отделам, их техническое оборудование, условия поставки, количество и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенными пунктами, наличие других организаций розничной торговли в зоне деятельности данного магазина по отделам, стратегии, ассортимента конкурентов и т. д. Так, тип универмага определяет ассортимент групповой продукции, размер торговой площади-широту внутригруппового ассортимента, степень оснащения торговой организации холодильным оборудованием-перечень проданных скоропортящихся товаров и т.
При формировании ассортимента учитывается и фактор взаимозаменяемости изделий. Это особенно заметно в группе продуктов, но есть и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофелем, макаронами и так далее.
Тем не менее, уровень развития производства и широта предложения товаров на рынке устраняют полностью проблему дефицита, и потребитель становится более требовательным с наличием всех необходимых продуктов в продаже. Таким образом, их периодическое отсутствие может привести к значительным потерям в обороте и формированию негативного имиджа компании.
Важным фактором в формировании различных пищевых продуктов является сложность спроса на отдельные пищевые продукты. Так, вместе с мясом покупаются овощи, картофель, специи; с кондитерскими изделиями-чай, кофе, фрукты, то есть увеличение спроса на одни продукты приводит к увеличению спроса на другие. Формирование ассортимента товаров без учета этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли.
При формировании ассортимента продукции необходимо учитывать такой фактор, как сезонность потребления и производства определенных видов продукции. Так, зимой увеличивается потребление жиров, мяса, крупы, а летом и осенью продается больше молочных продуктов, сахара и безалкогольных напитков.
На формирование ассортимента продукции в универмагах также влияют такие факторы, как праздники и традиции. Этот фактор приводит к ряду продуктов питания не только к увеличению спроса, но и к их структурным изменениям. В праздничные дни повышен спрос на качественные гастрономические продукты и кондитерские изделия.
При формировании ассортимента необходимо учитывать характер спроса. Существует различие между устойчивым, альтернативным и импульсивным спросом, характеристики которого рассматривались ранее.
Также в формировании ассортимента важна цена товара, которая зависит от выбора источников дохода, каналов продвижения товара и ценовой стратегии конкурентов [2, с. 217].
Ассортимент политики розничных компаний зависит от степени их специализации. Таким образом, универмаги, которые составляют 90% всех розничных компаний, делятся на универсальные, специализированные и неспециализированные универмаги со смешанным разнообразием продуктов. Если говорить о политике ассортимента павильонов, палаток и киосков, принадлежащих небольшой розничной сети, то в отличие от универмагов они предлагают более узкий ассортимент продукции, но обычно быстрее реагируют на спрос и корректируют ассортимент своей продукции в соответствии с ним.
Таким образом, формирование ассортимента продукции на основе комплексного исследования рынка и с учетом вышеперечисленных факторов позволит создать конкурентоспособный коммерческий ассортимент. Однако необходимо периодически контролировать внешнюю среду торговой организации, чтобы своевременно вносить соответствующие корректировки и изменения в процесс формирования торгового ассортимента.
Ассортиментная политика предприятия
- 2020-05-17
- Глеб Стрелков
- Менеджмент
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Глеб Стрелков
Закончил СПбГИКиТ факультет телевидения, дизайна и фотографии. Работаю преподавателем один год. Являюсь магистром. Кроме этого занимаюсь репетиторством и решаю школьные и студенческие работы по менеджменту и трудовым отношениям на этом сайте. Люблю свою профессию за то, что могу делиться полученным опытом и приобретенными знаниями.