Высшим чиновником в мусульманском государстве, который считался вторым лицом после государя, был великий визирь — глава двора халифа, начальник канцелярии, руководитель военного и финансового ведомств. Его основная обязанность состояла в том, чтобы воплощать в жизнь распоряжения халифа. От его имени он контролировал доходы и расходы государства, назначал эмиров и губернаторов. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, то есть только такие, которые должны были выполнять распоряжения Халифа. Назначение последних практиковалось в раннем халифате. Нередко визири сосредоточили всю полноту власти в своих
руках.
Центральное управление в Арабском халифате осуществляли специальные правительственные ведомства — диваны, призванные, в частности, составлять особые книги, содержавшие разнообразные сведения, статистические данные общегосударственного значения (прежде всего, о сборе налогов их распределении). Диваны ведали различными отраслями управления. Во главе их стояли правители, которые назначались халифом, и должны были отчитываться перед ним.
Судебные органы были вполне независимыми от местной власти и подчинялись только центру. Источником всякого правосудия выступал сам халиф. На местах правосудия отправляли его представители (хакимы). Местная власть не имела права вмешиваться в его деятельность. Халиф Омар полностью отделил администрацию от суда и провозгласил даже равенство всех перед законом. Правосудие отправляли Кади (судьи).
Кади назначался халифом (или любым мусульманским правителем) из рядов мусульманской аристократии. За выполнение своих обязанностей кади не получал вознаграждение, если он признавался состоятельным человеком. В противном случае он регулярно получал жалованье от государства. Особенностью мусульманской судебной системы было отсутствие в ней кассационных и апелляционных инстанций. Решение кади считалось окончательным и на него можно было жаловаться только халифу или другому носителю верховной власти. Кади, однако, мог пересмотреть свои решения или приговоры.
Кроме судебных функций, кади поручали ряд других дел: назначение опеки и попечения, контроль за их осуществлением, выдача замуж женщин, не имевших попечителей, наблюдение за общественными дорогами, зданиями, тюрьмами, исполнение духовных завещаний, за дележом наследства. Поскольку деятельность кади часто сопровождалась вымогательствами и злоупотреблениями, то в некоторых мусульманских странах назначалось должностное лицо для контроля за деятельностью судов.
Полиция, как специальный орган, была создана при Омейядах, но значительного влияния она достигла при Абассидах. Тогда был создан альбарид, ведомство, аналогичное соответствующему ведомству в Византии, управлявшему почтой и связью и одновременно выполняло функции тайной полиции. Почтовым чиновникам ставилось в обязанность следить за состоянием умонастроений в государстве и доносить о своих наблюдениях халифу и великому визирю. В областях работали агенты тайной полиции доносили халифу обо всем, чего он требовал.
Несмотря на прочную поддержку со стороны ислама, монархическая теократическая империя, сложившаяся в арабских странах, не смогла подтвердить свою жизнеспособность надолго и на большом пространстве. Уже к началу ІХ в. в Арабском халифате произошло фактическое ограничение светской власти халифов со стороны визирей, они фактически стали управлять государством; начали проявляться сепаратистские тенденции, которые привели в конечном итоге к распаду халифата на эмираты и султанаты. К середине Х в. под властью халифа сохранились только Аравия и часть Месопотамии. В 1055 году Багдад был захвачен турками-сельджуками. Окончательно восточный халифат был завоеван и отменен монголами в ХІІІ в. За Халифом сохранилось духовное лидерство над суннитами, пока оно в ХVI вв. не перешло к турецким султанам.
Таким образом, Арабский халифат возник как государственное образование на территории Аравийского полуострова. Форма правления – теократическая монархия с сильной властью халифа – представителя пророка Мухаммеда на земле. Религия ислам способствовала интеграции и воссоединению арабских племен в единую сильную военную державу, стала основой общественного и государственного устройства.
Арабский халифат и османская империя: общее и особенное в становлении государственности
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.