Отрицательные результаты, которые порождает инфляции, заставляют правительства различных государств осуществлять конкретную антиинфляционную политику. По этой причине с целью производительности её выполнения следует понимать с поддержкой каких мер и способов возможно осуществлять контроль над уровнем инфляции.
Глава 2. Реализация антиинфляционной политики в Российской Федерации.
2.1 Денежные реформы как пример антиинфляционного регулирования
Распад СССР и образование суверенного государства — Российской Федерации 20 декабря 1991 года — потребовал изменения денежной системы основанной на свободной рыночной конкуренции и рациональном использовании ресурсов. В этот переходный для страны период были проведены непопулярные денежные реформы. Так например, в 1991 году бывший министр финансов В. Павлов провел изъятие из обращения купюр номиналом 50 и 100 рублей, причем на обмен имевшихся на руках купюр было выделено три дня. Сам Павлов утверждал, что сжатые рамки обмена и неожиданность реформы помогут пролить свет и изъять «теневые» сбережения, помогут в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, коррупцией, фальшивомонетничеством, но на практике исходом реформы стало недоверие народа правительству и гиперинфляция.
В феврале 1993 года в денежное обращение стали поступать денежные билеты Банка России, а к середине года указом президента РФ Бориса Ельцина было принято решение о прекращении обращения на территории России денежных билетов Госбанка СССР образца 1991- 1992 гг. и переход на банкноты образца 1993 г. Находившиеся в обращении рубли были обменены в соотношении 1:1.
С 1 января 1998 года в оборот были введены банкноты банка России 1997 года достоинством в 5, 10, 50, 100, 500 рублей. Опираясь на опыт реформ 1991 и 1993 годов, сроки обмена денег были растянуты, чтобы не повторить народных волнений. 4 августа 1997 года президент Б.Н. Ельцин подписал указ «Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен» и только с 1 января 1998 года начали производить размен. Размен свободно проводился до 1 января 2002 года. За тысячу старых рублей давали 1 новый. Банкноты образца 1993 и 1995 по-прежнему являлись средством платежа из расчета одной тысячной нарицательной стоимости. 1 января 1999 года «хождение» старых денег прекратилось. Целью реформы являлось возвращение к привычным для населения соотношением между ценами и доходами, как это было до гиперинфляции 1992-1996 гг.
Проведенная реформа в какой-то мере оказала положительный результат, так как уменьшилось номинальное количество денег, обслуживающих платежный оборот, благодаря новым купюрам упростились расчеты населения за товары и услуги, а также бухгалтерский учет операций. Произошел возврат к привычной денежной системе, копейка вернулась в платёжный оборот.
Но стоить отметить и негативные последствия:
– Цены резко подскочили вверх и покупательская способность граждан существенно понизилась, что привело к упадку уровня жизни людей.
– Стоимость рубля по отношению к доллару упала почти в 4 раза. Все это привело к дефолту и тяжелым кризисным временам.
Пройдя множество испытаний, включая дефолт, современный вид денежная система приобрела в результате деноминации 1998 года, и вполне успешно существует, по сей день.
Известный экономист доктор экономических наук В.П. Шкредов писал: «Антиинфляционная политика России отнюдь не отличается прямолинейностью и неуклонным поступательным прогрессом. Напротив, для значительной ее части характерны неупорядоченная, лишенная ясно выраженной всеобщей закономерности, смена одних форм денег и денежных систем другими. В течение нескольких столетий преобладали смешанные, промежуточные, переходные несовершенные отношения».
Таким образом, на примере богатой истории денежного обращения России, можно увидеть какими были сложными механизмы государственного финансового воздействия и экономический эффект реформирования.