Таким образом, лучшим вариантом для любой экономики будет являться открытая, умеренная, сбалансированная и предсказуемая инфляция. Но в действительности, подобная ситуация возникает очень редко, поэтому считается, что лучше иметь открытую, сбалансированную и предсказуемую инфляцию, пусть при достаточно высоких темпах роста среднего уровня цен и экономике, чем небольшую инфляцию, но подавленную, непредсказуемую и несбалансированную.
2. Содержание и методы антиинфляционной политики государства
2.1. Основы антиинфляционного регулирования и антиинфляционной политики
Инфляция это довольно сложный и неизбежный процесс в экономике, характеризующийся резким увеличением общего уровня цен, а также обесцениванием денег в экономике. Она является очень опасным явлением для экономики из-за своих социально-экономических последствий, поэтому очень важно для государства верно и своевременно воздействовать на инфляцию. Именно эта задача лежит в основе антиинфляционной политики.
Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике. Процесс инфляции это очень устойчивый и тяжело управляемый процесс. Инфляция не может рассматриваться как результат какой-то определенной политики государства. Это неизбежный результат самых различных явлений в экономике, следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением. Инфляция представляет собой хроническую болезнь современной экономики, от которой избавиться полностью невозможно. Конечно, не всякая инфляция является опасной и приводит к необратимым последствиям.
Небольшая инфляция (до 10%) в год не представляет собой социального зла. Наоборот, считается, что она в некоторой степени подстегивает экономику, придает ей динамику. Но когда инфляция выходит из-под контроля, когда рост цен на инвестиционные товары и потребительские блага достигает двузначных величин, вот тогда инфляция представляет большую угрозу даже для очень сильной экономики. Поэтому так важно, чтобы государство проводило такую антиинфляционную политику, которая смогла бы обеспечить функционирование нормальной национальной денежной системы. Способы проведения такой политики противоречивы по своим последствиям и природе и неоднозначны. Из всего вышеизложенного следует, что единая государственная антиинфляционная политика – социально-экономическая политика государства, направленная на нормализацию функционирования национальной денежной системы, сохранение покупательной способности национальной валюты. Существует два основных взгляда на способы управления инфляцией: кейнсианский и монетаристский. Кейнсианский подход основывается на том, что на рынке благ существует некоторый дефицит из-за уменьшившегося предложения.
Антиинфляционная политика — система мер, принимаемая для предупреждения и преодоления инфляции. Ее основная цель — установить контроль над инфляцией и добиться таких ее темпов, которые были бы приемлемы для всех субъектов хозяйствования.
Поскольку основной причиной инфляции представители монетаристской школы считали переизбыток денежной массы в обороте, то основой антиинфляционной политики должно стать жесткий контроль за ней. Здесь главную роль играет Центральный банк, который должен устанавливать определенный темп прироста денег.
В настоящее время антиинфляционная политика преследует следующие цели:
сокращение инфляционного потенциала;
предсказуемость динамики инфляции;
снижение темпов инфляции;
стабилизация цен.
Главными инструментами для преодоления инфляции является контроль денежной массы, а также совокупного спроса и предложения. Это возможно с помощью следующих методов:
рост производства и насыщения рынка товарами;
ограничение эмиссии денег;
стимулирование инвестиций;
стимулирования развития среднего и малого бизнеса;
сокращение бартерных операций.
Основная цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. И для достижения этих целей используются такие инструменты антиинфляционной политики как бюджетная политика, т.е. управление государственными расходами и налогами с целью повлиять на платежеспособный спрос: государство сокращает свои расходы и повышает налоги. В результате спрос падает, снижаются темпы инфляции.
Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая бюджетная политика увеличивает чистый экспорт. В результате чего снижается внешний спрос на национальную валюту, происходит ее обесценивание, и, следовательно, увеличение чистого экспорта. Главную роль в сдерживании инфляции, конечно, играет денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономику. Если инструменты бюджетной политики непосредственно влияют на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной в качестве объекта регулирования выступает денежный рынок. Смысл кредитно-денежной политики заключается в воздействии на экономическую конъюнктуру через эмиссию, т.е. изменения находящихся в обороте денежных средств.
Еще одним инструментом кредитно-денежной политики является ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. По срокам проведения антиинфляционная политика подразделяется на «шоковую терапию» и постепенное снижение скорости роста денежной массы.
«Шоковая терапия» — жесткая денежная политика, направленная на немедленное снижение уровня инфляции, и сопровождающаяся значительным спадом производств. Постепенная политика проводится путем повторяющегося, но всегда небольшого снижения темпов роста денежной массы, за счет чего становится возможным избежать глубокого спада, однако это не дает возможность быстро снизить инфляцию. Постепенное снижения инфляции предусматривают активное вмешательство правительства: поддержку предпринимательства, важнейших отраслей производства, создание инфраструктуры рынка, неполное регулирование процесса ценообразования.
Вышеизложенные методы управления инфляцией неоднозначны и зависят от множества факторов. Поэтому выбор стратегии антиинфляционной политики непосредственно зависит от сложившейся экономической ситуации в стране, от вида инфляции, от степени ее влияния на экономику.