При анкетировании в печатной форме вопросы анкеты располагаются на бланке. Офлайн анкетирование предполагает, что вопросы задаются респонденту в виде электронного документа без подсоединения к Интернету. Респонденты заполняют анкету на компьютере, а результаты отправляются разработчику анкеты. Онлайн анкетирование предполагает размещение вопросов анкеты в Интернете и предоставлении респонденту удаленного доступа к ней.
Таким образом, на сегодняшний день для маркетинговых исследований используются множество видов анкетирования. Выбор вида анкетирования зависит от цели проведения исследования, структуры вопросов, необходимость детального выявления определенных причин при выборе ответов.
Раздел 2. Правила составления анкеты
2.1. Структура анкеты и правила ее составления
Стандартная анкета всегда состоит из четырёх главных частей, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура анкеты
Преамбула или, проще говоря, введение. Каждая анкета вначале должна содержать обращение к респонденту с объяснениями целей анкетирования, а в конце благодарность за предоставленную информацию.
Данные о респонденте, которые необходимы для исследования – пол, возраст, образование, семейное положение, место работы и т д. Здесь важно отметить, что эти данные тоже не должны быть бесцельными. Например, нет нужды указывать вопрос о количестве детей, если само исследование далеко от этой сферы. Иными словами, вопросы должны быть здесь грамотно спланированы и не нарушать морально-этических норм.
Основная часть – самая суть анкеты, в которой указываются вопросы, ради которых затевалось само исследование. Как правило, количество вопросов зависит от глубины изучаемого предмета. Но исследователи подчеркивают, что строиться эта часть анкеты должна от простого к сложному, то есть таким образом, чтобы вначале шли более закрытые вопросы, не предполагающие рассуждений и долгих размышлений. При этом и вопросы, требующие развернутых, широких ответов тоже должны разбавляться более «мелкими», простыми и односложными.
Детектор – в этой части располагаются вопросы, которые проверяют внимательность и честность респондентов, а также информацию о интервьюерах и о самой компании, которая проводит опрос. Но, чаще всего этот этап опускается.
Особое внимание необходимо уделить объему анкеты. По мнению специалистов вопросов должно быть не больше 15 и не меньше 5. В этом случае реально получить самую объективную картину о предмете исследования.
Если вопросы анкеты затрагивают личные чувства и интересы опрашиваемого, то необходимо стремиться получить анонимные ответы. В этом случае предпочтительно проводить массовое анкетирование в масштабе учебной группы. Все анкеты должны быть абсолютно идентичны, и должны исключать их идентификацию с отдельными личностями. Опрашиваемые должны быть полностью уверены, что результаты ответов не нанесут ему какого-либо вреда или ущерба. Перед началом анкетирования исследователь должен объяснить, с какой целью оно проводится, ориентировать группу на высказывание своих личных мнений с целью минимизации влияния опрашиваемых друг на друга.
Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов).
Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом.
Пояснения к смысловым вопросам лучше также набрать особым шрифтом, чтобы респондент смог обратить на них внимание.
Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное исследование. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Это помогает уточнить понятность формулировок вопросов и полноту набора вариантов ответов.
Таким образом, качественно разработанная анкета — необходимое условие успешного проведения социологического исследования. Естественно, приведенные рекомендации не охватывают все возможные варианты составления анкет и носят частный характер. Исследователь сам должен решить, какая анкета в максимальной степени удовлетворяет его замыслу.