Владельцы небольших крафтовых пивоварен считают, что ЧМ–2018 в основном спровоцировал рост продаж заводского пива. Например, ООО «Пивоваренная компания «Балтика» в 2018 году увеличило объемы продаж на 2% по сравнению с 2017 годом, сообщили в компании. Heineken также существенно увеличила объем производства в 2018 году, в том числе за счет роста объемов производства на петербургской площадке. По итогам 2018 года рост составил 9%.
Кто тут крафтовее. Организаторы трех фестивалей авторского пива в Петербурге не смогли поделить календарь
Кто тут крафтовее. Организаторы трех фестивалей авторского пива в Петербурге не смогли поделить календарь
Рисунок 1 -Производство пива в Санкт-Петербурге [33]
Впрочем, петербургские производители крафтового пива благодаря притоку туристов тоже смогли откусить свой кусок пирога.
В 2018 году в России открылся десяток новых пивоварен. К примеру, о запуске собственной пивоварни ранее «ДП» рассказали владельцы контрактной пивоварни «Бакунин».
Выросло и количество пивных ресторанов и баров. Сейчас их около 250 в Петербурге, а еще в конце 2017 года было примерно вдвое меньше. Между тем рестораторы объявили о запуске новых проектов. В 2019 году его команда переедет из маленькой мастерской в более просторное помещение, где по соседству будет открыт бар. Будем одновременно проводить мастер–классы в двух залах. Сейчас находимся в поиске помещения площадью от 100 м2. Планируем инвестировать около 1 млн рублей», — рассказал он. В апреле новый пивной бар откроют совладельцы пивоварни «Бакунин». В отличие от предыдущих проектов («Бакунин», Kiosk и пр.), он будет находиться не в центре Петербурга. На сайте компании анонсировано открытие точки под названием Stereopub.
В марте в техническом режиме начал работу коптильня–бар «Топка» на Большом пр. Петроградской стороны». В меню «Топки» копченое мясо и пиво российских производителей. Площадь бара — 100 м2, заведение рассчитано на 45 посадочных мест. Инвестиции в проект превысили 5 млн рублей.
Развитие пивоварения в последнее время часто натыкается на законодательные ограничения. Поэтому петербургские производители пива и рестораторы хотя и строят планы по расширению бизнеса, всегда оговариваются — отрасль будет развиваться, если законотворцы не преподнесут очередной сюрприз. В связи с постоянными изменениями в законодательстве крафтовый рынок может сильно просесть. Крафт — это больше хобби, и, если начать жестко регулировать эту сферу, она не выживет.
Так, к примеру, недавно в Минфине поддержали инициативу ввести минимальную розничную цену на пиво в размере 35 рублей за 0,5 л. Производители пива эту инициативу не поддержали.
Установка минимальной розничной цены неактуальна для пивоваров, поскольку в случае с пивом доля нелегального рынка невелика.
Однако, несмотря на возможные ужесточения правил ведения бизнеса, отрасль начинает готовиться к очередному туристическому сезону.
Кроме того, уже через год в город снова приедет армия футбольных болельщиков. В рамках Euro–2020 в Петербурге пройдет несколько футбольных матчей. Если говорить об общем объеме потребления пива, то Euro–2020 рост вызовет, но пока неясно какой. Нет еще даже сетки турнира.
В 2018 году начал зарождаться полноценный учет розничных продаж пива, в связи с этим и возникает иллюзия повышения объемов розничной реализации этого алкогольного напитка. Но никакого роста объемов розничных продаж пива в 2018 году в России не наблюдалось, и в 2019–м его тоже не будет. Потребление пива последние 10 лет снижалось не только из–за роста акцизов, проблема еще в демографическом кризисе в РФ: численность населения в группе потребителей пива от 18 до 55 лет упала с 2007 года на 10 млн человек. Даже мощная рекламная кампания в период подготовки и проведения ЧМ по футболу — 2018 не помогла, так как эта реклама усилила конкуренцию между пивными брендами, но никак не повлияла на общее потребление пива в нашей стране
Российские пивоварни по качеству продукции выходят на более чем достойный уровень, показывая внушительные показатели экспорта (рис.2).
Исследование рынка пива ежегодно подтверждает сезонность отрасли. В жаркую погоду объемы продаж неуклонно растут, обеспечивая высокую загрузку производства. Как только становится холоднее, коммерческие директора снова углубляются в недра маркетинга. Согласно официальной статистике, увеличение потребления в период с мая по июль обычно составляет порядка 6.3-11.5 процентов. По карте потребления пива в различные годы можно вспомнить, какое лето было холодным (рис.3).