Анализ структуры рынка графического дизайна в Украине
Введение
Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации в положении дел.
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования. Процесс формирования, установления и применения рыночной цены товара происходит по-разному, в зависимости вот того, каковы условия функционирования покупателей и продавцов на данном рынке. Вид рыночной структуры определяет возможности предприятия с точки зрения свободы формирования цен и их уровня.
В условиях, близких к совершенной конкуренции, цена определяется рынком как равновесная между объемом спроса и предложения. Таким образом, ни одна из фирм не играет заметной ролы в установлении цен. Предприятие в этом случае принимает цену как данность, заботясь только в том, чтобы эта цена не оказалась выше затрат, и направляя усилия главным образом на их снижение. Для фирмы в этих условиях спрос полностью зависит вот цены. При этом цены на одинаковую продукцию, произведенную различными предприятиями, практически одинаковы, а возможности для проведения активной ценовой политики и ценовой дискриминации отсутствуют. Резкое изменение цены отдельным производителем или самостоятельное установление им цены значительно отличающейся по уровню вот предлагаемой вторыми предприятиями, действующими на данном рынке, невозможно. Только воздействие каких-то общих для данного рынка факторов (изменение ставки налога, введение или отмена таможенных пошлин, ускорение инфляции) может привести к изменению рыночной цены. Максимизация прибыли предприятием в условиях совершенной конкуренции достигается за счет изменения объема выпускаемой продукции, который фирма увеличивает к тех пор, пока не достигнет равенства цены и предельных затрат В этом случае линия предельных затрат определяет кривую предложения предприятия, а линия спроса является горизонтальной линией и определяется уровнем цены. Вследствие того что рынок открыт для входа всех желающих, получение экономической прибыли предприятием возможно только в рамках короткого периода, а в длительном периоде обеспечивается получение только нормальной прибыли.
На сегодняшний день рынок дизайна в Украине находится в состоянии становления. Можно выделить такие области дизайна: интерактивный, промышленный, ландшафтный, дизайн интерьера и графический дизайн.
В своей работе я постараюсь с помощью маркетингового исследования проанализировать рынок графического дизайна Украины
1. Рынок графического дизайна
1.1 Графический дизайн
рынок графический маркетинговый дизайн
Графический дизайн как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений и / или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и послан. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками верстки страниц для производства конечного результата. Графический дизайн, как термин, часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создается коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которые были получены по окончании работы.
Графический дизайн охватывает историю человечества вот пещеры Ласка к ослепительного неона Гинзы. В обоих случаях продолжительной истории и относительно современного использования визуальных коммуникаций в сравнении с 20-21 вв. иногда существуют смутные различия и пересечения искусства рекламы, графического дизайна и изобразительного искусства. В итоге, их объединяет множество общих элементов, теорий, принципов, практик и языков, а также, иногда один покровитель или клиент. В искусстве рекламы абсолютной целью является продажа товаров и услуг. Графический дизайн: «Сущность — давать информации — порядок, идее — форму, предметам — экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека».
Во времена правления династии Танг (618-906) между IV и VII вв. н.э. деревянные блоки разрезались для печатания на ткани и позже для восстановления Буддистских письмен. Буддистская священная книга, напечатанная в 868 г., является самои первой из известных нам напечатанных книг. В начале XI В. с помощью мобильных печатающих устройств создавались длинные свитки и книги, что делало их широко доступными во время династии Сонг (960-1279).
Мировые школы графического дизайна — Русский конструктивизм (20-е годы), американская рекламная графика (50-е годы), швейцарская школа графики (70-е годы), польская школа плаката (70-е годы), японская школа плаката (80-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская.
Разделы графического дизайна
Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.
— Типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг.
— Фирменный стиль, в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки.
— Визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации.
— Плакатная продукция.
— Визуальные решения для упаковок продукции
— Задачи веб—дизайна.
— Визуальный стиль телевизионных передач и вторых продуктов СМИ
Графический дизайн в настоящее время становится все более интегрирующей профессией, объединяющей в работе со сложным, многоуровневым предметом визуальной реальности принципы и методы различных профессиональных дисциплин. Кроме визуального образа, текста, пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических, маркетинговых и культурных коммуникаций.
Профессиональное компьютерное программное обеспечение:
— Для офсетной полиграфии: Adobe Photoshop (работа с растровыми изображениями), Adobe Illustrator (работа с векторными изображениями), Adobe InDesign и QuarkXPress (верстка страниц)
— Для наружной рекламы и трафаретной печати: Corel Draw
Основные продукты графического дизайна. Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Например, упаковка товара может включат в себя логотип или другое изображение, организованный текст и чистые элементы дизайна, такие как формы и цвет, способствующие единому восприятию картинки. Композиция — одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.
— корпоративный стиль компании и егв основной элемент — логотип;
— буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция;
— упаковки, этикетки, обложки;
— сувенирная продукция;
— интернет-интернет-сайты;
— книжные макеты и иллюстрации.
Графический дизайн сегодня применяется во многих коммерческих и промышленных отраслях. Дизайн стендов, дизайн наружной рекламы, оформление фасадов, дизайн интерьера — все это относится к графическому дизайна.
Графика — искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами. Иногда в графике допускается применение цветных пятен.
К графике относятся рисунок и различные виды его печатных воспроизведений: гравюра, литография, монотипия и др.
1.2 История развития рынка дизайна
Рынок дизайна развивается вместе с экономикой. Дизайн в Украине уже больше чем дизайн. Вон стал оружием конкуренции: если состоятельный человек хочет выделиться среди себя подобных, вон строит загородный дом в виде корабля; если компания хочет обойти соперника, она создает более яркую упаковку для своего товара. Услуги дизайнеров востребованы сейчас как никогда, но сам рынок пока лишь начинает приобретать цивилизованную форму.
Собственно говоря, украинскому дизайна взяться и неоткуда — сказываются 70 лет, проведенные в нерыночном пространстве. Государственные заказы на разработку знаков заводов, упаковок макарон и т.п. поступали либо в секцию промышленной графики при Союзе художников, либо во ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Эти организации, в свою очередь, распределяли заказы среди своих членов и сотрудников. Правда, большая часть заказов делалась скорее «в стол», поскольку все равно не использовалась. Кроме того, дизайн худо-бедно существовал в издательствах и компаниях вроде фирмы грамзаписи «Мелодия
После развала старой системы дизайнерами долгое время считались люди, умеющие работать на компьютере — этот стереотип сломался не так давно. Рынок графического дизайна стал формироваться примерно в 1992 году, когда появились первые заказчики, — новоявленным бизнесменам понадобились визитные карточки. Тогда же с появлением первых негосударственных предприятий общепита — ресторанов, кафе, баров — оказались востребованы архитектурный и интерьерный дизайны. Интерьерный дизайн особенно активно развивается в нашей стране еще и в силу особенностей менталитета отечественного заказчика.
Промышленного дизайна — самого денежного сегмента дизайнерского рынка во всех развитых странах — в Украине практически нет. Лидерами промышленного дизайна считаются Япония, Голландия, Франция. Но и отношение государства к этой важной части дизайнерского рынка в них сильно отличается вот украинских реалий. Крупные французские компании, например, давно поняли выгоду сотрудничества с дизайнерами — в каждой из этих компаний есть собственное дизайнерское бюро. Лидирует среди их Renault, чья дизайнерская служба насчитывает порядка 250 специалистов. Однако предприятия малого и среднего бизнеса прибегают к услугам дизайнеров нечасто. В связи с этим французское правительство проводит целенаправленную политику по внедрению дизайна на таких предприятиях с тем, чтобы они могли продуманно обновят и совершенствовать свою продукцию и успешно конкурировать с зарубежными производителями. Задача пропаганды дизайна во Франции возложена на два ведомства — министерство культуры и министерство промышленности, — которые осуществляют свою политику путем финансирования исследований, финансовой поддержки дизайнеров и предприятий, развитие учебных учреждений, а также через выделение грантов на публикацию посвященных дизайна изданий. В стране созданы региональные дирекции промышленно-экологических исследований и девять центров промышленного дизайна.
В украинской экономике наиболее активно развиваются то сектора, которые связаны с конечным потребителем. И неудивительно, что основу рынка дизайна в нашей стране сейчас составляет графический дизайн (разработка фирменных стилей, упаковок товаров, рекламных макетов, оформление выставочных стендов, телеэфира, и т.п.)
Примерно к середины 1940-х годов считалось, что товарные знаки создаются раз и навсегда. Специалисты полагали, что любые изменения отрицательно скажутся на присущих знака достоинствах, а именно на узнавании изделия благодаря неизменности своей формы. В последнее время ситуация изменилась, и если вы хотите, чтобы ваш знак соответствовал моде и меняющимся условиям окружающей рыночной действительности, вам придется корректировать его каждые пять лет.
Компания Shell, например, вносила поправки в свой логотип более семы раз, а Pepsi — восемь. Кстати, Pepsi стала даже неофициальным рекордсменом по затратам на дизайн, заплатил культовому американскому дизайнеру Дэвиду Карсону $3 млн за изменение логотипа и фирменного стиля компании. Такого порядка сумму выложила British Petroleum (BP) за смену логотипа в этом году. Разумеется, эти цифры показательны только для очень больших компаний. Разработка фирменного стиля (вместе с brandbook — руководством по использованию фирменного стиля, предусматривающим в некоторых случаях даже форму одежды и стиль общения «носителей» логотипа с клиентами) на Западет стоит в среднем $150 000 — $400 000, что в 30-60 раз превышают украинские.
Украинские компании редко обращаются за подобными услугами к иностранным дизайнерам. В основном предпочитают услуги соотечественников
Впрочем, любой разговор в ценах на рынке графического дизайна грешит неточностью и должен сопровождаться разного рода оговорками. Во-первых, потому, что, даже общаясь друг с другом, дизайнеры не говорят в своих расценках. Во-вторых, рынок настолько фрагментарен, что цены на одну и ту же услугу могут различаться на порядок.
Инвестиции в дизайн. Вкладываться в дизайн сейчас очень выгодно, выгодно тратит средства даже на российский дизайн, который наши дизайнеры считают абсолютно конкурентоспособным.
Подогреваемый конкуренцией между заказчиками украинский рынок дизайна постепенно приобретает структуру, свойственную развитым странам. Например, за исключением промышленного дизайна процентное распределение дизайн-студий по областям специализации выглядит практически так же, как и на французском рынке, где наибольшее количество компаний занимается промышленным (82%), графическим дизайном (60%) и дизайном среды и интерьера (48%). Все больше агентств занимаются в последнее время дизайном мультимедиа (16%) и дизайнерскими исследованиями (около 20%). Несколько сократилось число агентств, которые специализировались на дизайне упаковки, хотя их число по-прежнему велико (45% в 1999 году против 48% в 1980-х годах). В Украине, кстати, оформление упаковки становится чуть ли не основным средством выживания для многих дизайн-студий.
Можно предположить, что интерес западных специалистов к украинскому рынку будет только увеличиваться. Ведь тотальная мода на дизайн, овладевшая Украиной в последние годы, докатилась к нам, как всегда, с опозданием — в то время, когда мир переживает дизайнерский кризис. По данным журнала Design Week, совокупный оборот 100 крупнейших британских компаний, специализирующихся на создании брэндов, сократился в 2001 году с 888,5 млн фунтов до 795,5 млн.
1.3 Актуальность структурирования рынка графического дизайна
Специалисты в области графического дизайна, наверное, признают, что роль исследовательской работы в анализе рынка у нас обычно небольшая. Объясняя это, они скорее всего посетуют на нехватку средств или отсутствие времени. Но это будет лишь частью правды. Дизайнерские студии и агентства и впрямь заугощаю относятся к перспективе имело-мальски серьезных исследований без энтузиазма. Но причина и в том, что сами специалисты по дизайну порой слабо понимают суть исследовательской работы и незнакомы с ее методами.
Подчеркнем, что речь идет в непонимании значения не только, скажем, социологических замеров, но и элементарного анализа текущей ситуации. По сей день в отечественной литературе почти нет более или менее четких представленный об этом рынке, в основе которых лежали бы исследования. Обычно приводится описание самого графического дизайна, перечисляются сферы его приложения, упоминаются некоторые информационные материалы и предшествующий опыт в соответствующей области, причем без должной структуризации. Как правило, этим дело и ограничивается.
В итоге исследовательский этап в структурировании рынка в лучшем случае выполняется недостаточно полно, в худшем — вообще пропускается.
Десятки лет не только у нас, но и на Западет господствовал миф в том, что графический дизайн имеет дело с неуловимой социальной материей, которую почти невозможно измерить. Правда, в последние годы становится все яснее, что это все-таки миф. И его все труднее и труднее поддерживать среди ориентированных на практический результат менеджеров компаний, привыкших принимать решения, опираясь на факты и их объективный анализ.
Исследование, проведенное на основе адекватной теоретической методики, должно пол своеобразной точкой отсчета для серьезного позиционирования дизайнерской компании. Только вооружившись данными такого исследования, можно решительно отстаивать свои предложения перед клиентами.
В общем плане можно утверждать, что исследование представляет собой систематический сбор информации, необходимой для всестороннего понимания ситуации. Основное предназначение исследования — устранить элементы неуверенности при определении места на рынке, которое занимает организация. Даже, несмотря на то, что исследовательская работа не может дать ответ абсолютно на все вопросы и гарантировать правильность всех решений, все же в методологически выверенных, систематических исследованиях заложена гарантия установления оптимального соотнощения цена — качество и умелого разрешения возникающих проблем.
2. Маркетинговое исследование
2.1 Информационные нужды
Данная работа создана для того, чтобы компания, решившая занять свое место на рынке графического дизайна, могла быстро определить уровень своей работы, количество присутствующих на рынке конкурентов и установит адекватные цены на свои услуги. Это попытка собрать в одном месте весь украинский дизайн и разложить его по полочкам.
Нас интересует сектор — «избранное». На нем собраны студии, которые делают работы выше среднего. «Выше среднего» определяется сотрудниками агентства «Goroh agency» — нашим опытом работы в рекламе и дизайне.
Второй главный вопрос — цены — до сих порам не раскрыт. Мы провели опрос среди избранных студий и рекламных агентств в категориях фирменный стиль и сайт. Спрашивали только об этих видах работ, поскольку это самые необходимые продукты для большинства компаний, и самые популярные виды услуг в нашем агентстве.
2.2 Программа исследования
Для исследования был выбран метод контент анализа.
Мы придумали компанию (цветочный салон «Клумбы»), зарегистрировали домен и вот имени вымышленного менеджера Оксаны Король разослали запросо всем избранным. Компаниям, не отреагировавшим в течение 3 дней, мы отправляли повторный запросо (на случай, если первое письмо не прошло или было случайно удалено).
2.3 Генеральная совокупность и выборка
Генеральной совокупностью являются все студии дизайна и рекламные агентства Украины, которые имеют свои сайты в сети Интернет, с информацией о видах услуг, примерами работ, информацией о местонахождении (Приложение А).
Из предоставленного списка были выбраны 55 студий и 4 рекламных агентства, в разделе «Портфолио» которых, представлены работы интересующего нас уровня — выше среднего.
2.4 Инструментарий
Так как избранным методом маркетингового исследования есть контент-анализ, то в качестве инструментария выступало письмо (Приложение Б) и бриф (Приложение В), посылаемые избранным компаниям.
Бриф мы составили такой, который мечтали получить сами, работая в агентстве. Поэтому уверены, что хороший менеджер может составить по нему точную смету в течение получаса, не задавая дополнительных вопросов.
2.5 Система сбора информации
Система сбора информации заключалась в ответе исследуемых компаний на наше письмо. Причем измерялись такие данные, как: был ли ответ вообще, скорость ответа, полнота информации.
2.6 Методы обработки данных
Суть контент-анализа — в переводе текстовой информации в количественные показатели, он осуществляется через обнаружение в текстах документов таких легко подсчитываемых признаков, которые с необходимостью отражали бы существенные стороны их содержания. В результате полученная информация поддается статистической обработке, позволяет свести множество показателей, содержащихся в различных документах, в обобщенные, иными словами, перевести качественное содержание документов в количественное.
2.7 Отчет
Аналитическое описание результатов исследования: отчет, который содержит графики и таблицы с распределениями ответов разных агентств на сделанный запрос, а также основные выводы.
2.8 Нужды и ресурсы для проведения исследования
Для проведения данного исследования необходимые такие технические ресурсы: компьютеры, подключенные к сети интернет.
2.9 График проведения исследования и смета
График проведения исследования
Разработка проекта и инструментария 2 дня
Составление письма и брифа 1 день
Отправка писем 1 день
Ожидание ответов 7 дней
Подготовка отчета 2 дня
Сроки проведения исследования — 13 рабочих дня, с момента согласования проекта исследования.
Смета
Общее руководство проектом 500 грн.
Разработка проекта и инструментария 500 грн.
Обработка информации (5 грн. за один ответ) 295 грн.
Подготовка отчета 500 грн.
Минимальные накладные затраты (аренда помещения, оплата интернет-связи) 500 грн.
Общая стоимость исследования 2295 грн.
3. Анализ структуры рынка графического дизайна Украины
3.1 Описание организации проведенного исследования
Организация, проводившая исследование — рекламное агентство «Goroh agency» создано в 2000 году в г. Днепропетровск. Постоянными клиентами агентства являются: ТМ «Биола», ТМ «Щедро», компания «Евроднепр» (ТМ «Дарус», ТМ «Акула», ТМ «Fish market»), ИСК «Содружество» (Киев), МСК» Украина-Канада», ООО» Нбк-Инвест» (Киев), ДП «Фирма Леда» (ТМ «Нарру», ТМ «Breesy»), ОАО «Коминмет» и многие другие.
Агентство специализируется на производстве графического дизайна:
— корпоративный стиль компании;
— буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукцыя;
— упаковки, этикетки, обложки;
— сувенирная продукция;
— интернет-интернет-сайты;
— книжные макеты и иллюстрации.
3.2 Короткий анализ результатов проведенного исследования
Качество обслуживания
Хорошая студия должна предложить не только качественные работы, но и высокий уровень обслуживания. Заказчик ничего не понимает в дизайне, но очень хорошо чувствует отношение студии по скорости и качеству ответа.
Из 59 компаний 4 не дошли письма, 4 компании не ответили. Из этих четырех в 2 достаточно давно не обновлялись сайты («ВебАрт» из Донецка и «Полигон» из Запорожья). Можно предположить, что они больше не работают.
Рекламное агентство «Сандей» из Днепропетровска, а также известнейшая киевская студия «ВорлдВебСтудио» не посчитали нужным ответить даже после повторного запроса.
Результативно ответили 48 из 59 (т.е. не просто отреагировали на письмо, но и дали ответы на наши вопросы).
Скорость реакции
Большая часть — 33 — отреагировали в первый день (на протяжении 24 часов с момента отправки письма), 6 компаний написали только после повторного запроса.
Почти половина менеджеров просили во встрече или телефонном разговоре. По понятным причинам мы избегали и того, и второго. Часто для составления даже примерной сметы действительно не обойтись без «живого» разговора. Но, как мы уже говорили, нашего брифа достаточно для опытного менеджера. Подозреваем, что таким образом нас хотели уболтать.
Самые быстрые — ответили в течение первого часа
— Синерджи — через 4 минуты
— Реактор — 13 минут
— Инспаер эдвертайзинг — 13 минут
— ВоркРокс — 28 минут
Качество ответа
Электронная почта — очень удобный индикатор профессионализма, который в письме невозможно подменить ораторскими способностями.
Мы задавали очень четкие, понятные вопросы и ожидали получить простые профессиональные ответы. Наши ожидания оправдали всего 15 ответивших. В письмах остальных нам пришлось разбираться, уточнят сроки и читать длинные ненужные стандартные предложения.
Лучшие ответы (в алфавитном порядке)
— Ар-Пи Студио
— Артик
— Арриба
— Ателье
— Вива Софтвеа Груп
— Дип
— Гес Ху
— Интеграл
— Карандаш
— Мейк
— Психо
— Пула дизайн
— Сапоникс
— Студия Артемия Лебедева
Сроки
Все предоставленные сроки мы переводили в рабочие дни из расчета, что в неделе пять рабочих дней, а в месяце четыре недели.
Очень характерно, что больше половины ответивших проигнорировали вопрос в сроках. Учитывая опыт, при указании вилы сроков, мы брали в расчет верхнюю планку. В сроках трети компаний мы так и не узнали.
Зато остальные предложили разработать фирменный стиль за срок вот 5 до 80 рабочих дней. При этом большинство компаний предлагает вполне реальные для такой работы временные рамки в 1-1,5 месяца.
В разработке сайтов разброс был немного меньше, вот 10 до 55 дней. Две трети ответивших готовы сдать сайт через 1, 5-2 месяца после подписания договора.
Цены
Большинство компаний сообщали цены в долларах. Остальных мы переводили из гривны по курсу 5:1, а из евро по 1:1,5. Мы предполагаем, что цены нам сообщали с учетом всех налогов, если другое не было указано
Цены достаточно ожидаемо разбились по типам городов: Киев, города-миллионники, все остальные. Чтобы не искажать статистику, при расчете средней стоимости сайта мы не учитывали украинское представительство Студии Артемия Лебедева, потому что цены в него скорее московские.
Фирменный стиль
Разработка логотипа в Украине стоит вот 100 до 10000 долларов. Но лишь половина компаний сообщила отдельную стоимость логотипа и стиля. Остальные объединяли стоимость двух услуг. И только Артур Михно из «Реактора» объяснил, что разработка логотипа — это часть работы, незаконченная разработка фирменного стиля. Мы с им согласны.
Логотип и пять элементов фирменного стиля обошлись бы нам в сумму вот 300 до 30000 долларов, а в среднем 2800 долларов. Средняя стоимость фирменного стиля в компаниях, избранных в категории фирменный стиль, выше — 3600 долларов.
Сайт
Разработка хорошего небольшого сайта, описанного в нашем брифе, в Украине стоит вот 230 до 45000 долларов, а в среднем около 4000 долларов.
Всего стоимость сайта сообщили 48 компаний. Самым популярным оказался диапазон вот 3000 до 5000 долларов.
Средняя стоимость сайта в Днепропетровске и Харькове оказалась выше, чем в Киеве.
Выводы
В ходе исследования рынка графического дизайна Украины выяснили его структуру: кто представляет этот рынок, качество работ и оказываемых услуг, ценовую политику. Определили конкурентную среду и место, которое занимает агентство «Goroh agency» на этом рынке.
Определили, что на разработку минимального фирменного стиля и небольшого сайта в Киеве компании нужно в среднем потратит 9500 долларов. Не намного меньше будут стоить эти услуги в огородах-миллионниках, за исключением Одессы. Но можно сильно сэкономить, обратившись к региональным студиям: при ценах в среднем втрое ниже столичных они часто предлагают работы лучше и интереснее.
На отдельной ступеньке находится украинское представительство Студии Артемия Лебедева, которая предлагает работы высшего качества за самую высокую цену.
Для разработки сайта продолжили бы работать с однои из трех студий:
— Ателье (Киев)
— Гес Ху (Одесса)
— Мейк (Симферополь)
Это лучшие студии по уровню обслуживания, качеству работ и ценам — до 3000 долларов за сайт, описанный в брифе.
С фирменным стилем сложнее. Если бы в заказчиков были бы деньги на фирстиль в Лебедева, что пока имело вероятно в Украине, мы порекомендовали сделать его там. Разработка логотипа в остальных студий — это игра в рулетку, никаких гарантий.
Перечень использованных источников
Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пос. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
Войчак А.В. Маркетинговые исследования. Навч.-метод. посібн. для самост. вивч. дисц. — К.: КНЕУ, 2001. — 119 с.
Голубков Э.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. — 2-е изд. — М.: Финпресс, 2000. (464 с.
Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е изд., Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. — 960 с.
Полторак В.А. Маркетинговые исследования: Навч. пос. — 2-е вид. — К.: Центр учебной литературы, 2003 — 387 с.
Куденко Н.В. Маркетинговые стратегии фирмы: Монография. — К.: КНЕУ, 2002. — 245 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.: Прогресс, 1990. — 734 с.
Мак-дoнальд М. Стратегическое планирование маркетинга. — Спб.: ПИТЕР, 2000. — 276 с.
Гаркавенко С.С. Маркетинг.- К.:Лібра, 1998. — 382 с.
Портер М. Международная конкуренция.-М.: Междунар. Отношения, 1993. — 896 с.