Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Анализ структуры ценностно-смысловой сферы личности

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Смысл — это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, к результатам творчества, поступкам других и собственной деятельности, к красоте окружающего мира. [Липовая О.А. Теория смысла как базовая составляющая отечественной общепсихологической теории. Вестник ТГПИ. Таганрог. 2014. С.241-250]
Осмысленность жизни является основным показателем наличия личностного смысла. Осмысленность жизни трактуется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, наличие цели в жизни, переживание индивидом значимости жизни. [23]
До Второй мировой войны главные достижения в разработке понятия смысла были связаны с именем А. Адлера.
Наиболее естественной тенденцией развития человека А. Адлер считал развитие социального интереса, который развивается в трех главных сферах жизни: в любви, деятельности, в отношениях Я – ТЫ. Именно в данном типе отношений человек находит смысл в основании собственной жизни. [27].
В. Франкл в своей теории личности представляет смысл как жизненную задачу. В качестве ведущей движущей задачи поведения выступает стремление личности найти и исполнить свой смысл жизни. По мнению В. Франкла смысл тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельная ситуация несет в себе свой смысл, различный для людей, но одновременно истинный для каждого.
Смысл объективен. Человек находит его в мире, а не изобретает сам. Именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Нахождение смысла — это вопрос не познания, а призвания. [31]
В отечественной психологии проблема смысла как психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих жизни и деятельности индивида, явлений его взаимодействия с окружающим миром.
Анализируя структуру человеческой деятельности и устанавливая объективные отношения между ее составляющими, А. Н. Леонтьев отметил, что смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат. Отношение мотива к цели создает личностный смысл, при этом мотиву принадлежит смыслообразующая функция.
По словам А. Н. Леонтьева, личностные смыслы не имеют своего индивидуального существования. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает мотивы личности с реальностью самой жизни. Иными словами, личностные смыслы всегда носят субъективный характер. [19]
У Ф. Е. Василюка смысл как целостная совокупность жизненных отношений представлен неким продуктом мотивационно-ценностной системы личности. Функцией мотива является смыслообразование и тем самым направление и побуждение поведения и деятельности человека.
Ф. Е. Василюк полагает, что в процессе личностного развития ценности претерпевают определенную эволюцию. Изначально они существуют только в виде эмоциональных реакций на их утверждение или нарушение. Впоследствии ценности последовательно приобретают форму «знаемых» мотивов, смыслообразующих мотивов и одновременно смыслообразующих, и действующих.
Ценность, став реальным мотивом и являясь источником осмысленности жизни, способствует личностному росту. [16]
По мнению Б. С. Братуся общие смысловые образования образуют единицы сознания личности и определяют главные и постоянные отношения личности к центральным сферам ее жизнедеятельности – к другим людям, к себе самому, к миру,
Человек имеет дело не с одним смыслом, а со сложной иерархией динамических смысловых систем, складывающихся из следующих уровней:
Нулевой уровень — это ситуационные, прагматические смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в конкретных сложившихся условиях.
Первый уровень, называемый эгоцентрическим, в котором исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность;
Второй уровень (группо-центрический): на этом уровне определяющим смысловым моментом становится близкое окружение человека, группа, которую он либо отождествляет с собой, либо ставит ее выше себя и своих интересов и устремлений;
Третий уровень – общечеловеческая, коллективистская, социальная смысловая ориентация.
В результате смыслового отношения формируется ценностная направленность личности к определенным явлениям объективной реальности, переживаемая на субъективном уровне. Ценностная ориентация выполняет функцию ориентировочной реакции в поведении личности, отражает смысловую сторону ее направленности.
Каждый человек сталкивается с необходимостью пересматривать и менять свои ценности и смыслы. В некоторых случаях это происходит под воздействием жестких обстоятельств, но описанный выше механизм позволяет ему меняться, оставаясь самим собой. [34]
Резюмируя вышеизложенное, сделаем вывод, что в психологии существует множество теоретических подходов к изучению ценностей и смыслов, такие как:
1) Социальная среда или мировоззрение человека являются источниками системы ценностных ориентаций (Д.Рисмен).
2) Посредством ценностной ориентации личность познает мир. Ценности являются основой личности (Э.Шпрангер).
3) Ценности – часть мотивационно-потребностной сферы личности. Стремление к самоактуализации – главная ценность личности. Выделяется два вида ценностей: высшие ценности бытия (связаны с самоактуализацией) и низшие дефициентные ценности (удовлетворение фрустрированной потребности). (А.Маслоу).
4) Смысл жизни может быть обнаружен тремя способами (совершение подвига или дела, страдание, переживание ценности). Выделяется три группы ценностей (творчества,переживания, отношения). Смысл объективен и представляет собой жизненную задачу. (В.Франкл).
5) Признаки ценностей: небольшое число общих ценностей как достояний человека; всем присущи одинаковые ценности в разной степени; системность; культурно-исторические истоки; влияние на различные социальные феномены.
Виды ценностей: терминальные (убеждение, что цель достойна того, чтоб ее достигнуть) и инструментальные (убеждение, что выбранный образ действия более предпочтителен). (М.Рокич).
6) В зависимости от ценностей и внешних условий возникают определенные потребности. Ценности влияют на выбор способа удовлетворения потребности. (В.Ф.Анурин)
7) Функции смыслов в системе ценностей: принятие или отрицание ценностей, повышение или снижение ее значимости, сохранение или утрата во времени, а также ее реализация (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская).
8) Система ценностей определяет направление развития личности. Основным показателем личностного смысла является осмысленность жизни.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜