Анализ структуры ценностно-смысловой сферы личности - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему Анализ структуры ценностно-смысловой сферы личности

Смысл — это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, к результатам творчества, поступкам других и собственной деятельности, к красоте окружающего мира. [Липовая О.А. Теория смысла как базовая составляющая отечественной общепсихологической теории. Вестник ТГПИ. Таганрог. 2014. С.241-250]
Осмысленность жизни является основным показателем наличия личностного смысла. Осмысленность жизни трактуется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, наличие цели в жизни, переживание индивидом значимости жизни. [23]
До Второй мировой войны главные достижения в разработке понятия смысла были связаны с именем А. Адлера.
Наиболее естественной тенденцией развития человека А. Адлер считал развитие социального интереса, который развивается в трех главных сферах жизни: в любви, деятельности, в отношениях Я – ТЫ. Именно в данном типе отношений человек находит смысл в основании собственной жизни. [27].
В. Франкл в своей теории личности представляет смысл как жизненную задачу. В качестве ведущей движущей задачи поведения выступает стремление личности найти и исполнить свой смысл жизни. По мнению В. Франкла смысл тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельная ситуация несет в себе свой смысл, различный для людей, но одновременно истинный для каждого.
Смысл объективен. Человек находит его в мире, а не изобретает сам. Именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Нахождение смысла — это вопрос не познания, а призвания. [31]
В отечественной психологии проблема смысла как психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих жизни и деятельности индивида, явлений его взаимодействия с окружающим миром.
Анализируя структуру человеческой деятельности и устанавливая объективные отношения между ее составляющими, А. Н. Леонтьев отметил, что смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат. Отношение мотива к цели создает личностный смысл, при этом мотиву принадлежит смыслообразующая функция.
По словам А. Н. Леонтьева, личностные смыслы не имеют своего индивидуального существования. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает мотивы личности с реальностью самой жизни. Иными словами, личностные смыслы всегда носят субъективный характер. [19]
У Ф. Е. Василюка смысл как целостная совокупность жизненных отношений представлен неким продуктом мотивационно-ценностной системы личности. Функцией мотива является смыслообразование и тем самым направление и побуждение поведения и деятельности человека.
Ф. Е. Василюк полагает, что в процессе личностного развития ценности претерпевают определенную эволюцию. Изначально они существуют только в виде эмоциональных реакций на их утверждение или нарушение. Впоследствии ценности последовательно приобретают форму «знаемых» мотивов, смыслообразующих мотивов и одновременно смыслообразующих, и действующих.
Ценность, став реальным мотивом и являясь источником осмысленности жизни, способствует личностному росту. [16]
По мнению Б. С. Братуся общие смысловые образования образуют единицы сознания личности и определяют главные и постоянные отношения личности к центральным сферам ее жизнедеятельности – к другим людям, к себе самому, к миру,
Человек имеет дело не с одним смыслом, а со сложной иерархией динамических смысловых систем, складывающихся из следующих уровней:
Нулевой уровень — это ситуационные, прагматические смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в конкретных сложившихся условиях.
Первый уровень, называемый эгоцентрическим, в котором исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность;
Второй уровень (группо-центрический): на этом уровне определяющим смысловым моментом становится близкое окружение человека, группа, которую он либо отождествляет с собой, либо ставит ее выше себя и своих интересов и устремлений;
Третий уровень – общечеловеческая, коллективистская, социальная смысловая ориентация.
В результате смыслового отношения формируется ценностная направленность личности к определенным явлениям объективной реальности, переживаемая на субъективном уровне. Ценностная ориентация выполняет функцию ориентировочной реакции в поведении личности, отражает смысловую сторону ее направленности.
Каждый человек сталкивается с необходимостью пересматривать и менять свои ценности и смыслы. В некоторых случаях это происходит под воздействием жестких обстоятельств, но описанный выше механизм позволяет ему меняться, оставаясь самим собой. [34]
Резюмируя вышеизложенное, сделаем вывод, что в психологии существует множество теоретических подходов к изучению ценностей и смыслов, такие как:
1) Социальная среда или мировоззрение человека являются источниками системы ценностных ориентаций (Д.Рисмен).
2) Посредством ценностной ориентации личность познает мир. Ценности являются основой личности (Э.Шпрангер).
3) Ценности – часть мотивационно-потребностной сферы личности. Стремление к самоактуализации – главная ценность личности. Выделяется два вида ценностей: высшие ценности бытия (связаны с самоактуализацией) и низшие дефициентные ценности (удовлетворение фрустрированной потребности). (А.Маслоу).
4) Смысл жизни может быть обнаружен тремя способами (совершение подвига или дела, страдание, переживание ценности). Выделяется три группы ценностей (творчества,переживания, отношения). Смысл объективен и представляет собой жизненную задачу. (В.Франкл).
5) Признаки ценностей: небольшое число общих ценностей как достояний человека; всем присущи одинаковые ценности в разной степени; системность; культурно-исторические истоки; влияние на различные социальные феномены.
Виды ценностей: терминальные (убеждение, что цель достойна того, чтоб ее достигнуть) и инструментальные (убеждение, что выбранный образ действия более предпочтителен). (М.Рокич).
6) В зависимости от ценностей и внешних условий возникают определенные потребности. Ценности влияют на выбор способа удовлетворения потребности. (В.Ф.Анурин)
7) Функции смыслов в системе ценностей: принятие или отрицание ценностей, повышение или снижение ее значимости, сохранение или утрата во времени, а также ее реализация (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская).
8) Система ценностей определяет направление развития личности. Основным показателем личностного смысла является осмысленность жизни.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.