Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Анализ состояния экономической безопасности Оренбургской области

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

На современном этапе развития экономики существует много факторов, которые могут оказать отрицательное влияние на деятельность субъекта экономики в регионе. К наиболее опасным внешним угрозам экономической безопасности России относятся негативные последствия глобализации мировой экономики для национальной экономики; рост зависимости от импорта технологий и потребительских товаров; миграция высококвалифицированных специалистов за рубеж; использование механизмов нелегального вывоза капитала заграницу. Внутренние угрозы экономической безопасности обусловлены снижением инновационной и инвестиционной активности бизнеса; низким уровнем развития агропромышленного комплекса; нестабильностью финансового сектора; ростом долга государства и регионов; высокой степенью зависимости доходов бюджета от нефтегазового сектора.
Объектами экономической безопасности региона являются территория, население и экономика, включая производственные фонды, инфраструктуру, природные ресурсы и т.д. Группа показателей и индикаторов, характеризующих экономическую безопасность региона, соответствует составу негативных воздействий и последствиям их влияния. К ним относятся показатели, характеризующие средства региона, направляемые на обеспечение экономической безопасности региона; индикаторы удовлетворения эталонных потребностей населения региона; показатели ущерба социально-экономической системе региона от влияния негативных воздействий на экономическую безопасность.
Задача определения отраслевых приоритетов экономического развития регионов важна для нашей страны. Однако в стратегических инициативах Федерального центра региональные особенности четко не показаны, что связано с неполной информированностью центральных властей о положении на местах. С другой стороны, на региональном уровне стратегии социально-экономического развития формируются без учета глобальных экономических и технологических трендов. Это приводит к низкому качеству разработки и содержания региональных стратегий, неэффективному использованию бюджетных средств и неверных сигналов бизнесу для осуществления инвестиционной деятельности.
Повышение экономической безопасности регионов связано с развитием региональной промышленной политики нового поколения, которая усиливает роль регионов в расширении несырьевого экспорта и международного сотрудничества в целом, повышает важность неценовой конкуренции между регионами за инвесторов. Это позволит минимизировать дублирование и фрагментацию федерального финансирования, будет способствовать формированию оптимального инвестиционного климата каждого субъекта РФ и росту их экономической безопасности.
Одним из направлений решения этой проблемы может быть использование опыта Европейского Союза по региональному развитию на принципах концепции умной специализации. Суть её заключается в том, что каждый регион должен найти свой уникальный экономически обоснованный путь развития. Уникальность достигается путем сочетания внутреннего знания (получаемого от местных сообществ) с внешним (глобальные тренды, стратегии других регионов, приоритеты и программы на национальном и международном уровне).
Отличительным признаком умной специализации является синхронизация усилий государственного и частного секторов, а также многоуровневое управление с эффективной коммуникацией и четким разделение функций между разными уровнями власти [4].
На национальном уровне задаются общие условия организации процесса разработки и реализации стратегий, верификации приоритетов, формируются единые базы данных для аналитических сопоставлений; на региональном уровне осуществляется непосредственно выбор приоритетов развития, разработка стратегий и их реализация, создаются соответствующие координационные структуры. Умная специализация повышает заинтересованность в поддержке инноваций среди относительно слабых регионов.
Результаты исследования стратегии инновационного развития субъектов РФ показали соответствие по отдельным компонентам базовым критериям умной специализации [2]. Объектом оценки стали стратегии инновационного развития, которые по состоянию на 2014 г. были приняты в семи регионах РФ. По мнению исследователей, слабыми местами рассмотренных стратегий с позиции соответствия критериям умной специализации оказались следующие: отсутствие учета в стратегиях сильных сторон и специализации других регионов России; отсутствие структуры, ответственной за разработку и координацию реализации стратегий; разработка стратегии без учета мнения регионального сообщества; использование модели линейного инновационного развития без учета разнообразных форм инновационной деятельности; нет дорожных карт и механизмов актуализации стратегии; не детализированы приоритетные направления стратегии. Особенность подхода умной специализации заключается в его комплексности, т.е. в необходимости одновременно применять все инструменты, каждый из которых был «изобретен» до возникновения самой концепции.
Важным условием при определении отраслевых приоритетов в рамках умной специализации является обоснованная доказательность за счет использования кластерного подхода. И в России, и за рубежом кластерные инициативы часто выступают в качестве приоритетов регионального развития. Кластерные инициативы выступают в качестве платформ, где создаются межотраслевые специализированные стратегии и развиваются новые конкурентные преимущества территории в ответ на современные вызовы экономической безопасности регионов.
Промышленную политику нового поколения, обеспечивающую экономическую безопасность, следует выстраивать на принципах дифференцированного подхода к субъектам РФ, отличающихся полиотраслевой специализацией, и территориям с ограниченным набором отраслей специализации. При этом нужно сформировать инструментарий плавного регулирования и оптимизации распределения рисков (например, через увеличение доли частного и регионального софинансирования проектов) при поддержке из федерального бюджета отраслей, объективно не отличающихся высоким уровнем развития на данной территории и не имеющих связи с накопленными там компетенциями. В число полноценных приоритетов регионального развития должны войти сектора интеллектуальных, креативных и культурных услуг, выступающие лейтмотивом умной специализации в экономически развитых странах.

Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜