Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Анализ состояния экономической безопасности Оренбургской области

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

На современном этапе развития экономики существует много факторов, которые могут оказать отрицательное влияние на деятельность субъекта экономики в регионе. К наиболее опасным внешним угрозам экономической безопасности России относятся негативные последствия глобализации мировой экономики для национальной экономики; рост зависимости от импорта технологий и потребительских товаров; миграция высококвалифицированных специалистов за рубеж; использование механизмов нелегального вывоза капитала заграницу. Внутренние угрозы экономической безопасности обусловлены снижением инновационной и инвестиционной активности бизнеса; низким уровнем развития агропромышленного комплекса; нестабильностью финансового сектора; ростом долга государства и регионов; высокой степенью зависимости доходов бюджета от нефтегазового сектора.
Объектами экономической безопасности региона являются территория, население и экономика, включая производственные фонды, инфраструктуру, природные ресурсы и т.д. Группа показателей и индикаторов, характеризующих экономическую безопасность региона, соответствует составу негативных воздействий и последствиям их влияния. К ним относятся показатели, характеризующие средства региона, направляемые на обеспечение экономической безопасности региона; индикаторы удовлетворения эталонных потребностей населения региона; показатели ущерба социально-экономической системе региона от влияния негативных воздействий на экономическую безопасность.
Задача определения отраслевых приоритетов экономического развития регионов важна для нашей страны. Однако в стратегических инициативах Федерального центра региональные особенности четко не показаны, что связано с неполной информированностью центральных властей о положении на местах. С другой стороны, на региональном уровне стратегии социально-экономического развития формируются без учета глобальных экономических и технологических трендов. Это приводит к низкому качеству разработки и содержания региональных стратегий, неэффективному использованию бюджетных средств и неверных сигналов бизнесу для осуществления инвестиционной деятельности.
Повышение экономической безопасности регионов связано с развитием региональной промышленной политики нового поколения, которая усиливает роль регионов в расширении несырьевого экспорта и международного сотрудничества в целом, повышает важность неценовой конкуренции между регионами за инвесторов. Это позволит минимизировать дублирование и фрагментацию федерального финансирования, будет способствовать формированию оптимального инвестиционного климата каждого субъекта РФ и росту их экономической безопасности.
Одним из направлений решения этой проблемы может быть использование опыта Европейского Союза по региональному развитию на принципах концепции умной специализации. Суть её заключается в том, что каждый регион должен найти свой уникальный экономически обоснованный путь развития. Уникальность достигается путем сочетания внутреннего знания (получаемого от местных сообществ) с внешним (глобальные тренды, стратегии других регионов, приоритеты и программы на национальном и международном уровне).
Отличительным признаком умной специализации является синхронизация усилий государственного и частного секторов, а также многоуровневое управление с эффективной коммуникацией и четким разделение функций между разными уровнями власти [4].
На национальном уровне задаются общие условия организации процесса разработки и реализации стратегий, верификации приоритетов, формируются единые базы данных для аналитических сопоставлений; на региональном уровне осуществляется непосредственно выбор приоритетов развития, разработка стратегий и их реализация, создаются соответствующие координационные структуры. Умная специализация повышает заинтересованность в поддержке инноваций среди относительно слабых регионов.
Результаты исследования стратегии инновационного развития субъектов РФ показали соответствие по отдельным компонентам базовым критериям умной специализации [2]. Объектом оценки стали стратегии инновационного развития, которые по состоянию на 2014 г. были приняты в семи регионах РФ. По мнению исследователей, слабыми местами рассмотренных стратегий с позиции соответствия критериям умной специализации оказались следующие: отсутствие учета в стратегиях сильных сторон и специализации других регионов России; отсутствие структуры, ответственной за разработку и координацию реализации стратегий; разработка стратегии без учета мнения регионального сообщества; использование модели линейного инновационного развития без учета разнообразных форм инновационной деятельности; нет дорожных карт и механизмов актуализации стратегии; не детализированы приоритетные направления стратегии. Особенность подхода умной специализации заключается в его комплексности, т.е. в необходимости одновременно применять все инструменты, каждый из которых был «изобретен» до возникновения самой концепции.
Важным условием при определении отраслевых приоритетов в рамках умной специализации является обоснованная доказательность за счет использования кластерного подхода. И в России, и за рубежом кластерные инициативы часто выступают в качестве приоритетов регионального развития. Кластерные инициативы выступают в качестве платформ, где создаются межотраслевые специализированные стратегии и развиваются новые конкурентные преимущества территории в ответ на современные вызовы экономической безопасности регионов.
Промышленную политику нового поколения, обеспечивающую экономическую безопасность, следует выстраивать на принципах дифференцированного подхода к субъектам РФ, отличающихся полиотраслевой специализацией, и территориям с ограниченным набором отраслей специализации. При этом нужно сформировать инструментарий плавного регулирования и оптимизации распределения рисков (например, через увеличение доли частного и регионального софинансирования проектов) при поддержке из федерального бюджета отраслей, объективно не отличающихся высоким уровнем развития на данной территории и не имеющих связи с накопленными там компетенциями. В число полноценных приоритетов регионального развития должны войти сектора интеллектуальных, креативных и культурных услуг, выступающие лейтмотивом умной специализации в экономически развитых странах.

Picture of Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.