Пятый принцип – это демократизм, который заключается в возможности участия граждан в управлении делами государства. В контексте государственных программ, данный принцип заключается в возможности общественного обсуждения программ, например сейчас это делается посредством интернета. Можно сказать, что данный принцип реализован сегодня в России достаточно слабо, на что имеется много причин. Например, низкая правовая культура и грамотность населения, низкая социальная активность, а также незаинтересованность власти в таком участии.
Кроме общих принципов можно выделить ряд специальных:
Принцип целевого переназначения заключается в том, что каждая государственная программа должна иметь определенную цель, как правило, в конкретной сфере. Данная цель разбивается на задачи, решение которых позволяет достичь поставленной цели намного эффективнее. Данные цели зависят от сферы, в которой принимается программа, но в широком смысле можно сказать, что любая программ направлена на повышение уровня и качества жизни населения.
Отдельно необходимо выделить принцип срочности, т.е. каждая программа должна быть рассчитана на определенный срок, за который долины быть достигнуты поставленные цели. Отсутствие определенного срока негативно отражается на реализации программы.
Принцип компетентности и профессионализма, заключается в том, что программы должны разрабатываться и реализовываться лицами, имеющими знания и опыт в определенной сфере. Например, поручать разработку программы, связанной с охраной общественного порядка министерству культуры нецелесообразно.
Принцип финансовой обеспеченности, заключается в том, что программы должны разрабатываться с учетом финансовых ресурсов. При нехватке ресурсов любая программа превращается в номинальный документ, который не будет реализован в полном объеме.
Принцип эффективности, который заключатся в том, что каждая государственная программа должна оцениваться с точки зрения сошествия затраченных ресурсов и полученных результатов. При наличии такого соответствия программа является эффективной, если же затраты существенно превышают результат, программа является неэффективной. В рамках данного принципа необходима разработка критериев оценки эффективности программы.
Принцип ответственности, заключается в том, что за неэффективную реализацию программы, не достижения поставленных целей должен нести руководитель уполномоченного органа и его сотрудники. Данный принцип на практике практически не реализуется.
Рассмотренные принципы позволяют сказать, что эффективная реализация программ возможна лишь при учете всех принципов. Как показывает практика, не все принципы реализуются в полном объёме. Например, принципы демократизма, ответственности, профессионализма реализуются крайне слабо. Это существенно снижает качество принимаемых программ, а также качество их реализации. В долгосрочной перспективе это существенно тормозит развитие государства, негативно отражается на уровне и качестве жизни граждан.
Помимо принципов необходимо обратить внимание на функции государственных программ, которые представляют собой основные направления воздействия данных программ на общество.
В первую очередь, это регулятивная функция, т.е. посредством программ государство регулирует общественные отношения и их развитие в определенной сфере.
Во-вторых, это охранительная функция, в первую очередь актуальная для программ в сфере общественного порядка, безопасности и т.д. Принимаемые программы позволяют решать актуальные проблемы в данной сфере более целенаправленно.
В-третьих, это функция развития. Все государственные программы направлены на развитие и укрепление определенной сферы. Наличие таких программ, при наличии профессионального руководства и достаточного финансирования позволяет решать программы развития определенной сферы более эффективно.
Важной функцией государственных программ можно назвать прогностическую, поскольку в государственных программах определяются цели, на основании которых можно делать долгосрочные прогнозы.
Подводя итог данному параграфу можно сделать следующие выводы:
Анализ теории государственных программ позволяет определить ряд принципов, основании которых необходимо проводить разработку и реализацию программ. К общим принципам можно отнести: законность, обеспечение прав и свобод, федерализм, справедливость и демократизм. К специальным принципам мы отнесли следующие: целевое назначение, срочность, компетентность, финансовая обеспеченность, эффективность и ответственность.
К функциям государственных программ мы отнесли: регулятивную, охранительную, развитие и прогнозирование.
Анализ системы государственных программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти РФ
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.