В конечном итоге, внедрение СМК приводит к увеличению рыночной стоимости компании. По данным международного регистратора «Det Norske Veritas» сертификация СМК повышает рыночную стоимость компании в среднем на 10%. Кроме того, по данным исследований, «премия» за эффективное корпоративное управление может составлять до 38% стоимости акций российских компаний.
Также, в противовес перечисленным преимуществам часто приводят высокую стоимость работ по внедрению СМК. Это замечание справедливо. Однако практика внедрения СМК показывает, что возврат затраченного капитала, в зависимости от фирмы наступает в течение 9 – 16 месяцев [9].
Кроме того, к недостаткам внедрения СМК также относят:
1. высокие трудозатраты на документальное оформление СМК;
2. трудности реализации «процессного подхода»;
3.«бюрократические барьеры», связанные с наличием большого количества процессов, формальных схем, многочисленных инструкций.
По мнению автора работы, роль СМК в экономике состоит в повышении эффективности функционирования предприятий корпоративного и государственного секторов. Сертификат СМК предоставляет участникам сделки информацию о качестве предлагаемой продукции, работ, услуг, что является основным ориентиром для контрагентов при осуществлении трансакции. Кроме того, наличие сертификата СМК гарантирует низкую рискованность совершения сделки, поскольку говорит о внутренней структурированности и упорядоченности деятельности компании, прозрачности системы управления, наличия постоянного внешнего контроля со стороны независимого эксперта [10]. Таким образом, сотрудничество с предприятием, внедрившим работоспособную систему менеджмента качества, позволяет обеспечить сокращения трансакционных издержек в первую очередь издержек поиска информации, ведения переговоров и заключения сделки, издержек оппортунистического поведения.
При внедрении СМК компании получают возможность упорядочить сложную систему внутренних и внешних взаимодействий. Институты, формируя устойчивую структуру экономических взаимодействий, способствуют уменьшению неопределенности в сделках и снижению трансакционных издержек. Таким образом, можно сказать, что СМК выполняет сигнальную функцию для экономических субъектов, предоставляя им достоверную информацию о достижениях компании в управлении качеством.
Следует отметить, что при проведении исследования влияния сертификации ИСО на уровень конкурентных преимуществ промышленных компаний США, эксперты установили, что компании растут быстрее после сертификации и что эффект роста больше в тех отраслях экономики, где покупатели сталкиваются с более сильными затруднениями при получении информации о поставщиках. Особо отмечается, что сертификация увеличивает возможности роста компании – поставщика, когда покупатель сталкивается с проблемой доступности информации многочисленных поставщиках и сложностями в идентификации их квалификации.
Таким образом, исследования, посвященные сигнальному эффекту сертификация, подтверждают, что сертификат ИСО 9001 позволяет компании открыто продемонстрировать заинтересованным сторонам заслуживающую доверия информацию о своих организационных характеристиках и достижениях, которые в отсутствие сертификации остались бы недоступными. Подобная информационная доступность создает возможность для сертифицированной компании получить преимущество в сравнении со своими несертифицированными конкурентами, так как сертификация вознаграждается рынком. Это может быть как неценовая награда в виде репутационного преимущества и статуса привилегированного поставщика, так и ценовая премия, размер которой зависит от степени готовности потребителей платить более высокую цену в сравнении с ценой конкурентов или средней ценой покупки [13].
При этом важно отметить, что обоснованность рыночной награды гарантирована доверием заинтересованных сторон к процедуре сертификации и сертификату ИСО 9001. По сути, сертификат служит гарантией того, что компания не просто способна минимизировать риск поставки некачественной продукции, но уверена в высоком уровне качества этой продукции. Как отмечал Дж. Стиглиц, «качество гарантии, предоставляемой фирмой, может передавать информацию о качестве продукции; хорошую гарантию будут готовы предложить только те фирмы, которые уверены в надежности своей продукции. Гарантия желательна не только потому, что она снижает риск, но и потому, что она обеспечивает передачу информации».
Таким образом, дано определение СМК, перечислены основные преимущества и недостатки внедрения СМК на предприятиях, определена его роль в экономике. В дальнейшем представляется целесообразным перейти к рассмотрению существующих методов оценки эффективности внедрения СМК в компаниях.
Анализ себестоимости продукции
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.