Среди показателей рентабельности особого внимания заслуживают три группы показателей: во-первых, показатель рентабельности продаж (маржа), назначение которого оценивать выгодность производимой продукции, во-вторых, показатель рентабельности активов (экономическая рентабельность), по которому можно судить об эффективности использования активов и о кредитоспособности предприятия, в-третьих, показатель рентабельности собственного капитала, который характеризуют инвестиционную привлекательность организации.
Факторный анализ рентабельности продаж производится примерно таким же образом.
На уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, оказывают влияние следующие основные факторы: изменение объема реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Расчет влияния этих факторов выполняется способом цепных подстановок.
Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет вид
Rпр = ПрпВ= f (VРПобщ,Цi,Сi)f VРПобщ,Цi (11)
Рассмотрим факторную модель анализа рентабельности продаж более детально.
Влияние изменения объема реализованной продукции:
RV=V1Ц0-С0-К0V1Ц0 (12)
Влияние изменения продажных цен:
RЦ=V1Ц1-С0-К0V1Ц1 (13)
Влияние изменения себестоимости проданных товаров:
RС=V1Ц1-С1-К0V1Ц1 (14)
Влияние изменения коммерческих расходов:
RКР=V1Ц1-С1-К1V1Ц1 (15)
Таким образом, анализ финансовых результатов, проведённый по представленной методике, даёт исчерпывающие сведения о причинах изменений прибыли и рентабельности.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БИЗНЕС КАР КАСПИЙ»