Анализ правоохранительной деятельности Дальневосточного таможенного управления - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему Анализ правоохранительной деятельности Дальневосточного таможенного управления

ВВЕДЕНИЕ

Важная роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе, как одному из базовых институтов экономики.

Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации [1].

В Постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральной таможенной службе» закреплено, что «Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями» [2].

В связи с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, и введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела являются актуальными.

Рассматриваемая в данной работе тема не обделена вниманием ученых. В различной степени ее отдельные аспекты затрагивались в научных трудах С.С. Алексеева, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, И.Ш. Килясханова, М.Я. Масленникова, Л.Л.Попова, Б.В. Российского, В.В. Севрюгина, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова и других.

Объект исследования: особенности производства по административным правонарушениям в деятельности таможенных органов.

Предмет исследования: деятельность Дальневосточного таможенного управления в сфере административных правонарушений.

Цель курсовой работы: изучить особенности производства по делам об административных правонарушениях в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, значение и принципы административного производства в области таможенной деятельности;

2. Исследовать стадии производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенной деятельности;

3. Провести сравнительный анализ административных правонарушений в деятельности Дальневосточного таможенного управления за последние годы;

4. Изучить имеющуюся практику по производству по делам об административных правонарушениях в деятельности Дальневосточного таможенного управления.

В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы научного познания.

К теоретическим методам данного исследования относятся следующие: анализ литературы, синтез полученных данных, сравнение позиций авторов, классификация. Эмпирические методы: изучение практических данных о деятельности Дальневосточного таможенного управления.

Теоретическая значимость работы состоит в приращении научного знания о сущности и особенностях производства по делам об административных правонарушениях в сфере деятельности таможенных органов. Основные теоретические положения работы могут быть использованы в качестве методологической основы проведения дальнейших научных исследований по данной теме.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может использоваться при составлении программ и курсов по юридическим и отраслевым дисциплинам.

В ходе изучения темы, были рассмотрены положения Постановления Правительства РФ от 16.09.2013 809 редакции от 27.12.2014) «О Федеральной таможенной службе», а также нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.09.2015).

Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1.1 Производство по делам об административных правонарушениях в сфере таможенной деятельности

Производство по делам об административных правонарушениях это один из видов административных производств, которое является составной частью административного процесса. Поэтому, под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определённой группы дел [11].

Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Субъектами этой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях. Процессуальный характер производства свое основное проявление получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Разрешение дела предполагает принятие по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение.

Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ и является административно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами.

К ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1. порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по такого рода делам;

2. порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Таким образом, административно – процессуальная деятельность в своих основах регламентируется в общефедеральном масштабе. При этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (то есть административном), так и в судебном порядке. В КоАП РФ законодательно закреплены правовые основы, то есть те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Прежде всего, в этом смысле акцент сделан на задачах производства, каковыми являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленных ст. 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу в кратчайшее время, максимально приближённое к моменту совершения противоправного деяния [6].

Требование объективности при выяснении обстоятельств дела направлено на недопущение одностороннего подхода к оценке факта правонарушения. Осуществление этих требований является обязанностью судей, органов и должностных лиц на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении. Только руководствуясь данными принципами можно в полной мере установить наличие или отсутствие тех обстоятельств (юридических фактов), которые являются основанием для принятия решения по существу. Поэтому обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указываются в постановлении по делу об административном правонарушении.

Другой задачей является разрешение его в точном соответствии с законом. Здесь следует особо подчеркнуть, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ порядок производства по делам об административных правонарушениях устанавливается федеральным законодательством. Постановление по делу должно иметь четкие и ясные нормативные основания. Должна быть дана правовая квалификация установленных обстоятельств по делу. Поэтому в постановлении по делу должна быть указана статья комментируемого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.

Еще одной задачей является обеспечение исполнения вынесенного постановления. Производство по делам об административных правонарушениях не может быть эффективным без исполнения постановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен раздел V КоАП РФ «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» [7]. Производство по делам об административных правонарушениях имеет и профилактическое значение. Поэтому оно ставит задачу выявить причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений. Реализация этой задачи выражается в возможности вносить в организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

До принятия КоАП 2001 года, вопросы правовой регламентации ответственности за совершение административно-правовых деликтов в таможенной сфере и порядка ведения производства по таким делам регулировались законодательными актами как таможенного, так и административного законодательства.

С 1 июля 2002 года КоАП РФ стал единственным федеральным законом, регулирующим вопросы административной ответственности, вне зависимости от отраслевой принадлежности [4]. Соответственно с введением в действие КоАП РФ юрисдикционный процесс, представленный в Таможенном кодексе 1993 года, перестал быть институтом таможенного законодательства, что обусловило переход таможенной системы на новый процесс юрисдикционного типа при сохранении производств неюрисдикционного типа (производство таможенного оформления, контроля и так далее) [13].

Таким образом, производство по делам о нарушениях таможенных правил – деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов, судов общей юрисдикции, мировых судей по применению административных наказаний в установленной КоАП РФ процессуальной форме. Основной целью такого производства является применение административного наказания за нарушение таможенных правил, содержащихся в главе 16 КоАП РФ.

Установление и развитие международных отношений в таможенной сфере является одним из главных элементов процесса укрепления функциональных возможностей таможенных администраций во всем мире в целях ответа на вызовы и возможности XXI века.

1.2 Стадии производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенной деятельности

Привлечение к ответственности за нарушение таможенных правил осуществляется по правилам административного судопроизводства. Производство по делам об административных правонарушениях включает несколько стадий:

1. возбуждение дела и при необходимости – административное расследование;

2. рассмотрение дела по существу;

3. пересмотр постановления и решения в порядке обжалования;

4. исполнение постановления или решения.

Дело о нарушении таможенных правил считается возбужденным и производство по нему начатым с момента составления протокола о нарушении таможенных правил.

Дело может быть возбуждено, если для этого имеются поводы, исчерпывающий печень которых установлен законом (ст. 28.1 КоАП РФ). Поводами к возбуждению дела о нарушении таможенных правил называются источники информации, располагающими сведениями о совершенном или подготавливаемом нарушении.

Поводами для возбуждения дела могут быть различными. Признаки нарушения таможенных правил могут быть обнаружены непосредственно при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления. Поводом для возбуждения дела могут послужить сообщения и заявления российских и иностранных граждан, а также сообщения в СМИ, информации из других правоохранительных органов, от таможенных или иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций, материалы, поступившие от других таможенных органов РФ [14].

Если нарушение не обнаружено непосредственно должностным лицом таможенного органа, но имеется соответствующая информация, полученная при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления, проводится проверка таких сообщений.

Проверка может осуществляться в ходе проведения таможенного контроля или производстве таможенного оформления. Обнаружив при проверке таможенной декларации товара, что сведения, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут быть недостоверными либо эти сведения должным образом не подтверждены, таможенные органы проводят дополнительную проверку любым способом, предусмотренным Таможенным кодексом Таможенного союза.

Должностное лицо таможенного органа, проверяющее информацию о нарушении, вправе до возбуждения административного дела получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для проверки документы, сведения, объяснения.

Если нарушение таможенных правил обнаруживается непосредственно должностным лицом таможенного органа, проверка не проводится, протокол о нарушении оформляется немедленно. И наоборот, если в ходе проверки устанавливаются обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении таможенных правил, производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

О каждом выявленном случае нарушения таможенных правил составляется протокол. Это является обязательным условием начала производства по делу.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Должностные лица таможенных органов составляют протоколы не только о нарушениях таможенных правил. На возбуждение административного дела и составление протокола о нарушении таможенных правил является исключительной компетенцией таможенных органов, поскольку по общему правилу протокол составляет должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело.

Таможенные органы рассматривают административные дела о нарушениях таможенных правил, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2 – 16.23 КоАП РФ.

Протоколы о нарушении таможенных правил составляют должностные лица таможенных органов. К их числу относятся старшие уполномоченные по особо важным делам, старшие уполномоченные, старшие дознаватели, инспекторы, должностные лица региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, командиры таможенных судов.

Копию протокола вручают под расписку лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Ст. 28.2 КоАП РФ определяет требования, предъявляемые к составлению протокола. В протоколе указывается дата и место его составления, должность и фамилий должностного лица, составляющего протокол; необходимые для рассмотрения дела сведения о привлекаемом к ответственности; место, время совершения и существо нарушения таможенных правил; ст. КоАП РФ, предусматривающая ответственность за данное нарушение таможенных правил; фамилия и адреса свидетелей, если они имеются; объяснения лица, привлекаемого к ответственности; иные сведения, необходимые для разрешения дела, например, сведении я о товарах, транспортных средствах, документах или иных изъятых предметах.

В случае привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил юридического лица, в протоколе рекомендуется указывать данные не только о нем сомом, но и сведения о его представителе, присутствующем при составлении протокола, которому разъясняются права лица, привлекаемого к ответственности, и подпись которого от имени юр. лица должно быть в протоколе.

В случае если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении (ст. 28.6 КоАП РФ).

Административное расследование по делам о нарушении таможенных правил проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области таможенного дела необходимо провести экспертизу или иные процессуальные действия, для чего требуется значительное время (ст. 28.7 КоАП РФ).

Признав необходимым провести административное расследование, должностное лицо таможенного органа, уполномоченное составлять протокол о нарушении таможенных правил, выносит определение о проведении расследования немедленно после выявления факта такого нарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления нарушения таможенных правил. Срок расследование не должен превышать, как правило, одного месяца с момента возбуждения дела, но в исключительных случаях, что отмечалось выше, этот срок может быть продлен до шести месяцев.

Протокол об административном правонарушении обычно составляется на месте выявления правонарушения. Если это невозможно, для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела КоАП РФ предусмотрено применение соответствующих мер, называемых мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Их перечень, основания и порядок применения установлены гл. 27 КоАП РФ.

Расследование дел о нарушении таможенных правил имеет свои особенности. Некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях аналогичны формам таможенного контроля (личный досмотр, досмотр или осмотр товаров и транспортных средств, осмотр помещений и территорий, принадлежащих юр. лицу).

Другие меры являются процессуальными действиями при расследовании таможенных правонарушений (изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей).

Доказательствами по делам о нарушении таможенных правил являются любые фактические данные, на основании которых судья или должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события таможенного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

Производство по делу (расследование и рассмотрение по существу) означает сбор и оценку доказательств по внутреннему убеждению лица, в производстве которого дело находится, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доказательствами, устанавливающими обстоятельства дела, являются объяснения лица, в отношение которого возбуждено дело, показания свидетелей, заключение экспертов, документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

Административным законодательством установлено, что рассмотрение дело об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе следующие должностные лица таможенных органов: руководитель федерального органа исполнительной власти, его замы; начальники региональных таможенных управлений, их замы; начальники таможен и их замы, а также начальники таможенных постов. Их компетенция различается следующим образом.

Таможенный пост правомочен рассматривать дела о нарушении таможенных правил, совершенные физическим лицами, производство по которым осуществляется должностным лицом этого таможенного поста.

Таможней рассматривается дело, производство по которому велось должностным лицом этого органа или должностным лицом подчиненного таможенного поста, причем независимо от субъекта ответственности, юр. или физического лица.

Региональным таможенным управлением может быть принято к производству любое дело о нарушении таможенных правил, производство по которому осуществлено в таможенном органе региона.

ФТС РФ может быть принято к производству любое дело совершенном нарушении таможенных правил территории страны, а также передано на рассмотрение в любой таможенный орган [2].

Результатом рассмотрения по существу дела о нарушении таможенных правил является вынесение таких документов как постановление либо определение.

Законом предусмотрены два вида постановлений и два вида определений. Постановление выносится в случае назначения административного наказания и при прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Определение как результат рассмотрения дела об административном правонарушении выносится в случаях, связанных с необходимостью передачи дела на рассмотрение судьи в орган либо должностному лицу, правомочным назначать наказания иного вида либо применять иные виды воздействия. Другой ситуацией, когда выносится определение, является передачи дела по подведомственности, если в процессе рассмотрения дела по существу выясняется, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматривающих его судьи, органа, должностного лица.

В постановлении, если оно выносится судьей, долже6ен быть решен ряд вопросов. Во-первых, о возмещении имущественного ущерба, с указанием подлежащего возмещению размера ущерба, сроков и порядка возмещения. Во-вторых, об изъятых документах и предметах, а также о вещах, на которые был возложен арест, если не применена в отношении них конфискация или возмездное изъятие как орудия совершения или предмета нарушения таможенных правил в качестве назначаемых судьей основных или дополнительных наказаниях. В-третьих, о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности.

Постановление о назначении административного наказания должно быть подписано судьей или должностным лицом, вынесшим такое решение.

Непосредственно после вынесения постановления оно подлежит незамедлительному доведению до сведения лиц, заинтересованных в исходе дела. Кроме этого, закон требует вручения под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, или законному представителю физического или юр. лица, а также потерпевшему по его просьбе копии вынесенного постановления.

Результатом рассмотрения дела может быть и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению нарушения в сфере таможенной деятельности, которое вносится в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам в целях принятия мер по устранению указанных причин и условий. В течение одного месяца они обязаны сообщить внесшим представление судье, органу или должностному лицу о принятых мерах, направленных на устранение указанных в постановлении причин и условий, способствовавших совершению нарушения, и недопущении в дальнейшем.

Таким образом, производство по делу о нарушении таможенных правил заключается в возбуждении дела, выявлении фактических обстоятельств, сборе доказательств, данных о виновных и заканчиваются составлением протокола. Проверка и закрепление собранных доказательств осуществляется посредством проведения различных процессуальных действий, определенных КоАП РФ.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Первая глава курсового исследования повещена рассмотрению теоретических аспектов, касающихся вопросов административных правонарушений в области таможенного дела.

Изучен порядок производства по делам о нарушении таможенных правил, определены стадии административного процесса.

Исследовав данные положения, мы выяснили, что административное правонарушение в области таможенного дела, это противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленный КоАП РФ и ТК ТС порядок.

Производство по делам о нарушении таможенных правил осуществляется в соответствии с правилами административного судопроизводства.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела соответствуют задачам административного судопроизводства в целом.

дальневосточный таможенный административный процесс

ГЛАВА II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ТАМОЖЕНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Сравнительный анализ административных правонарушений в деятельности Дальневосточного таможенного управления в период с 2011 по 2015 годы

В августе 2015 года во Владивостоке состоялось заседание коллегии Дальневосточного таможенного управления под председательством начальника ДВТУ Сергея Пашко, в котором приняли участие руководители таможенных органов Дальнего Востока. На заседании коллегии были рассмотрены несколько актуальных вопросов, одним из которых стал вопроса по укреплению правопорядка в таможенных органах Дальневосточного региона и мерах по их совершенствования [17].

Проведем краткий анализ административных правонарушений, выявленных Дальневосточным таможенным управлением за последние пять лет.

Ежегодно Дальневосточным таможенным управлением проводится подведение итогов правоохранительной деятельности. Так, Таможнями Дальневосточного региона в 2011 году возбуждено более 6 с половиной тысяч дел об административных правонарушениях [18].

Касаясь вопросов выявления административных правонарушений в области таможенного дела, необходимо отметить, что более половины таких деяний квалифицировано по так называемым «контрабандообразующим» составам, наносящим наиболее существенный экономический ущерб государству.

Рассмотрено с назначением наказания около 6 тысяч дел об административных правонарушениях, общая сумма наложенных санкций составила 6 с половиной миллиардов рублей, что более чем в 2 раза превышает показатель 2010 года [18].

Основная группа правонарушений, совершаемых в таможенной сфере – это преступления, связанные с занижением таможенной стоимости и уклонением от уплаты таможенных платежей, с целью получения дополнительной выгоды. Эти схемы используются при перемещении товаров, которые можно декларировать и необходимо платить таможенные пошлины.

Стоит отметить, что схемы совершения правонарушений в таможенной сфере в последнее время стали изменяться. Так, наметилась тенденция к снижению фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств, сопряженных с недекларированием, помимо таможенного контроля, с подменой видового состава товара, так называемая «черная контрабанда». Это связано с тем, что развитие таможенных органов позволяет иметь достаточно много эффективных рычагов для пресечения «черной контрабанды» – это использование современных досмотровых комплексов, систем управления рисками, получение оперативной информации.

В 2011 году возбуждено 491 дело об административных правонарушениях в связи с заявлением недостоверных сведений о товарах, которые послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера, на общую сумму неуплаченных платежей почти 37 миллионов рублей. Назначено наказаний по 380 делам на сумму более 9 миллионов рублей [19].

Таможенными органами ДВ региона в 2012 году возбуждено 6913 дел об административных правонарушениях.

Наибольшее количество ДАП возбуждено Уссурийской (1299), Владивостокской (1264), Благовещенской (738), Находкинской (700) таможнями [19].

По наиболее общественно-опасным правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.1, 16.2, 16.3 КоАП России, возбуждено 3385 дел [19].

Наиболее часто предметами административных правонарушений являлись товары народного потребления – 1729 дел, продукты питания – 657 дел, лес и лесоматериалы – 389 дел, автомобили – 235 дел, табачные изделия – 209 дел, иностранная и российская валюта – 137 дел [19].

В 2012 году рассмотрено с привлечением к административной ответственности 7014 дел об административных правонарушениях. Сумма назначенных санкций по делам об административных правонарушениях в 2012 году составила 6,1 млрд. рублей [19].

В рамках борьбы с административными правонарушениями таможенными органами Дальневосточного региона в 2013 году возбуждено 6 349 дел об административных правонарушениях.

Наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено Владивостокской (1 318), Уссурийской (1 274), Находкинской (974) таможнями.

По наиболее общественно-опасным правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.1, 16.2, 16.3 КоАП России, возбуждено 3 779 дел. Наибольший рост по делам данной категории наблюдался в Биробиджанской (на 82 %), Камчатской (на 51 %) и Хабаровской (на 31 %) таможнях.

Доля дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении физических лиц, в 2013 году составила около 34 % от общего числа [19].

Анализ возбужденных дел об административных правонарушениях по товарному аспекту показывает, что наиболее часто предметами административных правонарушений являлись [19]:

– товары народного потребления – 1 861 дело;

– продукты питания – 737 дел;

– лесо – и пиломатериалы – 326 дел;

– недрагоценные металлы и изделия из них – 273 дел;

– табачные изделия – 267 дел;

– автомобили – 233 дела;

– оружие (электрошоковые устройства, кастеты, кистени и прочее) – 161 дело;

– иностранная и российская валюта – 98 дел.

В 2013 году по делам об АП принято 6 121 решение (из них должностными лицами таможенных органов – 3 728 решений, судом или уполномоченным органом – 2 393 решения (в 2012 году таможенными органами принято 4 218 решений, судом или уполномоченным органом – 3 217 решений).

Рассмотрено с привлечением к административной ответственности 5 798 дел об административных правонарушениях. Сумма назначенных санкций по делам об административных правонарушениях в 2013 году составила около 2 млрд. рублей.

По постановлениям, вступившим в законную силу, в течение 2013 года взыскано 94 млн. рублей. Основной вклад в пополнение федерального бюджета внесли таможни: Уссурийская – 25,7 млн. рублей, Владивостокская – 18 млн. рублей, Сахалинская – 13,5 млн. рублей.

В рамках борьбы с административными правонарушениями таможенными органами региона в 2014 году возбуждено 6 852 дела об административных правонарушениях. Наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено Владивостокской (1 699), Уссурийской (1 406), Находкинской (1 123) и Благовещенской (787) таможнями.

По наиболее общественно-опасным правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.1, 16.2, 16.3 КоАП России, возбуждено 4 224 дел.

Товарный аспект по административным делам выглядит следующим образом: 27% дел возбуждено по фактам незаконного перемещения товаров народного потребления; 10% – продуктов питания, в том числе алкоголя; 3% – оружия, включая гражданское оружие самообороны (кастеты и электрошоковые устройства); 2% – водных биоресурсов; 1% – валюты.

В 2014 году рассмотрено с привлечением к административной ответственности 6 538 дел об административных правонарушениях. Сумма назначенных санкций по делам об АП в 2014 году составила около 15 млрд. рублей.

За первую половину 2015 года дальневосточными таможнями в рамках борьбы с административными правонарушениями возбуждено 3524 дела об административных правонарушениях.

Почти 60% выявленных правонарушений относится к наиболее общественно-опасным, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.1, 16.2, 16.3 КоАП России – 2087 дел [18].

Наиболее часто предметами административных правонарушений являлись: товары народного потребления, средства наземного транспорта и относящиеся к транспорту устройства и оборудование, недрагоценные металлы и изделия из них, лес и лесоматериалы, продукты питания, включая алкогольную продукцию.

В текущем периоде вынесено 3185 решений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 1,7 млрд. руб.

По постановлениям, вступившим в законную силу, взыскано больше 86 млн. рублей [19].

Исходя из результатов проведенного анализа делаем вывод, что ежегодно количество административных правонарушений в регионе Дальневосточного таможенного управления увеличивается (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Но грамотность и оперативность сотрудников правоохранительных отделов Таможенных органов, позволяет своевременно и результативно вести борьбу с правонарушителями.

2.2 Практика Дальневосточного таможенного управления по производству по делам об административных правонарушениях

Поскольку проведенный анализ показал, что вопросы контроля соблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности при таможенном декларировании товаров, обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, защиты национального производства и повышения конкурентоспособности национальной продукции являются приоритетными в деятельности таможенных органов. Неотъемлемой частью осуществления такого контроля является система управления рисками, инструменты которой широко внедрены в процессы организации и осуществления данного направления деятельности таможенных органов.

В 2014 году и 1 квартале 2015 года в регионе деятельности ДВТУ выпущено более 1,15 млн единиц наименований товаров, в отношении которых применялись запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Доля таких товаров традиционно составляет более 50% от общего количества оформленных товаров.

Таможенными органами региона проводилась целенаправленная работа по недопущению возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде. В результате в 2014 году таможенными органами региона возбуждено 839 дел об административных правонарушениях в связи с выявлением фактов несоблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, назначено наказаний по 710 делам об административных правонарушениях в данной области, наложено штрафных санкций на общую сумму более 19,2 млн рублей. В 1 квартале 2015 года таможенными органами региона возбуждено 180 дел об административных правонарушениях в связи с выявлением фактов несоблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, наложено штрафных санкций на общую сумму более 2,4 млн рублей [17].

В настоящее время одним из основных направлений деятельности таможенных органов является обеспечение реализации Указа Президента России от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Задача таможенных органов не допустить незаконный ввоз на территорию России так называемых санкционных товаров – товаров, входящих в Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

С начала действия запрета на ввоз санкционных товаров таможенными органами ДВТУ принято 6 решений о запрете ввоза указанных товаров, по 10 декларациям на товары приняты решения об отказе в выпуске товаров, заявленных к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Указанные случаи имели место в регионах деятельности Биробиджанской, Владивостокской, Находкинской, Сахалинской и Уссурийской таможен. По фактам ввоза товаров, подпадающих под действие запрета, возбуждено 11 дел об административных правонарушениях [18].

В целях выявления товаров, попадающих под действие запретов и ограничений, а также санкционных товаров, происходящих из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегия, под видом товаров, происходящих из иных стран, таможенными органами региона применяются инструменты системы управления рисками (СУР). Задача СУР не допустить ввоз в Россию запрещенных товаров на этапе прибытия; запрещенных товаров под видом товаров, происходящих из других стран; запрещенных товаров (говядины, свинины, мяса птицы, сосисок, молочной и плодоовощной продукции, чая и так далее), под видом товаров «прикрытия» (конины, молокосодержащей продукции, травяных сборов и прочее).

Всего по фактам ввоза товаров, попадающих под действие запретов и ограничений с использованием СУР, возбуждено 66 дел об административных правонарушениях по ч. 3 ст.16.2, ч. 1, 2 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях повышения качества и эффективности контроля за соблюдением запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, коллегия ДВТУ решила продолжать работу по контролю ввоза товаров, попадающих под запреты и ограничения. Усилить взаимодействие с территориальными подразделениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Организовать эффективный механизм контроля специфических категорий товаров, происходящих из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегия и заявляемых при таможенном декларировании в качестве биологически активных добавок, витаминно-минеральных комплексов и других товаров, попадающих под исключение из перечня санкционных товаров. А также обеспечить контроль возможного ввоза санкционных товаров, физическими лицами для коммерческий целей под видом товаров для личного пользования либо с сокрытием от таможенного контроля.

Подводя итог, отметим, что наиболее распространёнными правонарушениями в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления в текущем году являются факты недекларирования товаров народного потребления и продуктов питания при ввозе на территорию Таможенного союза со значительным превышением установленных ограничений беспошлинного ввоза для личного потребления. В основном превышаются весовые показатели. В текущем году зафиксирован лишь один случай, когда стоимость ввозимых автотранспортом товаров превышала 1500 евро. Во всех остальных выявленных случаях весовое превышение составляло от 20 до 100 кг сверх разрешённых 50 кг. В этой же категории можно выделить правонарушения, связанные с недекларированием при ввозе неделимых товаров с превышением весовых ограничений. Как правило, граждане ввозят предметы мебели и крупной бытовой техники, полагая, как следует из их объяснений, что вес ввозимых предметов не превышает 35 кг.

Недекларирование при ввозе алкогольной продукции сверх установленных ограничений также одно из распространённых в регионе правонарушений. Факты ввоза некрепкого алкоголя, обычно это пиво, с превышением от нескольких до десятков литров встречаются чаще всего.

При вывозе за пределы Таможенного союза предметами правонарушений чаще всего являются топливо (бензин) в дополнительных ёмкостях сверх разрешённых 10 литров, сильнодействующие лекарственные препараты без медицинских документов (6 дел в текущем периоде), алкогольная и табачная продукция. Партии сигарет и спиртного нередко вывозят с сокрытием от таможенного контроля в специально оборудованных тайниках в автомобилях и на борту морских судов [18].

Таковы показатели совершаемых административно правовых правонарушений за последние годы, что свидетельствует об увеличении числа возбужденных дел, росте числа правонарушителей и их ухищренности. А также позволяет сделать выводы об эффективной работе сотрудников Дальневосточного таможенного управления по защите и соблюдению таможенных правил.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Вторая глава курсовой работы содержит практические показатели правоохранительной деятельности Дальневосточного таможенного управления.

Проведенный анализ правоохранительной деятельности Дальневосточного таможенного управления позволил сделать выводы, что основная группа правонарушений в данном регионе связана с занижением таможенной стоимости и уклонением от оплаты таможенных платежей.

По результатам проведенного анализа было также выявлено, что в рассмотренный период деятельности Дальневосточного таможенного управления (2011-2015 гг.), количество зарегистрированных правонарушений увеличивается, а правонарушители используют разнообразные, ухищренные возможности для нарушения таможенных правил с целью личного экономического обогащения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, выявление признаков административного правонарушения таможенными органами, как правило, происходит при непосредственном проведении таможенного контроля, а также при поступлении в таможенный орган материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и в ряде иных случаев.

Выявление признаков административных правонарушений таможенными органами осуществляется посредством сбора и оценки доказательств, которые лежат за рамками квалификации нарушений таможенных правил и содержат значительный объем фактических обстоятельств содеянного, как место, время, способ, средства и обстоятельства совершения правонарушения, личности правонарушителя, потерпевшего и прочее.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица таможенных органов при выполнении возложенных на них функций уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных КоАП РФ.

Согласно п.1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административных правонарушений, в том числе в области таможенного дела, осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, производится административное расследование.

Процесс выявления административных правонарушения, а также возбуждения и расследования таможенными органами нарушений таможенных правил ввиду их специфики достаточно сложный, и поэтому для эффективной борьбы с правонарушителями, необходимо постоянное совершенствование законодательной и правоприменительной деятельности таможенных органов.

Ежегодно Дальневосточным таможенным управлением проводится подведение итогов правоохранительной деятельности.

Из проведенного анализа правоохранительной деятельности Дальневосточного таможенного управления видно, что число административных правонарушений ежегодно растет. Основные административные правонарушения связаны с нарушением правил декларирования товаров, незаконным перемещением через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки, нарушением режима зоны таможенного контроля, несоблюдением порядка таможенного транзита, на наш взгляд, это связано с географическим положением таможенного управления.

Так же, по статистическим данным, из ежегодных отчетов Дальневосточного таможенного управления, видно, что сотрудники этого региона достаточно качественно и эффективно выполняют свою работу по обнаружению и расследованию административных правонарушений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием [от 12 декабря 1993 г.] // Рос. газета. – 2009. – № 4831. – Ст. 3.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза [от 2 июля 2010 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 183.

3. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. Закон [от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 2. – Ст. 1.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон [от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ] // Рос. газета. – 2001. – № 5. – Ст. 15.25.

5. Российская Федерация. Приказ ФТС России. Об утверждении положения об управлении таможенных расследований и дознания: приказ ФТС России от 12 марта 2012 г. № 452// Таможенные ведомости. – 2012. – январь. – № 7.

КНИГИ

6. Агапов А.Б. Административное право. – М.: Эксмо, 2006. – 378 с.

7. Бочаров С.Н. Административная юрисдикция М.: Щит-М, 2005, – 278 с.

8. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2010. – 478 с.

9. Габричидзе Б.Н., Суслов H.A. Таможенные органы РоссийскойФедерации: правовой статус и пути его совершенствования: учеб. пособие / Б.Н.Габричидзе, Н.А. Суслов – Москва: Государство и право,1995. 534 с.

10. Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов, М., Зерцало, 1999. – 251 с.

11. Колесникова Е.А. Административное право. – Ростов н /Д: «Феникс», 2005. – 387 с.

12. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права/Учебн.пособ. – М.,-2010.- 569 с.

13. Тимошенко И.В. Таможенное право: учебник / И.В. Тимошенко, СПб.: Государство и право, 2006. – 445 с.

14. Яковлев А.М. Таможенная преступность: учебник / А.М. Яковлев – Москва: Юрист, 2003 год – 543 с.

15. Основы государства и права: Учебное пособие / И.А. Андреева, С.П. Бузынова, К.С. Бельский и др.; Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрист, 1994. – 296с.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.

Ещё статьи