Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Анализ основных демографических тенденций в РФ

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Конституция РФ была принята как раз в начале очередного демографического кризиса, когда проблема превышения смертности над рождаемостью четко обозначилась и была осознана. Несмотря на это, в Основной закон не были включены принципы и задачи, непосредственно направленные на улучшение демографической ситуации в стране. Конституция РФ не оперирует данным термином, однако содержит ряд норм, создающих благоприятные условия для воспроизводства населения народов России.
Так, статья 7 в качестве одной из основ конституционного строя закрепляет принцип социального государства, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Статьи 7 и 38 обеспечивают государственную поддержку и защиту материнства, детства и семьи. Статья 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, государственное финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, устанавливает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Большое значение имеет ст. 55, предусматривающая возможность ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты нравственности и здоровья. Согласно ст. 71, 72 Конституции РФ государственными полномочиями, направленными на улучшение демографической ситуации в стране, обладают как федеральные власти, так и власти субъектов Федерации, поскольку к исключительным полномочиям Федерации относится только установление основ федеральной политики и разработка федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (п. «е», ч. 1, ст. 71 Конституции РФ). Реализация же таких основных конституционных направлений демографической политики, как защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж», ч. 1. ст. 72).
Нормативная основа регулирования демографического процесса представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Нормативная основа регулирования демографического процесса в России
На уровне конституций и уставов (основных законов) субъектов РФ наблюдается неоднозначный подход к компетенциям в сфере осуществления демографической политики. Так, в соответствии с п. 6 ст. 38 Конституции Республики Саха (Якутия) в ее исключительном ведении находятся определение и проведение демографической политики. Данное утверждение базируется на формальном толковании ст. 71, 72 Конституции РФ, в которых о демографической политике не упоминается. Это значит, что определение и проведение можно включить в исключительную компетенцию субъекта РФ (согласно ст. 73 Конституции РФ).
В Республике Тыва, напротив, осуществление демографической политики, направленной на естественный рост населения, вполне справедливо относится к предмету совместного ведения (п. «х», ч. 4, ст. 61 Конституции Республики Тыва).
Представляется, что проведение независимой демографической политики субъектом РФ в полном объеме будет противоречить Конституции РФ, поскольку это подразумевает создание нормативно-правовой базы, включающей нормы множества отраслей права и затрагивающей сферу компетенций, не входящих в исключительное ведение субъектов РФ.
Узкий конституционный подход к демографической политики и демографической безопасности отразился на доктринальном определении указанных понятий. Так, С. В. Волошин под социально-демографической безопасностью понимает состояние защищенности семьи и детства в государстве, которое обязано обеспечивать реализацию права на материнство, отцовство и создание семьи на уровне, необходимом для поддержания и повышения репродуктивной способности населения.
В данном контексте необходимо упомянуть о роли важнейшего доктринального документа стратегического планирования в области национальной безопасности — Указа Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г. № 683. В нем отмечается сложная демографическая ситуация в мире (п .23), а одним из национальных интересов на долгосрочную перспективу объявляется обеспечение стабильного демографического развития страны (п. 30).
К сожалению, стратегия не раскрывает качественных и количественных характеристик стабильного демографического развития, однако комплексный анализ документа позволяет отнести демографическую безопасность к сфере реализации такого стратегического национального приоритета, как повышение качества жизни российских граждан. В частности, в п. 53 отмечается, что для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения.
Необходимо сказать, что несоответствие количества населения России занимаемым территориям, понимаемое нами как одна из наиболее существенных угроз национальной безопасности России в сфере демографии, имеет в стратегии более простую формулировку: «стимулирования рождаемости и снижения смертности», — и рассматривается как национальный интерес, однако, исходя из логики этого документа, это должно стать национальным приоритетом на ближайшие десятилетия.
Необходимо сказать, что несоответствие количества населения России занимаемым территориям, понимаемое нами как одна из наиболее существенных угроз национальной безопасности России в сфере демографии, имеет в стратегии более простую формулировку: «стимулирования рождаемости и снижения смертности», — и рассматривается как национальный интерес, однако, исходя из логики этого документа, это должно стать национальным приоритетом на ближайшие десятилетия.
В конституциях, уставах (основных законах) либо отдельных региональных законах, посвященных реализации мер региональной демографической безопасности, предлагается закрепить региональный демографический интерес и характерный для данного субъекта набор демографических угроз и вариантов их устранения.
Раскрытие потенциала регионального конституционного законодательства позволит дифференцировано проводить государственную демографическую политику и значительно снизить формализм основных законов регионов, в большей части воспроизводящих нормы Конституции РФ относительно защиты материнства.

Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜