Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что размер трудовых доходов каждого отдельного работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы организации, регулируется налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный же размер оплаты труда работников всех организационно-правовых форм устанавливается законодательством.
1.2 Методические аспекты анализа расчетов на оплату труда
Анализ оплаты труда занимает важное место в деятельности бюджетного учреждения. «Вопросы заработной платы должны быть ключевыми в социальной политике государства. Чтобы уменьшить социальную напряженность, государство должно принимать меры по повышению уровня жизни населения, сохранению опытных специалистов в социальной сфере» [16, с. 73].
Среди всех экономических ресурсов заработная плата — самый дорогостоящий элемент и для большинства населения это единственный или по крайне мере, главный источник дохода, поэтому она как вознаграждение за труд выдвигается на первый план.
В бюджетных учреждениях в большинстве случаев используются тарифные системы оплаты труда, которые основаны на тарифной системе разделения заработной платы работников различных категорий.
Хлыстова О.В. указывает, что формирование и анализ фонда оплаты труда – важный способ оптимизации средств на оплату труда.
В процессе анализа использования фонда оплаты труда необходимо изучить особенности оплаты труда в бюджетной сфере, ознакомиться с положением об оплате труда учреждения.
Приступая к анализу использования фонда оплаты труда, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой.
Абсолютное отклонение (ФЗПабс) определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда (ФЗПф) с плановым фондом оплаты труда (ФЗПпл) в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников (формула 2):