После содержательного анализа экономической литературы следует отметить, что большинство авторов идентичны в области методологии анализа ассортимента и качества продукции. Анализ ассортимента и структуры товаров играет основную роль, так как их изменение влияет на наиболее важные экономические показатели и положение организации на рынке.
1.3 Анализ качества продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.
А. И. Алексеева определил качество продукции как совокупность эксплуатационных характеристик продукции, отвечающей конкретным потребностям.
Повышение качества продукции, работ, услуг — форма конкуренции, завоевание и удержание позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует не только увеличению спроса и увеличению прибыли за счет продаж, но и за счет повышения цен. Поэтому оценка качества является неотъемлемой частью экономического анализа.
По словам Лин Линсена, основными целями анализа качества продукции являются:
оценка качества выпускаемой продукции;
выявить причины ухудшения качества;
определение влияния изменения качества на объем выпуска продукции.
Качество продукции подтверждено сертификатами соответствия. Сертификация дает возможность убедиться, что правильно идентифицированный продукт, процесс, услуга соответствуют определенным стандартам или другому нормативному документу.
Если сертификация прошла успешно, изготовителю выдается сертификат соответствия и право маркировать продукт и / или упаковку знаком соответствия. Осмотр проводится для определения того, что сертифицированные продукты продолжают соответствовать указанным требованиям.
Г. В. Савицкая по показателям качества продукции, падает на обобщающие, индивидуальные и косвенные.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения:
удельный вес новинок в их общей редакции;
удельный вес продукции высшей категории качества;
средневзвешенная оценка товара;
коэффициент средней степени (отношение стоимости произведенной продукции к вашей стоимости по первоклассным ценам);
удельный вес утвержденной и не утвержденной продукции;
удельный вес сертифицированной продукции;
удельный вес продукции, соответствующей международным стандартам;
удельный вес экспортируемых товаров, в том числе в развитых промышленных странах.
Индивидуальные качественные показатели характеризуют одно из этих свойств:
полезность (содержание жира в молоке, содержание железа в руде, содержание белка в пище и т. д.);
надежность (долговечность, доступность в эксплуатации);
технологичность, т.е. эффективность строительных и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
эстетика продуктов.
Косвенные показатели:
штрафы за некачественную продукцию;
объем и удельный вес бракованной продукции;
удельный вес продукции, на которую получены претензии (жалобы) от покупателей;
убытки от брака и т. д.
После содержательного анализа литературных источников можно установить идентичность научных определений в области методологии анализа качества продукции. Большинство авторов сходятся во мнении, что анализ качества продукции должен начинаться с определения обобщающих показателей, и их динамика будет изучена. Для продуктов, качество которых характеризуется сортом или состоянием, рассчитывается доля продуктов каждого сорта (условия) в общем объеме производства, коэффициент средней степени. При оценке выполнения плана по структуре фактическая доля каждого сорта в общем объеме производства сравнивается с планом, а для изучения динамики качества — с данными прошлых периодов.
Коэффициент средней степени Любушин предлагает рассчитать двумя способами:
отношение количества товаров в 1 классе к общему количеству;
отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
Качество товара влияет на стоимость работы организации, например, на выпуск товара, продажи и прибыль. А. И. Алексеева предлагает рассчитать влияние качества на эти показатели следующим образом:
изменение объема производства товаров:
∆VП=P1-P0×QК (3)
изменение выручки от продаж:
∆В=(P1-P0)×QПК (4)
изменение прибыли:
∆П=P1-P0×QПК-[(С1-С0)×QПК] (5)
где Р0, Р1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
QК – количество произведенного товара повышенного качества;
QПК — количество проданного товара повышенного качества.
Важным косвенным показателем качества продукции, по мнению Г. В. Савицкой, А. И. Алексеева, является брак. Он делится на:
ремонтопригодный и неисправимый;
внутренние (идентифицированные в организации) и внешние (идентифицированные у потребителя).
Выпуск бракованного товара приводит к увеличению затрат и уменьшению объема товара, прибыли и рентабельности. При изучении динамики брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем объеме выпуска товаров определяют потери от брака.
Основными причинами снижения качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой, являются низкое качество сырья, низкий уровень технологий, организации производства и квалификации работников и т. Д. После изучения причин снижения качества и злого брака разрабатывает меры по их устранению.
Качество конечного продукта и отдельных компонентов производственного процесса в настоящее время невозможно адекватно контролировать. Кочергов Д. говорит в статье «Система повседневных потребностей» о создании системы качества.
По словам Кочергова Д., единственно верный путь в сердца потребителей — это систематическое улучшение качества продукции. Система качества — это совокупность всех аспектов (ресурсов, персонала, организации и т. д.), которые влияют на качество конечных продуктов. Системный принцип позволяет создавать четкие и прозрачные взаимодействия между всеми элементами производства и продажи продукции. Системы позволяют выявлять и устранять недостатки в работе компании, которые влияют на потребительские свойства продуктов. Системный подход закладывает прочную основу для стабильности управления качеством.