Помимо этих факторов на покупку высокотехнологичной продукции влияют также ряд других факторов: уровень спроса, скорость научно-технического прогресса, государственное регулирование развития производства в стране, конкуренты, цели компании, организационная структура компании, межличностные отношения (умение «поставить себя», умение убеждать, статус), факторы индивидуальных особенностей человека, ответственного за принятие решения о покупке (возраст, психологический тип, готовность к риску, уровень образования).
На рынке представлено большое количество компаний, производящих высокотехнологичные продукты, которые преследуют свои собственные, часто противоречащие друг другу интересы, и отражают их экономическую, социальную и социальную роль.
На рисунке 1 представлена разработанная нами модель рынка наукоемкой продукции, в которой показаны основные субъекты этого рынка.
Рисунок 1 — Модель рынка наукоемкой продукции
Первой группой субъектов в маркетинге наукоемкой продукции являются потребители, которые представляют свои целевые группы с точки зрения производителей высокотехнологичной продукции. Это включает в себя компании и организации, в том числе государственные учреждения. Потребители формируют общий спрос на рынке на наукоемкие продукты, их объем и структуру. Потребителей, которые следуют за высокотехнологичной продукцией, можно разделить на два основных сегмента в зависимости от их интересов. Первый сегмент включает компании и организации (как частные, так и государственные), которые преследуют интересы отдельных социальных групп, которые их представляют. Второй сегмент — это государственные органы, которые выражают социальные потребности. Они формируют и финансируют программы развития высокотехнологичной отрасли и защищают интересы общества в целом.
Наиболее активными субъектами рынка являются производители — государственные и негосударственные компании и организации (научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, производственные организации), которые выполняют функции по созданию предложений, производству и продвижению наукоемкой продукции и сопутствующих услуг на рынке. В зависимости от типа собственности, стратегических целей и рыночной ориентации их маркетинговые усилия могут быть направлены на один из двух выбранных сегментов или на весь рынок. Общая маркетинговая организация, включая разработку стратегии, формирование комплекса маркетинга и управление, существенно зависит от того, кто является основным потребителем высокотехнологичной продукции. Следует отметить, что производители высокотехнологичной продукции зачастую могут быть потребителями высокотехнологичной продукции одновременно как отечественного, так и зарубежного производства.
Роль посредников на рынке высокотехнологичной продукции могут играть дистрибьюторы различных форм собственности, государственные специальные организации, инженерные и консалтинговые фирмы, банки и базы данных. Функции посредников (помимо прямых продаж или поддержки в организации маркетинга продукции) включают в себя консультирование; накопление информации о существующих исследовательских работах, о заказах на их выполнение; осуществление финансовой поддержки.
Органы связи, в которые входят выставки, ярмарки, салоны, презентации, форумы, конференции и средства массовой информации (телевидение, радио, печать), помогают создать единое информационное поле на рынке высокотехнологичной продукции.
Правительственные учреждения играют две основные роли на рынке высокотехнологичной продукции. Во-первых, они финансирует организацию и контроль государственных программ поддержки и развития высокотехнологичной отрасли. Во-вторых, защита потребителей от монополизма и нечестности со стороны производителей, лицензирование, патентование и т. д.
Государственные регуляторы могут также выполнять ряд посреднических функций, вести статистику, проводить обширные исследования рынка, приобретать зарубежный опыт и т. д.
Часто спрос на наукоемкую продукцию напрямую зависит от спроса на конечную продукцию, где высокотехнологичная продукция является лишь узлом. Поэтому анализ спроса на высокотехнологичную продукцию довольно сложен, поскольку он далек от конечного спроса, от которого зависит. Таким образом, например, общая ситуация в авиационной отрасли и меры правительства по развитию этой отрасли оказывают большое влияние на развитие ситуации на авиационном рынке.