Впоследствии Зинаида Серебрякова написала еще несколько автопортретов. Один из них – «Автопортрет в костюме Пьеро» (1911, Одесский художественный музей) (Приложение, рис. 2). Этой работе присуща театральность, характерная для мастеров модерна. Художница изобразила себя в полумраке, освещенном лишь светом свечи, в костюме Пьеро, с театральной маской в руках. При этом живое и неживое здесь как будто меняются местами: в мерцании свечи лицо девушки напоминает маску, а подсвеченная изнутри маска кажется живой и смотрящей.
В конце 1912-го и в 1913 году Зинаида Серебрякова жила в Царском Селе, там она написала целый ряд небольших поэтичных пейзажей. Зимы художница проводила в Петербурге, где писала портреты близких, мужа и детей. Именно там, в конце 1914 года, она написала групповой портрет своих детей, получивший название «За завтраком» (Государственная Третьяковская галерея) (Приложение, рис. 3).
Как пишет А. Русакова, «эта картина, оставшаяся в «тематической области» детского портрета классическим образцом не только живописного, но и человеческого — материнского мироощущения, открыла, по существу, целое направление в последующем творчестве Серебряковой, в котором, по словам Александра Бенуа, «она не знает себе соперников». Действительно, и в отечественном, и в западноевропейском искусстве XX века мало найдется художников, так непосредственно, без прикрас, без тени сентиментальности, не говоря уже о слащавости, воплощавших образы детей».
Искусствовед Н.И. Трегуб так пишет о значении детских образов в творчестве Серебряковой: «Детский портрет является одним из наиболее интересных и творчески плодотворных направлений в искусстве Серебряковой. Сначала художница с увлечением изображала крестьянских ребятишек, затем — своих четверых детей. Подход художницы к данной теме отличается от работ И.Е.Репина, В. А. Серова, М. А. Врубеля, А. Я. Головина, Н. И. Фешина. Она скорее изображала детей так, как она хотела бы их видеть, чем такими, какими они были на самом деле… В продуманной, полностью завершенной работе «За завтраком» (1914) чувствуется наследие бидермейера, когда было принято изображать детей ухоженными, аккуратными, добродетельными и милыми. Такое течение естественно возникает как противостояние времени революций и войн, но все же она работала не в XIX в., а в XX в., поэтому ее стиль получил свое особое развитие. Было бы наивно предполагать, что картина «За завтраком» сентиментальная сцена, В 1914 году, когда идет война, когда муж на службе далеко от дома… — в сложное время эта картина воплотила семейные ценности».
Как уже указывалось выше, картине «За завтраком» предшествовали другие работы художницы, посвященные детям. Ранее она создавала портреты крестьянских детей, к примеру – «Спящая Галя» (1909). Писала она и своих детей — «Так заснул Бинька (Женя Серебряков)» (1908), портрет задумавшегося Жени, «Шура спит», «Играющий Шура» (все — 1909 год), композиционный набросок «В детской. Нескучное» (1913). Но данные работы писались темперой и представляли собой быстро схваченные этюды. На сей раз, картина была написана маслом, что позволило художнице глубоко продумать ее «и в живописном отношении, и в решении глубоко поэтичного образного содержания».
В 1919 г., после безвременной смерти любимого мужа, Зинаида Евгеньевна снова напишет своих детей в картине «Карточный домик» (Русский музей, Санкт-Петербург) (Приложение, рис. 4). На сей раз, на смену казавшемуся незыблемым домашнему уюту, изображенному в картине «За завтраком», приходит зыбкая конструкция карточного домика, символизирующего разрушившееся семейное счастье Серебряковых.
В дальнейшем Зинаида Евгеньевна продолжит работать над детскими портретами. Так, в начале 1920-х гг. она создает целую серию костюмированных портретов своих детей. В нее вошли следующие работы: «Тата в костюме Арлекина» (1921, частная коллекция), «Катя в голубом у елки» (1922, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), «Тата в маскарадном костюме у елки» (1922, Частная коллекция), «Тата в танцевальном костюме» (1924, Частная коллекция).
Традиция соединения портрета, натюрморта и жанровой живописи, заложенная Серебряковой в картине «За завтраком», была продолжена в полотнах «На кухне. Портрет Кати» (1923, Нижнетагильский музей изобразительных искусств), «Тата с овощами» (1923, Общественное достояние США), «Катя с натюрмортом» (1923, Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск).
Немногие художники могут соперничать с Серебряковой по количеству картин, посвященных детям. Недаром существует версия, что именно материнство помогло ей в полной мере состояться как художнику, наполнило картины одухотворенностью и помогло раскрыть ее нежную, тонкую, любящую натуру.
Анализ картины З. Серебряковой «За завтраком»
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.