Результат всех операций в деятельности компании за определенный период выражается показателем чистой прибыли. Он получается уменьшением валовой прибыли на сумму всех расходов, уплачиваемых из нее. Такие расходы классифицируются по правилам, указанным в законах. В общем случае, это налог на прибыль, штрафы, которые должно уплатить предприятие, кредитные проценты и другие операционные расходы.
Чистая прибыль за вычетом указанных расходов, создает ту базу, от которой идет начисление дивидендов собственникам (акционерам) компании.
Именно чистая прибыль показывает итоговый эффект работы компании, который отображается в главном отчетном документе бухгалтерии – отчет о финансовых результатах [3].
1.2. Методы анализа финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг
Методы анализа финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг включает в себя следующие методы:
1) Динамический и структурный анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг.
Аналитическое исследование финансовых результатов требуется для того, чтобы оценить эффективность работы предприятия и понять, насколько компания рентабельна и устойчива в экономической среде. Горизонтальный и вертикальный анализы – это те методики, которые применяются бухгалтерами и финансистами для проведения аналитического исследования [4, c.218].
Проведение аналитического исследования, динамического и структурного анализа, позволит выявить следующее:
источники поступления средств у предприятия;
направления, в рамках которых осуществляются финансовые вложения;
показатели соотношения источников доходов и направления вложений;
иные параметры, определяющие уровень стабильности и обеспеченности предприятия.
Обе указанных методики используются для определения относительных показателей, которые позволяют в дальнейшем оценить уровень развития предприятия на отдельных этапах его существования. Методики способны дополнять друг друга и совместно создавать полную картину деятельности или развития компании. Именно по этой причине крайне важно их совмещать.
Полученные в ходе каждой методики, данные позволяют сопоставить различные экономические показатели деятельности компании. Для выполнения аналитического исследования требуется отчет о финансовых результатах. С учетом полученных результатов и сделанных выводов, эксперт сможет дать прогноз развития предприятия в будущем [5, c.136].
Динамический анализ финансовых результатов – это методика, основанная на абсолютных показателях отчета о финансовых результатах, дополненных относительными и представленных в процентном виде. Данный тип анализа будет иметь информативных характер только при условии, что будут проанализировано сразу несколько периодов деятельности компании. Величиной в 100% в данном случае являются показатели начального периода, а данные конечного периода — это динамика их изменения в процентном соотношении.
Можно изучить любой интересующий пункт, к примеру, проследить повышение или уменьшение доходов в текущий момент, по сравнению с показателями предыдущих лет.
Оценка данной информации позволяет принимать эффективные управленческие решения, которые помогут устранить возникшие на предприятии проблемы и увеличить доходы.
В ходе осуществления этой оценки выполняется проверка соотношения одних показателей с другими, помимо этого, рассматриваются и отдельные элементы в обобщенной группе [5, c.137].
Чтобы оценить насколько компания результативно работает, используют методику структурного анализа финансовых результатов. Этот способ позволяет определить:
как каждая статья влияет на общий итог, и каков ее удельный вес в достижении этого результата;
структурные изменения в статьях с учетом определенного периода времени.
Методика предполагает использование относительных значений на основании абсолютного показателя и применяется для того, чтобы исключить внешние факторы, влияющие на деятельность компании.
2) Факторный анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг.
Для анализа влияния факторов на финансовые результаты деятельности малого предприятия применяют факторный анализ.
Формирование валовой прибыли осуществляется под влиянием изменения объема реализации; отпускных цен; уровня затрат.