При эластичном спросе даже небольшое изменение цены приводит резкому изменению объема продаваемых товаров. В этом случае для продавцов имеет смысл немного снизить цену на товар, поскольку резкий рост объема продаж принесет им дополнительную прибыль. Такое снижение может продолжаться до тех пор, пока эластичность товара не перестает компенсировать снижение его цены.
Если же, наоборот, эластичность спроса низкая, то имеет смысл повышать цену. В этом случае объем продаваемых товаров уменьшится незначительно, но повышение цены принесёт дополнительную прибыль за каждую проданную единицу товара.
737235135970100Прежде всего, зная эластичность спроса на выпускаемый на рынок товар, предприниматель заранее имеет возможность определить реакцию покупателей на изменение цены. Зная коэффициент эластичности спроса по цене, можно достаточно просто рассчитать ряд показателей, необходимых для предпринимательской деятельности, в частности, возможное изменение цены.
Рисунок 1.2 – Сдвиг кривой спроса под влиянием неценовых факторов.
Точно оценив эластичность спроса, мы имеем возможность не просто получать дополнительную прибыль, но и прогнозировать изменение нашей прибыли при изменении цены. При этом надо учитывать то, что спрос может меняться нелинейно зависимости от изменения цены. Это означает что рассчитанная эластичность спроса на товар верна только для конкретной цены и конкретного объема продаж, и она может существенно измениться после того как цена или объем продаж товара станут другими.
Случается, так, что под влиянием каких-то внешних факторов, величина спроса меняется, не двигаясь по кривой спроса, но вся кривая смещается влево или вправо. Такое смещение как правило вызывается неценовыми факторами, влияющими на спрос. И под их влиянием спрос может как вырасти, так и сократиться.
Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится.
Говоря о факторах, влияющих на спрос, обычно разделяют их на ценовые и неценовые факторы. Ценовой фактор – это, собственно, в первую очередь и есть изменение цены на товар и соответствующее изменение спроса на него, определяемое эластичностью. Но кроме цены на спрос влияют и иные факторы.
К неценовым фактором спроса, оказывающим воздействие именно на поведение покупателей, и соответствующим образом, изменяющим спрос, двигая кривую спроса так, как показано на графике, относятся следующие:
1. Возможное изменение потребительских предпочтений, на которое может повлиять реклама, мода, ажиотажный спрос по другим причинам, появление новых товаров, культурные, географические, климатические, религиозные особенности и традиции. Если всё это улучшает отношения покупателей товару, то спрос на него увеличивается. В обратном случае спрос на товар упадет, и его кривая на графике сместится влево
2. Важнейшим фактором, влияющим на спрос, является уровень доходов населения. Увеличение свободных доходов населения приводит тому что спрос на товар увеличивается, даже без изменения его цены, и это приводит тому что кривая сдвигается вправо. Если же реальные доходы населения падают, это вызывает понижение спрос на товар. И в этом случае кривая спроса вся, целиком, двигается влево до положения D2.
3. Непосредственное влияние спроса могут оказать цены на аналогичные товары, либо на товары дополняющие данный товар. Здесь выделяют понятие взаимозаменяемый товар. Такими товарами считают те товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность или близкие потребности, и в какой-то степени могут замещать друг друга. Если цена на один из таких товаров изменяется, например, снижается, то он становится более привлекательным для покупателя, и в этом случае спрос на него растет, а на аналогичный товар падает. Но товары могут быть и взаимодополняющими. Это такие товары, которые дополняют друг друга, и рост спроса на один из них вызывает рост спроса на другой. Например, взаимодополняющими товарами являются кофе и сахар. Рост продаж кофе, скорее всего, вызовет и рост продаж сахара. Увеличение продаж автомобилей вызовет, скорее всего, рост продаж бензина. И в том и в другом случае кривая спроса сместится вправо.
4. Важным, но не всегда предсказуемым фактором, являются ожидания покупателей относительно будущего изменения цен на товары. Если покупатели ожидают, что цена на товары упадёт, то спрос на товар может снизиться даже без изменения цены товара. И наоборот, если товары могут подорожать, по мнению покупателей, то это является для них прямым стимулом покупать товар прямо сейчас. И это тоже вызовет соответствующее смещение кривой спроса.
5. Необходимо также понимать, что спрос на всегда является равномерным. Существует определенная цикличность спроса, его привязка к различным временным моментам. Так, например, в течение месяца выделяют два пика повышенного спроса, это те моменты, когда подавляющее большинство населения получает заработную плату и аванс. Существуют не только ежемесячные пиковые моменты, известны также годовые колебания, из которых лучше всех мы знаем рост спроса перед Новым годом. Могут проявляться квартальные либо недельные колебания спроса.
Таким образом, спрос – одна из двух важнейших составляющих теории рыночного равновесия, подвержен влиянию множества различных факторов.