Развитие внутреннего туризма стратегически важно, так как рассматривается как «источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества».
Таким образом, внутренний туризм стоит рассматривать с точки зрения территориального признака как туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. В настоящее время развитие внутреннего туризма входит в число приоритетов государства.
1.2. Показатели динамики развития внутреннего туризма
Для того чтобы оценить развитие внутреннего туризма необходимо исследовать показатели, которые его характеризуют, в первую очередь это рыночные показатели спроса и предложения.
Туристский спрос с точки зрения экономического содержания понимается как «количество любого продукта или услуги, которое потребители хотят и могут купить по определённой цене за определенный период времени». Одного желания купить продукт или услуги недостаточно, поэтому более четко данное определение содержится у В. И. Трухачева – «требование на туристские услуги со стороны населения, подтвержденные его платёжеспособностью, готовностью к оплате туристско-экскурсионных услуг при данных ценах».
Спрос на внутренний туризм может определяться такими показателями как:
объем оказанных туристских услуг можно оценить, как реализованный спрос на туристские услуги (оказанные как резидентам, так и нерезидентам) в денежном эквиваленте. Данный показатель отражен в статистических наблюдениях Росстата. При этом объем оказанных туристских услуг можно определить в целом по Российской Федерации, отдельным федеральным округам и субъектам входящим в округа. Периодичность наблюдений – 1 раз в год, т.е. годовые показатели объема туристских услуг, оказанных населению;
численность россиян, вовлеченных в путешествия по России;
численность россиян, останавливающихся в гостиницах и иных средствах проживания (пансионатах, лагерях, кемпингах и пр.).
Наряду с этими показателями можно определить среднюю стоимость приобретенных турпродуктов путем деления объема туруслуг на численность путешествующих за тот же период.
Очевидно, что на спрос оказывают влияние следующие факторы:
реальные располагаемые денежные доходы населения России;
реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников;
развитие туристской инфраструктуры и ее соответствие международным стандартам гостеприимства.
Туристское предложение формируется производителями товаров и услуг. Производство туристских услуг и товаров осуществляют субъекты туристской инфраструктуры – средства размещения, предприятия питания, транспортные организации и прочие. Специфика туруслуг заключается в том, что несоответствие по времени, месту акта купли-продажи и предоставления услуг объективно создает большие организационные сложности в сфере туризма. Рассматриваемый процесс является триединым, включающим обслуживание при купле-продаже комплекса услуг, во время путешествия и пребывания в стране (месте) назначения. Таким образом, туризм охватывает одновременно деятельность в производстве, предложении и реализации туристских услуг. Большое разнообразие услуг, производимых предприятиями туриндустрии, оказывает влияние на систему распределения турпродуктов. Оно осуществляется по разным каналам в процессе туристской деятельности, под которой законодатель определил «туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий». Несмотря на функциональные различия между участниками туристского рынка, все они взаимосвязаны и тесно взаимодействуют между собой.
Предложение на внутренний туризм может определяться такими показателями как:
численность участников туристской деятельности (туроператоры, турагенты);
количество средств размещения и их вместимость;
количество предлагаемых турпродуктов и их ценовой диапазон.
Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации турпродукта. Емкость туристского рынка характеризуется объемом спроса при существующих ценах и предложении. В случае изменения цен при той же емкости рынка потребность в турпродуктах будет иметь обратную зависимость – увеличение цены приводит к сокращению спроса, а снижение цены, напротив, к увеличению спроса. В свою очередь цены на рынке определяются свободно под влиянием конкуренции. Конкуренция на туристском рынке может быть по отдельным направлениям туризма, странам.
Таким образом, динамическая структура внутреннего туризма характеризуется соотношением спроса и предложения под влиянием цен и конкуренции, она определяет приоритетные направления деятельности турфирм с целью обеспечения прибыльности бизнеса.