Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Альянс в личной психотерапии». Эффективность психотерапии в связи с этим фактором.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Радикально подошел к проблеме психотерапевтических отношений представитель гуманистической парадигмы К. Роджерс, переосмыслив роль этих отношений в психотерапии, позиции в ней пациента и терапевта и установив механизмы, которые предоставляют психотерапевтическое взаимодействие развивающего значения и обеспечивают личностные изменения [15].
К. Роджерс считал, что человек, который обращается за помощью, имеет внутренние ресурсы и естественную мотивацию к изменениям и росту, однако они временно заблокированы; контакт с психотерапевтом, в котором находят удовлетворение потребности человека в уважении и любви, может актуализировать его мотивацию к изменениям, способствовать реализации личностного потенциала, вызовет изменение и развитие его личности [15, с.75]. Таким образом, К. Роджерс акцентировал внимание на терапевтическом потенциале отношений, доказывая, что личностные изменения в терапии происходят именно через опыт в отношениях. Кроме того, исследователь подчеркивал субъектную позицию пациента, его активность и самостоятельность на пути исцеления, указав тем самым роль субъектной позиции в терапии и введя для ее определения новый термин — «клиент» (вместо термина «пациент», что указывает на обьектность, инертность). Что касается психотерапевта, то самым главным в его роли, по К. Роджерсу, является забота и ответственность за качество терапевтических отношений, которые имеют характер помогающих отношений. Условиями и вместе с тем механизмами, обеспечивающими достижение такого характера отношений, является способность терапевта быть конгруэнтным и настоящим в отношениях, тонко чувствовать и понимать переживания клиента (быть эмпатийным), выявлять по отношению к клиенту безусловное положительное отношение и принятие. Указанные элементы профессионального поведения психотерапевта К. Роджерс считал необходимыми для построения успешных терапевтических отношений, то есть таких, которые могут способствовать изменениям и личностном развитии человека — лучшему пониманию себя, более адекватной самооценке, приобретению уверенности и умений владеть собой, росту целостности, действенности, способности быть самим собой [15].
Существенным вкладом в понимание сути психотерапевтических отношений, которые «исцеляют» человека, являются взгляды представителя экзистенциальной психотерапии И.Ялома. По мнению исследователя, бесспорным является факт, доказанный большим количеством исследований относительно критической роли положительных отношений между терапевтом и пациентом в успешных результатах терапии.
«Эффективный терапевт реагирует на своих пациентов открытым способом; он устанавливает отношения, которые пациент испытывает как безопасные и принимающие; он обнаруживает лишенную собственнического налета теплоту и высокую степень эмпатии; наконец, он способен «быть» с пациентом и «схватывать смысл» пациента…» [27, с.452-453].
Действие терапевтических отношений И.Ялом видит не столько в том, что они проясняют и улучшают другие прошлые и нынешние отношения пациента, а прежде всего в том, что они являются реальными отношениями пациента с терапевтом — человеком, которого он особенно уважает, действительно его знает и который действительно заботится о нем — заботится о его росте и раскрытии жизненного потенциала. «Вместо того, чтобы оставаться в рамках феномена «как бы» — который, если его должным образом проанализировать, приведет к улучшению других отношений — терапевт помогает пациенту исцелиться, развивая с ним настоящие отношения» [27, с.457].
Осуществленные в экзистенциально-гуманистических подходах исследования относительно значения психотерапевтических отношений, ролевых позиций клиента и терапевта, характеристик их взаимодействия, необходимых для прогресса в терапии, существенно повлияли на взгляды представителей других терапевтических направлений и школ. Об изменениях в современных концепциях психодинамической парадигмы, касающихся различных аспектов психотерапевтических отношений, говорилось выше. Здесь отметим, что изменения коснулись и тех школ, и направлений, которые связаны с поведенческими и когнитивными подходами. Если раньше в этих подходах партнерство и сотрудничество между терапевтом и пациентом рассматривалось лишь как условие достижения изменений в состоянии пациента, то в современных школах когнитивной и поведенческой парадигм терапевтические отношения рассматриваются в качестве основного механизма изменений личности. Согласно этому, иначе строится процесс терапии, установление и поддержание терапевтического альянса [18].

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.