Эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть объяснены лишь физиологическими и гормональными изменениями. Они находятся также в тесной взаимосвязи с социальными факторами и условиями воспитания, которые, несомненно, играют важную роль в становлении личности подростка. Подросток переосмысливает свою роль в детском коллективе, пытается определить в нем свое место. Его поведение меняется, так как центр жизни от непосредственно учебной деятельности смещается в сторону общения.
Подростковый возраст является переходным периодом от детства к взрослости. В течение этого периода перестраиваются все прежние отношения к окружающему миру и к самому себе. Именно этот период, характеризуется зарождением значимых новообразований, определяющих развитие значимых личностных структур.
В подростковом возрасте меняются черты внутреннего мира с самосознания, перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевая сфера. Важнейшим новообразованием подростков является развитие самообразования, самопознания, открытие своего Я, представление о своих качествах, своей индивидуальности, сущности самооценка, самоуважение[29].
В подростковом возрасте развивается пессимистическая позиция, неуверенность в своих силах. Чувство тревожности усиливает неуверенность в себе, негативно влияет на настойчивость, любознательность на познавательную активность. Одним из частых проявлений тревожности в юношеском возрасте является апатия, вялость, безынициативность.
Общество транслирует молодому поколению весьма высокие стандарты «жизненного успеха». Телевидение, радио, интернет, уличная реклама непрерывно демонстрируют многочисленные атрибуты «красивой жизни», которая только и может быть целью. Согласно А.И. Ахметзяновой, окружающие взрослые и родители ориентируют его на достижение высоких результатов, не учитывая способности и возможности.
По наблюдениям Н.Ф. Велихановой, нередко происходит стимулирование тревожности поведением педагогов. Педагоги допускают диктаторское и авторитарное поведение, которые подавляют инициативу и самостоятельность подростков; презрительно-унижающее отношение педагогов проявляется в неуважении и в недоверии к детям; непоследовательно-предвзятое отношение проявляется в избирательном отношении, несправедливой оценки их способностей, действий, иногда – высмеивании их неудач[8].
Наиболее важными во время выбора профессии является насыщение ее индивидуальными личностными смыслами – переживание и понимание человеком, для чего трудится он, как связана работа с его убеждениями, мотивами, идеалами, ценностями. Так же определенное место в любой профессии занимают не только профессиональные навыки и умения, но и насыщение профессионального деяния социально-значимыми целями. Если эти цели отсутствуют, то даже самая престижная работы и специальность не смогут обеспечить человеку достойное и стабильное место в жизни, обрести призвание[30].
В результате можно выделить несколько основных особенностей развития личности в юношеском возрасте:
преобразование эмоциональной сферы личности
развитие активной жизненной позиции, самоопределения;
формирование мировоззрения;
развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания;
В юношеском возрасте центральным психологическим новообразованием можно считать становление стабильного образа «Я» и устойчивого самосознания. Связано это с усилением самоуправления, личностного контроля, новой стадией развития интеллекта. Главным приобретением ранней юности является открытие внутреннего своего мира, эмансипации его от взрослых[6].
Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.