Депутаты Государственной Думы повысили срок своих полномочий с 4 до 5 лет, установили себе высокие оклады и планку пенсионного обеспечения. Представленные в Государственной Думе политические партии проявили удивительное единство и устранили своих конкурентов на политическом пространстве высоким проходным барьером в палату, запретом создания избирательных блоков. Парламентариями в Совете Федерации проявляются в некотором смысле «чудеса» конституционно-правового регулирования, чтобы остаться в этой палате, где они тоже материально очень хорошо обеспечены. Депутаты Государственной Думы в этом помогают, тем более что у них есть корыстный интерес – они включены в круг потенциальных кандидатов на места в этой палате.
Некоторые шаги власти сложно воспринимать однозначно. Так, высокая численность политических партий была препятствием для их участия в политической жизни, особенно в избирательных кампаниях. Но резкое снижение численности политических партий до 500 человек также озадачивает, поскольку появление 80 политических партий является сложным для массового сознания, это вряд ли позитивный шаг в развития народовластия.
Таким образом, обобщая изложенное, хочется сформулировать ряд выводов.
Во-первых, все-таки основой конституционализма является конституция государства. Отрицающие роль конституции как основы конституционализма говорят о том, что ее наличие не останавливает беззаконие. Это верно, но все же в конституциях отражаются немалые права и свободы личности, государство что-то делает для их реализации — например, социальные права. В истории разных стран были разные парадоксы. Например, в Средние века одновременно и параллельно существовали светское и религиозное мракобесие наряду с расцветом искусства. И тогда же в одних странах развивался, в других делал первые шаги парламентаризм. Можно найти приливы и отливы в развитии цивилизационных ценностей, радоваться успехам и ужасаться. Но отрицать то, что конституции отражают успехи экономического строительства, закрепляют систему органов публичной власти, тоже не следовало бы.
Во-вторых, гармония соотношения конституционализма и конституции государства состоит в том, что идеи, заложенные в конституционализме, постепенно внедряются именно в конституционный текст. Нельзя успокаивать себя тем, что они нашли отражение просто в правовых нормах и этого достаточно. Важнейшим требованием конституционализма является то, что его идеи первым этапом воплощаются в конституции, вторым – в том, что называем подконституционным законодательством. Конституционализм гибнет, если его ценности попадают в конституцию, но далее сводятся на нет текущим законодательством. В современной России примеры такого отношения к конституционным идеям имеются: например, очень сложно собрать два миллиона подписей за проведение федерального референдума, к тому же Центральная избирательная комиссия РФ всегда может «доказать» неясность либо многозначность формулировки вопроса, выносимого на референдум.
Вместе с тем одно из условий конституционализма надо видеть в том, что его идеи, заложенные в тексте конституции, но требующие развития в текущем законодательстве, должны вызвать соответствующее законотворчество. К сожалению, примеры обратного можно найти и в истории, и в современности отечественного конституционализма. Так, в Конституции СССР 1936 г. было определено, что депутат должен оправдывать доверие своих избирателей, в противном случае он может быть отозван. Однако сами законы об отзыве (союзный и республиканские) появились только соответственно в 1959 г. и в 1960 г. Во всех Конституциях СССР провозглашалось право союзных республик на выход из Союза ССР, но этот вопрос никак не закреплялся в специальном законе, а когда его все-таки разработали и приняли в 1990 г., было поздно и он никак не остановил развал СССР. В действующей Конституции Российской Федерации говорится (ст. 135): если предложения о пересмотре Конституции РФ нашли поддержку в обеих палатах Федерального Собрания РФ, созывается Конституционное Собрание в соответствии с федеральным конституционным законом. Однако прошло 20 лет, а такой закон все еще не принят.
Таким образом, конституционализм – это не только идеи, но и обязанность власти в их воплощении в нормах Конституции РФ и развивающих ее актах. А далее надо следовать требованиям нормативных предписаний – бережно относиться к самим идеям, не переиначивать их текущим регулированием и практикой. Попытка корректировки политической действительности так называемой живой конституцией может привести к тому, что мы просто не узнаем саму действительность. К примеру, это наблюдаем применительно к конституционному праву граждан на манифестации, оплетенному в 2012 г. таким количеством санкций административной ответственности, что становится нереальным осуществление данной благородной конституционной ценности.
Актуальные проблемы конституционного права
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.