Исследователи называют две причины психологического преимущества девочек, наблюдаемого в условиях традиционного обучения. Сторонники биологического подхода видят главную причину в более раннем половом созревании, сторонники социального подхода – в разных социальных ожиданиях относительно поведения мальчиков и девочек в социуме [4].
Переменные составляющие: особенности культуры, в которой происходит воспитание мальчиков и девочек, национальные традиции; социальные факторы, быстро меняющиеся факторы – семейные факторы.
Мозг мальчиков функционально более специализирован и направлен на решение конкретных интеллектуальных задач. Хотя в умениях пространственно представлять мальчики несколько преобладают, в языковых навыках они уступают девочкам.
Известно, что утомляемость у мальчиков к концу учебного года выше, чем у девочек. Однако у мальчиков в ходе обучения лучше формируются связи между знаками, словами и образами и, в отличие от девочек, создаются однозначные контексты. Чрезмерные негативные эмоции разрушают мозг и психику мальчика сильнее [16].
По своим чертам характера мальчики сравнительно более возбудимы, раздражительны, агрессивны, демонстративны, но вместе с тем и более откровенные и искренние, чем девочки. Они психологически более «неудобные» для взрослых. Мальчики в основном активны, настойчивы, но обычно менее исполнительны и хуже контролируют свои действия.
Устная и письменная речь у девочек более развита. Девочки значительно лучше мальчиков адаптируются к новой обстановке. У девочек при эмоционально окрашенной информации усиливается внимание и осмысление. В обучении девочки схватывают информацию легко, однако в соотнесении ее с ранее имеющейся затрудняются. У девочек лучше формируются многозначные, а также художественные контексты. Объем кратковременной памяти у девочек в среднем выше, чем у мальчиков. Девочки предпочитают словесное, но не знаковое обозначение информации даже при решении пространственных задач. Для девочек более важным является то – кто именно и как их оценивает, а не собственно содержание оценки [16].
В обучении функционально женский мозг имеет явные преимущества над мужским, так как больше времени не находится в покое. Обычно у девочек лучше развит слуховой анализатор и соответственно им присущ аудиальный способ усвоения знаний. Также у девочек выше способность к концентрации внимания. Результат всего этого – к концу начальной школы девочки опережают мальчиков в обучении по основным умениям (чтение и письмо, но не счет).
Начиная с подросткового возраста, женщины достигают более высоких показателей по многим видам вербальных задач элементарного уровня, таких как: пунктуация, орфография. Однако не выявлено различий в тех умениях, которые требуют вербальных навыков высокого уровня, таких как понимание сложного текста или вербальных аналогий.
Не доказано наличие половых различий в математических способностях для школьного возраста, но результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют математические задачи в целом успешнее, чем девушки. Но, специалисты в области гендерных различий, а также феминистично направленые психологи считают, что половые различия обусловлены различными социальными ожиданиями и стереотипами в отношении мальчиков и девочек. В обществе существует убеждение, что математика и точные науки являются в большей степени мужскими дисциплинами, чем литература и языки. Многие взрослые – и учителя и родители пребывают в уверенности, что мальчики более способны к математике, чем девочки, и поэтому уделяют им больше внимания при преподавании этого предмета. Установлено, что уверенность женщин в своих математических способностях снижается начиная с седьмого класса и далее, включая период обучения в высших учебных заведениях. Выявлено, что мужчины вообще имеют более высокие ожидания успеха в решении математических задач, чем женщины [3].
Наблюдения показывают, что с началом подросткового возраста девочки доминируют над мальчиками физически, интеллектуально и социально, что влияет на формирование самосознания и в частности, самооценки как мальчиков так и девочек. Как известно, до 11 или 12 лет, у способных девочек обычно более низкая самооценка, чем у мальчиков с такими же способностями [16].
До сих пор все еще отсутствует психологически обоснованная и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательных интересов подростков с учетом их гендерных особенностей, что вызывает проблемы в управлении этим процессом.
Специфика предмета изучения заключается в том, что динамика гендерных, да и половых различий с возрастом постоянно меняется – они то возрастают, то уменьшаются.
Актуальные проблемы гендерных различий в психологии
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.