Под лекцией понимается систематическое устное изложение материала. На учебном занятие происходит сообщение нового учебного материала, в результате которого предполагается активное восприятие студентами. Лекцию можно назвать самым экономичным способом для передачи необходимой информации. Основным стержнем лекции является научность, доказательность и аргументированность ее теоретических положений.
Перечислим основные требования к содержанию лекции: проблемность; последовательность, систематичность; определенность, непротиворечивость; доказательность; единство вербального, абстрактного (математические модели и т.п.), образного (иллюстрации, рисунки, схемы и т.д.), эмоционального (позиция преподавателя) учебного материала.
У лекции существует своя структура, которая состоит из трех элементов.
Рисунок 3. Структура лекции.
Для того, что бы выполнить данную структуру в результате чтения лекции преподавателю необходимо акцентировать внимание на своей речи, а также способах восприятия информации студентами.
Устное чтение лекции подразумевает речевую трансформацию письменного текста. Лектору необходимо излагать материал таким образом, чтобы слушатели:
— понимали данную информацию;
— имели возможность сделать конспекты воспринятой информации, на слух или визуально – и не механически, а осмыслено;
— иногда выполняли кратковременную разрядку во время «пика внимания».
В данной ситуации на первый план выходит речевая культура преподавателя, ораторское и педагогическое мастерство лектора.
Рассматривая лекцию в качестве ведущей формы учебного процесса, следует отметить, что у нее имеется несколько достоинств.