Таким образом, в акмеологии можно выделить две взаимосвязанные и взаимообусловленные фазы: саморазвитие и самореализация. Самореализация — это непрерывный процесс осознания личностью своих особенностей и возможностей, предназначения в жизни, стремление к развитию и реализации своего потенциала. Преградами к самореализации являются: отсутствие мотивации, лень, давление общества, страх, закомплексованность, отсутствие уверенности в себе, заниженная самооценка и ложные представления о своих способностях.
1.2. Возможности акмеологической диагностики
Акмеологическая диагностика — вид комплексного, междисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно — профессионального развития человека и распознанием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе.
В основе акмеологического сопровождения лежат четыре функции:
1) диагностики причинно-следственных факторов и сущности проблемы;
2) информации о проблеме и путях ее решения;
3) консультации на этапе принятия решения и выработки стратегии решения проблемы;
4) первичной помощи на этапе реализации стратегии решения проблемы [2].
При реализации акмеологического сопровождения может возникнуть ряд типичных затруднений: несформированность, расплывчатость Я-концепции, проявляемое как неуверенность, повышенный уровень тревожности, низкий уровень самоуважения и самопринятия, преобладание негативного самоотношения и т.д.
В аспекте преодоления перечисленных типичных затруднений реализации акмеологического сопровождения необходимо вычленить сущность конкретных задач. В.Г. Маралов выделяет три доминирующие фактора, которые определяют выбор приоритетных целей организации психологоакмеологической поддержки:
1) наличие общих объективных трудностей, снижающих в целом для образовательного заведения эффективность его деятельности (например, повышенная авторитарность взаимодействия);
2) уровень квалификации кадров, своеобразие индивидуальных особенностей сотрудников, которые становятся типичными и для организации в целом (например, преобладание дисциплинарной модели взаимодействия и т.п.);
3) перспективные цели, которые преследует учреждение в своем развитии с учетом его «специализации».
В совокупности данные три параметра и являются определяющими при выборе направлений и целей организации акмеологического сопровождения формирования самопознания и саморазвития личности [12].
Сущность акмеологического сопровождения можно определить как формирование и закрепление в сознании востребованной необходимости в самопознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное и профессиональное Я [1].
Акмеологическая диагностика (или диагностика развития) проводится с использованием методов акмеологии: собственные оригинальные эмпирические методы и методы развития: лонгитюдный метод, биографический метод, метод акмеологического описания, метод сравнительного анализа пробильности, метод профессиограммы, психограм и акмеограм, метод акмеологических тренингов, акмеологические методы и технологии игрового моделирования, адаптированные методы с: психологии, социологии, педагогики и т.д.
Сравнительный анализ подразумевает сравнение характеристик высоко- и малопродуктивной деятельности. При этом помимо деятельностных показателей следует сравнивать личностные характеристики и свойства профессионалов высокого класса и тех, у которых деятельность средне- или малопродуктивная.
Сравнению подлежат: психологические профессионально важные качества, мотивы профессиональной деятельности и достижений; личностно-профессиональные стандарты и эталоны; общие и специальные акмеологические инварианты профессионализма.
Акмеологический анализ позволяет выявить основные акмео-логические условия и факторы, инварианты профессионализма, построить прогнозы и выбирать пути развития личности и ее профессионализма.
Акмеолотическая экспертиза – это комплексная оценка субъектов труда, направленная па выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования. При этом применяются индивидуальные и групповые методы экспертной оценки. К экспертам, проводящим акмеологическую экспертизу, предъявляются жесткие требования, касающиеся их научной компетентности и квалификации, объективности, ориентированности на поиск истины и ответственности.
Эксперимент в акмеологии рассматривается как метод исследования, где акмеолог варьирует условия становления специалиста и характер возникающих качественных позитивных изменений в его личностном и профессиональном развитии. С помощью эксперимента проверяются устойчивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности.
В акмеологическом эксперименте объектом является взрослый, человек, согласие которого необходимо для варьирования переменными. На личностно-профессиональное развитие оказывают влияние также неконтролируемые переменные, поэтому достигаемые личностно-значимые результаты могут и не соответствовать запланированным.
В процессе акмеологического эксперимента изменениям подлежат: уровень продуктивности профессиональной деятельности, зрелости личности, психические новообразования, этапы становления субъекта деятельности и развития как профессионала [2].
Акмеологический подход является базисным и обобщающим и представляет собой совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.