Кроме того, если предшествующая структура (Администрация по зарубежному развитию (Overseas Development Administration – ODA), находившаяся в подчинении Форин-офис, сосредотачивала свои усилия на традиционных для британского МИД сферах (экспорт оружия и расширение объемов торговли), то ДМР, как самостоятельная и независимая от Министерства внутренних дел Британии единица, получила возможность вывести задачу помощи развитию за рамки продвижения исключительно коммерческих британских интересов.
Кроме того, в 2004 г. был сформирован специальный временный орган – Комиссия для Африки, имеющий целью создать новое лицо африканской политики Великобритании. В докладе комиссии под названием «Наш общий интерес» был представлен многомерный анализ путей решения проблем Черного континента.
Таким образом, можно констатировать, что при лейбористах, решение вопросов британской политики в области развития стран Африки вышло на новый уровень, они приобрели стратегическое значение и стали финансироваться в гораздо больших объемах.
Вопросы миростроительства также вышли на новый уровень. Кабинет жестко контролирует расходы на данную сферу. Миссии и операции в Африке, включая миротворческих операции ООН, осуществляются через межведомственный механизм управления.
Минобороны Великобритании развернуло четыре субрегиональные учебные команды в Африке. Предоставлена помощь и финансовые средства вооруженным силам Ганы, Мозамбика и Нигерии с целью облегчить их развертывание в рамках миротворческих миссий ООН и Африканского союза.
Следует отметить, что теракты 11 сентября 2001 г. стали переломным моментом в британской африканской политике, сказавшись на ней неоднозначно. В частности, контртеррористической политика начала брать верх над аспектами взаимодействия направленными на обеспечение стабильности в регионе средствами гражданского управления. Данный перекос отчетливо наблюдался в политике Соединенного Королевства, как и в американской политике, и не способствовал установлению мира и безопасности на Черном континенте.
Таким образом, несмотря на то, что после данных терактов объем финансовой помощи странам континента вырос, существенные перемены претерпел контекст ее оказания. Отныне помощь Африке обуславливалась мотивами национальной безопасности. В целом, вследствие необходимости совместной борьбы с терроризмом, западная политика в отношении государств Африки заметно милитаризировалась, углубилось сотрудничества западных и африканских структур разведки и безопасности.
Акцент Соединенного Королевства в Африке на мерах противодействия терроризму имел свои очевидные минусы. Во-первых, нарастал риск появления новых потенциальных врагов Запада, дестабилизировалась ситуация в Африке в целом и конкретных странах в частности (со смешанным как мусульманским так и христианским населением). Во-вторых, усугубилось политическое напряжение между представителями основных конфессий в Кении, Уганде, Эфиопии, Нигерии.
В целом, отмечается углубление конфликта между западным миром и политическим исламом.
Как мы видим, идеи о взаимозависимости и взаимной ответственности участников международных отношений оказались чрезвычайно востребованы в Африке.
При этом, британские интересы на континенте уже при Т. Блэре вынужденно были реализовываться в конкурентной борьбе с нарастающими силой и влиянием новых акторов. Острота давнего соперничества с Францией была несколько сглажена, в том числе благодаря заключению соглашения в Сен-Мало, однако новым соперником постепенно становился Китай, проводящий активную политику инвестиционного внедрения на континент. И хотя во времена Т. Блэра эта обеспокоенность еще не была столь сильной, как позже, при Д. Кэмероне, она постоянно нарастала.
Итак, переломным моментом в политике Великобритании по отношению к развивающимся странам в целом и Африканскому континенту в частности стал приход к власти в лейбористской партии во главе с Т. Блэром в 1997 г. Новый Кабинет, руководствуясь стремлением закрепить за Соединенным Королевством достойное место в глобализирующемся мире, обеспечить международный авторитет, провел переоценку внешнеполитической стратегии государства.
Личные предпочтения Т. Блэра оказали влияние на характер английской внешней политики в целом и на политике Лондона на африканском континенте в частности. Т. Блэр полагал, что Запад может и должен способствовать устойчивому развитию континента.
Африканская политика Британии 2000-2010гг.
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.