Образ мира в современных исследованиях не рассматривается исключительно как образ созданный «восприятием», иными словами любой образ или когнитивный конструкт является элементом более целостного образа мира, который создается всеми психическими процессами, представлен как интегральная характеристика психического, несомненно опосредует поведение и адаптацию человека [3].
Стоит отметить, что не менее значимым является и факт его двойственной природы, образ мира включает в себя не только бессознательные, но и осознаваемые аспекты. Образ мира как конструкт рассматривается Л.Я. Дорфманом в концепте метаиндивидуального мира, где «Мир» предстает как совокупность значимых людей, предметов культуры, объектов живой и неживой природы, соотнесенных и соизмеримых с индивидуальностью, масштабом ее жизни.
Кулик А. А., Шибанова Е. С. [17] указывают, что образ мира или метаиндивидуальный мир – это индивидуальность в мире и мир в индивидуальности, мир как часть индивидуальности и индивидуальность как часть мира. Индивидуальность существует в мире, проникает в него, определяет себя в нем, совершает выборы людей и объектов или влияет на них, производит в них изменения.
Мир, в свою очередь, проникает в индивидуальность, так или иначе, подчиняет ее требованиям и нормам. Структурно образ мира составляет несколько уровней, глубинный обобщенный амодальный уровень, включающий в себя значения и смыслы, поверхностный конкретный модальный уровень, включающий в себя чувственные образы, чувственные переживания [13].
Говоря о значимости тех или иных явлений действительности, составляющих для человека амодальный уровень образа мира, стоит обратится к пониманию картины мира представленной А. Адлером, в основе представления о мире (субъективном представлении об окружающей действительности) человека лежит смысл или значение мира, то, что определяет мышление чувства желания и действия человека.
Существенные события жизни выстраиваются в субъективную картину жизни, несущественные отбрасываются. Основами представления о мире, таким образом, будут выступать смысловые установки, личные интересы и ценности [11].
Ценность человека как личности может быть определена в системе образа мира, целью которого становится репрезентация целевых, смысловых, мировоззренческих установок, этнической, гендерной, профессиональной принадлежности. Соответственно, необходимость исследования образа мира заключается в том, что данное образование является системой ориентиров личности, представление о мире указывает на «сопричастность» человека его природной и социальной жизни [28].
Паршкова А. В. [23] указывает, что ориентация личности в мире возможна при адекватной интерпретации реальности, без чего легко потерять смысл происходящего в мире и своего собственного места в нем.
Образ мира позволяет личности адекватно предвидеть, спрогнозировать те или иные явления реальности при взаимодействии с миром в меняющихся условиях. Моделирование мира, соотносящегося с реальностью, необходимо для нормальной жизнедеятельности организма и является условием формирования естественного поведения личности [7].
Репрезентация образа мира личности отражена в таких конструктах как образы предметов, событий, явлений, образ «Я», образ «Других». Означенные образы, то есть получившие свое значение, представлены человеку не разрозненно, образ мира не просто совокупность значений, а целая сплетенная субъектом реальность из осмысленных связанных друг с другом фрагментов действительности. Марцинковская Т. Д., Солодников В. В., Карпук В. А. [19] отмечают, что постижение человека как объекта мира может происходить через познание и интерпретацию субъективного — образа мира, который представлен и в контексте личности, социальной принадлежности каждого человека и в контексте индивидуальности.
В данном случае субъективная реальность может выступать как образ мира, а личностная репрезентация отражать основные глубинные корневые основы индивидуального в человеке. Образ мира это результат субъективного создания модели мира, некая единая концепция представлений о себе, о других и о мире.
Понимание мира через познание себя, другого, событийности жизни в целом происходит как образование смыслового поля отражающего человеческое в человеке, индивидуальное в личности. Неоспоримо, каждая личность развивается и соотносит жизнь со своим внутренним созданным миром.
Индивидуальные миры при своей непохожести имеют общие основы. Так как психология занимается вопросами субъективного, образ мира отражает многообразие проявления личности и индивидуальности. В целом, образ мира как система характеризующая личность может быть одним из основных предметов изучения психологии.
Аддикция к социальным сетям и образ мира личности
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.