Психологическая адаптация представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связана прежде всего с изменением статуса индивида. В течение жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микро – социальные условия (новое место работы, новый коллектив и др.)
1.2 Факторы адаптации/дезадаптации старшеклассников
Молодость – это определенная фаза развития человека. Отечественный исследователь И.С. Кон пишет, что молодость, как этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные границы четко не определены и имеют социально-историческую природу. Они также зависят от общества, в котором развивается человек, от закономерностей социализации этого общества. В зависимость от перечисленных характеристик попадают социальный статус и социально-психологические особенности. [13]
Как утверждает И.С. Кон, молодость не имеет четких возрастных критериев, но условные границы все же существуют. В отечественной социологии нижняя граница молодости определяется 14-16 годами, а верхняя – 25-29 годами. В отдельных случаях верхняя возрастная граница продлевается до 35 лет (молодые ученые, молодые семьи). [22]
При этом людей, находящихся на стадии развития молодости принято называть – молодежью.
Наиболее конкретное понятие «молодежи» приводит И.С. Кон. Он говорит, что молодежь – это социально – демографическая группа, объединяемая на основе возрастных характеристик, социально – психологических свойств и особенностей социального положения. [13]
В данном определении употребляется понятие социализации – это важнейший этап жизни молодежи, в ходе которого индивид приобщается к культуре, обществу, становится полноценным участником социальной жизни. Социализация – это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. [7]
Социализация происходит на протяжении всей жизни человека. Самореализация в процессе социализации осуществляется в виде трудовой, учебной и профессиональной деятельности. Это не однонаправленный процесс, а процесс взаимодействия с окружающим социальным миром. Интенсивным этапом социализации является период молодости, а саморазвитие молодежи набирает обороты как раз во время студенчества, так как на данном временном отрезке происходит наиболее активное взаимодействие индивида с обществом в виде перечисленных типов деятельности. Следовательно, можно выделить часть или вид молодежи как социально – демографической группы – студенческую молодежь. Она характеризуется признаками, относящимися к молодежи, но при этом имеет ряд признаков, отличающих ее от молодежи в целом.
Одним из важнейших компонентов системы отношений человека является его отношение к себе. Проблемы развития самооценки и самосознания становятся все более актуальными в психологии и педагогике. И это не случайно. На протяжении всей жизни человека, на каждом этапе его социокультурного развития самосознание играет очень большую роль.
Отставание в овладении словесной речи у глухих старшеклассников приводит к ограничению социальных контактов, появлениям фрустрационных реакций у детей и у их родителей. То, что невозможно сообщать планы на будущее, описывать события внутренней жизни, обсуждать возникающие проблемы приводит к тому, что старшеклассник замыкается в себе, у него возникают трудности социального взаимодействия.
Столин В.В. различает два компонента – Я-образ и самоотношение [13].
Кон И.С. используя некоторые положения теории Ядова В.А. о диспозиционной регуляции социального поведения и понятие установка предлагает уровневую концепцию «Я-образа» как установочную систему. Установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным, поведенческим. Нижний уровень «Я-образа» составляют неосознанные переживания связанные с самочувствием и эмоциональным отношением к себе. Средний уровень – осознание, самооценка отдельных свойств и качеств. Высший уровень – осознание цели жизнедеятельности и средств необходимых для достижения этих целей.
Такими специфическими признаками студенческой молодежи являются:
более конкретная возрастная принадлежность, связанная с моментом поступления и окончания высшего учебного заведения (приблизительно, 17 – 24 года);
учебная деятельность и выбор профессии;
психофизиологические особенности;
своеобразное восприятие мира, связанное с возрастом, с социальной ситуацией. [21]
Как упоминалось выше, в период молодости одной из главных задач является самореализация и развитие самосознания. Как отмечал Б. Г. Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени. [1] Следовательно, это время для человека является наиболее «хрупким» и подверженным влиянию. В процессе самореализации у индивида формируются как значимые черты личности, так и отношение к себе, к объектам социального мира.
Восприятие мира характеризуется отношением человека к окружающей действительности, к социальному окружению. Адекватность восприятия другого человека определяется в конкретных условиях многими факторами. По мнению А.А.Бодалева основным фактором восприятия, является «то, в какой мере содержание отношений воспринимаемого и воспринимающего включает необходимость точного учета свойств воспринимаемого». К наиболее характерным механизмам восприятия другого человека относится процесс приписывания воспринимаемому человеку некоторого набора личностных качеств, основанного на наблюдении за частными деталями его внешности и поведения. Этот процесс был назван Г. Келли «стереотипией восприятия». Такой механизм восприятия другого человека является установкой, фиксированной на основе опыта общения с окружающими людьми. Описываемый механизм возникновения убеждений и установок набирает обороты как раз в период молодости, когда человек активно включает себя во взрослую жизнь, происходит социализация индивида. [15]
Таким образом, мобилизация адаптационных ресурсов у субъекта ситуации происходит по действием структурных и содержательных параметров стрессовой ситуации, которые отличаются от привычных (оптимальных) и обусловливают повышение психической напряженности (эмоциональный стресс. Стрессовая ситуация явялется сложным многоуровневым и многокомпонентным феноменом, понимание которого требует детального анализа параметров стрессовой ситуации [3] .
Адаптация выпускников 11 классов к ЕГЭ
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.