В период промышленного подъема (1910-1914 г.г.) количество монополий продолжало расти. Количество торгово-промышленных картелей и консорциумов составляло 150-200. Несколько десятков из них были на транспорте. Многие из крупнейших банков стали банковскими монополиями, проникновение которых в отрасль наряду с процессами концентрации и производственными комбинациями способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Концентрация продаж и производства монополий была очень неравномерной. В некоторых секторах экономики (металлургия, транспорт, машиностроение, добыча нефти и угля, производство сахара) монополии концентрировались на большей части производства и сбыта и почти доминировали на рынке, в других секторах (металлургия, легкая и пищевая промышленность) была низкая степень монополизации [9, c. 12].
Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. работа некоторых локальных монополий закончилась, но в целом борьба увеличила количество монополий и их силу. В результате быстрого развития монополистических формирований в отечественной промышленности во время Первой мировой войны возникло большое количество новых сбытовых монополистических объединений крупнокапиталистических предприятий, особенно региональных.
Кроме того, развивались монополии, связанные с военным ведомством. Российский монополистический капитализм присутствовал в результате слияния монополий с муниципальными властями.
После Февральской революции 1917 года и провозглашения коллективной собственности на средства производства идея использования централизованного планирования всей экономики с сильно монополизированной экономической структурой нашла плодотворную почву. Как и в царской России, советская монополия развивалась в условиях нерыночной экономики. Система командования и распределения создала условия для формирования и развития монополизма [18, с. 114].
Период мощной монополизации советской экономики совпал со временем нэпа. Это народные комиссариаты, чья система быстро развивалась в 1930-х и 40-х годах и которые впоследствии стали министерствами, оказались основными носителями государственной монополии в экономике.
В 1980-х годах монополия в советской экономике стала тотальной и затронула все сферы жизни: от экономики и политики до культуры и социальной сферы. Советская монополия основывалась на общественной собственности и несовершенстве механизма ее осуществления, регулировании отношений между компаниями со стороны министерства, в основном на внеэкономической основе. Помимо этого, такой результат экономического развития был обусловлен: высокой степенью концентрации, централизации и специализации производства; особенностями внешних политических условий; полным огосударствлением экономики; дисбалансом в народном хозяйстве; позиционированием монополий как основы развития социалистической экономики.
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в стране был недостаток разных промышленных и непроизводственных товаров, что делало производителей этих товаров монополистами. В результате монопольные единицы стали напрямую заниматься вопросами цен, что привело к резкому росту цен, что, наряду с неограниченными денежными выпусками, помогло ускорить инфляционные процессы [14, с. 151].
Одной из особенностей постсоветской российской экономики была неспособность малых и средних российских компаний конкурировать с иностранными компаниями в открытой экономике. В отечественной экономике только крупные монополистические структуры смогли противостоять иностранной конкуренции, в то время как другие компании потеряли свои позиции, потому что их цены были одинаковыми и в некоторых случаях превышали цены мирового рынка, поскольку тарифы на электроэнергию, тепло, воду, связь и транспорт резко возросли. В результате естественных монополий тарифная и товарно-кредитная политика стали основной причиной общего кризиса дефолта по платежам. Стратегия естественных монополий, которая основана на неконтролируемом росте стоимости с использованием коммерческих кредитов и поддерживаемая правительством, оказалась сильным фактором роста взаимных неплатежей. В результате рост цен на продукцию естественных монополий с 1991 по 1994 год значительно превысил рост цен в промышленности. Особенностью российской монополии в 1990-х гг. была тенденция к формированию финансово-промышленных групп. В 1990-х годах российский монополизм приобрел еще одну особенность — регионализацию экономических отношений. Появление этой функции было связано с повышением транспортных тарифов, отсутствием развитой рыночной инфраструктуры, согласованием ряда отраслей и отдельных компаний с местными и региональными рынками, стремлением местных сообществ к самообеспеченности и наличием искусственных барьеров. В результате этих процессов в стране возникло много новых монополистических единиц [15].
Политика рыночной трансформации 1992-1999 годов оказалась неустойчивой. Реформы не дали ожидаемого результата и не создали условий для экономического роста. Однако уровень жизни населения упал во много раз, общество сильно расслоилось, а инфляция была высокой. В результате, отрасли естественных монополий, таких как газ, электричество и железная дорога, стали своего рода донором для российской экономики, хотя сами они переживали кризис дефолтов и сокращение инвестиций. С 1999 года ситуация в российской экономике характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Это отражается, в частности, в положительных сдвигах в ВВП и основных отраслях промышленности, а также в повышении уровня жизни населения страны.
В 2000-х годах отрасль естественных монополий начала восстанавливаться вместе с экономикой в целом. Это было связано с растущим спросом на услуги и товары. В то же время их объективные инвестиционные возможности увеличились. Но огромные усилия по реформированию естественных монополий и огосударствлению ранее приватизированных компаний ТЭК отвлекали внимание правительства и самих компаний от главной задачи — обеспечения нужного объема своевременных инвестиций в развитие базовой инфраструктуры. По итогам 2000-х г.г. это время для естественных монополий стало эпохой упущенных возможностей.
Российская экономика подошла к современному периоду с высокой степенью монополизации национальной экономики, в том числе благодаря сильной зависимости социального благосостояния населения России от деятельности инфраструктурных монополистических единиц и общей зависимости экономики страны от естественных монополий в добывающих отраслях ( топливно-энергетические ресурсы как основной источник доходов в бюджет).
6. Российские монополии: отличительные черты и специфика образования.
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.