26. Особенности рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему 26. Особенности рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних

Про то, какую роль играет установление возраста несовершенного летнего было более подробно рассмотрено ранее. В рамках данного параграфа следует сказать о том, что установление точного возраста необходимо для того, чтобы понимать, мог ли подозреваемый или обвиняемый осознавать в полной мере свои действия, и осознает ли он в полной мере происходящее в рамках проведения расследования. Также это необходимо с целью установления психологического состояния несовершеннолетнего, а также его возможности исправления, не прибегая к лишению свободы.
Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего имеет очень важное значение для принятия различных процессуальных решений об избрании или изменении меры пресечения, о производстве отдельных следственных действий и тактики их проведения.
При этом законодатель не закрепляет перечень данных о жизни несовершеннолетнего, которые установить и, к сожалению, органы предварительного расследования не всегда уделяют достаточное внимание выяснению полной картины условий жизни несовершеннолетнего.
Анализируя судебную практику можно привести следующий пример значимости установления условий жизни несовершеннолетнего. Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 71 по Мамско-Чуйскому району Иркутской области уголовное дело по обвинению И., в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 158 УК РФ было возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. В постановлении суда было указано, что в связи с наличием обстоятельств, дающих основания полагать наличие в обвинительном акте существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства, допущенных органами предварительного расследования при составлении обвинительного акта, которое выражается в следующем: в обвинительном акте данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, указаны не полностью: отсутствуют сведения об условиях жизни, проживания, обучения в школе, психическом развитии и психическом здоровье, круге общения И.
Таким образом, суд, при принятии решений в отношении несовершенного летнего руководствуется тем, какие условия жизни были у несовершеннолетнего обвиняемого, так как данные обстоятельства могут сыграть существенную роль при принятии решении о назначении наказание за совершенное преступление.
Считаю, что при расследовании рассматриваемой категории дел необходимо установить следующий круг обстоятельств:
данные о родителях или иных законных представителях несовершеннолетнего: характеристики с мест работы, опрос соседей и иных близких родственников, которым могут быть известны условия жизни несовершеннолетнего;
установление условий учебы, в частности: установление уровня успеваемости, круга общения, посещаемых внеклассных занятиях, выявленных конфликтах;
установление образа жизни несовершеннолетнего, а именно: привлекался ли раньше к административной или уголовной ответственности, состоит ли на каких-то специализированных учетах;
сведения о материально-бытовых условиях жизни несовершеннолетнего, для чего необходимо провести опрос родителей или законных представителей, а также с получением их письменного согласия осмотреть место жительства несовершеннолетнего.
Таким образом, на этапе расследования необходимо установить полную картину жизни несовершеннолетнего, с целью понимания мотивов совершенного преступлений. Проанализировав условия жизни в каждом конкретном случае можно сделать вывод о том, что могло подтолкнуть к совершению противоправных действий.
Немаловажным фактором является также установления обстоятельств, при которых несовершеннолетний мог попасть под влияние более старших граждан и не в полной мере осознавал, что он совершает противоправные действия, или осознавал, но был введен в заблуждение относительно мотивов их совершения, что происходит достаточно часто.
При оказании такого влияние, самым важным доводом таких лиц, является то, что они убеждают несовершеннолетнего, что раз он не достиг возраста 18 лет то никакой ответственности ему не будет, а значит он может совершить все что угодно абсолютно безнаказанно. Такое заблуждение возникает в связи с низкой правовой грамотностью подростков, что является недостатком существующей системы образования.
Установление влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц представляет определенную сложность. Для установления этого обстоятельства необходимо допросить родителей и иных законных представителей, так как они часто объясняют совершение преступлений их детьми отрицательным влиянием антиобщественных элементов.
Под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность судебная практика понимает действия, которые направлены на формирование у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений и сопряжены с применением физического или психического воздействия.
Таким образом, для установления полной картины совершенного преступления и правильного понимания мотивов необходимо в рамках расследования уголовного дела установить все обстоятельства, которые определенным образом могли бы повлиять на несовершеннолетнего, путем формирования у него желания совершить противоправные действия. Не зря законодателем установлен специфический круг обстоятельств, которые необходимо установить.
Однако, считаю недостатком имеющейся правовой системы отсутствие законодательного закрепления более подробного перечня обстоятельств, обязательных к установлению в рамках расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.

Ещё статьи