Внутренняя позиция ребенка образуется в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у него психологических особенностей, обобщаются им и складываются в особое личностное новообразование, характеризующее его личность в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к окружающим людям, к самому себе5, с. 201.
Обучающиеся стремятся занять новое, «взрослое» положение в жизни и выполнять важную не только для них, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности.
Таким образом, стремление детей занять позицию школьника, «хочу учиться в школе, хочу ходить в школу», говорят о благополучном разрешении кризиса детства.
В контексте кризиса семи лет и его нормального разрешения должна
рассматриваться проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. Возрастная психология предлагает различные исследования этой проблемы и способы ее решения.
Т.А. Нежнова пишет в своих работах: «…вопрос готовности к школьному обучению – это в значительной мере вопрос социальной зрелости. Поступая в школу, ребенок реально оказывается в центре новой социальной ситуации, но эта новая ситуация должна быть понята и принята ребенком, стать его внутренней позицией. Появление у ребенка внутренней позиции школьника свидетельствует о его готовности к школьному обучению…» 6, с. 230 .
Проявление внутренней позиции школьника, происходит, когда ребенок начинает относиться к пребыванию в школе, как к естественному, необходимому явлению, он не представляет себя вне школы, интересуется всем новым, происходящим вокруг него, изменяется поведение и отношение ко всему, признает авторитет педагога.
Социальная сфера активности ребенка 7 лет, является для него мотивацией учения и источником отношения к себе в условиях новых отношений и новой жизни в школе.
Осознание и переживание успешности в обучении, соответствует социальному положению, на который претендует ребенок, где он является
субъектом социальных взаимоотношений.
Успешная учебная деятельность предполагает выполнение обучающимся действий контрольно – оценочного характера, ориентируясь при этом не только на получаемый результат, но и на способ действия, который считается главной характеристикой в обучении, а важным критерием готовности к обучению в школе является принятие ребенком учебной задачи. Условием, служит особое общение с учителем, которое характеризуется высоким уровнем произвольности, основываясь на непосредственно предметную ситуацию и принимаемые ребенком сознательно, с учетом определенного контекста, требования, правила, задачи.
Необходимо выделить следующие особенности учебной деятельности.