Отдельные высокодоходные предприятия остаются в собственности государства, например, в Сингапуре – морской порт, аэропорт, крупнейший мобильный оператор, авиакомпания. Каждое государство в большей или меньшей мере выступает собственником предприятий. Иными словами, государство не только регулирует экономические процессы, издавая нормативные правовые акты, но и реализует функции собственника по управлению своими госпредприятиями. Из-за специфики существуют отличия в управлении государственными и частными предприятиями.
Таким образом, государственные и муниципальные предприятия представляют собой организации, играющие значимую роль в экономике РФ. Такие предприятия ведут деятельность в разных сферах хозяйственной деятельности. Посредством них государством обеспечивается занятость граждан, создается капитализация в разных сегментах экономики, извлекается прибыль.
Государственные предприятия, имея свой статус, являются участниками имущественных отношений, процесс которых строго регламентирован государством.
В соответствии с ГК РФ государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации.
В качестве объектов государственного имущества могут выступать различные виды имущества: недвижимость, включая земельные участки, предприятия и имущественные комплексы, а также оборудование, транспортные средства и иные средства производства, вещи бытового, потребительского характера. В состав государственного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности, акции, вклады в банках, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.
Управление государственным имуществом представляет собой осуществление правомочий публичного собственника, совершаемых органом власти, уполномоченным на это государством. Важнейшим требованием к данной деятельности является эффективность, так как она характеризует степень реализации государством возложенных на него функций в данной области, которые выполняют специально уполномоченные на это органы.
Эффективность управления государственным имуществом в значительной степени зависит от стратегических документов, определяющих концептуальные основы управления государственным имуществом. Впервые в нашей стране такой документ был принят в 1999 г. и назывался «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». До принятия Концепции интерес к вопросам управления государственным имуществом в России был невысок вследствие радикального характера реформирования отношений собственности, направленного лишь на ускоренную приватизацию. Принятие Концепции положило начало принципиально новому этапу в сфере управления имуществом государства.
Несмотря на верную и своевременную постановку целей, в Концепции отсутствовали индикаторы оценки их достижения и конкретные показатели, которых необходимо было достичь. В качестве планируемого результата был лишь зафиксирован план принятия новых нормативно-правовых актов.
Рисунок 3 — Предприятия, имущество которых является государственным
Стоит пояснить, что текст Закона в его современной редакции не согласован в полной мере с положениями законодательства о статусе отдельных государственных учреждений. Коренные изменения в правовой статус государственных учреждений были внесены ФЗ от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До внесения Федеральным органом, уполномоченным управлять и распоряжаться в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности страны, было Правительство Российской Федерации. Основная часть таких полномочий делегирована Правительством РФ Министерству имущественных отношений РФ (в настоящее время Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), которое выполняет от имени РФ в определенном порядке следующие действия (рисунок 4).