Дипломная работа на тему Урок по истории и иконографии иконы Владимирской Божьей Матери

32

Русская Православная Церковь

Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы

во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

Тема: Урок по истории и иконографии иконы Владимирской Божьей Матери

(выпускная квалификационная работа по православной педагогике)

Выполнила: Драгомерецкая Н.А.

Руководитель: Рощина Ю.О.

МОСКВА

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Разработка урока. Цели, задачи и подготовка урока

1. Ход урока

II. Иконография Богородицы

1. Почитание Богородицы первыми христианами

2. Православное почитание Богородицы

3. Раскрытие темы урока. Обращение поэзии к образу Владимирской божией Матери

4. Предание

III. Описание иконы

1. Тип иконы

2. Изображение Богоматери и Младенца

3. Одежда, какие краски использовались

4. Беседа об одежде женщин-христианок

IV. Списки и другие иконографические типы

1. Списки с Владимирской иконы

2. Влияние Владимирской иконы на другие иконографические типы – Иконы с клеймами

V. Житие иконы Владимирской иконы

VI. Прорись

VII. Знакомство с Иконой Владимирской Божией Матери ручной работы

VIII. Заключительная часть. Домашнее задание. Окончание урока

Заключение

Список литературы

Введение

В январе 2011 года в Москве состоялись XIX Международные Рождественские образовательные чтения, один из крупнейших общественных православных форумов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал приоритетной задачей для общества, государства и церкви сохранение культурного кода российского народа, в этом с ним согласен и министр культуры Александр Авдеев. “С потерей национальной культуры мы становимся соучастниками и свидетелями катастрофы цивилизационного характера, цивилизационного масштаба. И когда на наших глазах происходит отторжение молодым поколением, части молодых поколений, величайших традиций – это беда для народа и для страны”, – сказал патриарх Кирилл.

На открытии Патриарх Кирилл коснулся широкого круга тем. В первую очередь, он высоко оценил общие усилия РПЦ и государства в проведении эксперимента по введению в средней школе курса основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ).

Курс “Основы религиозной культуры и светской этики” поспособствовал более тесному сотрудничеству и объединению внутри семьи, подтвердил министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, курс важен для осознания истории страны, культуры, для осознания того, что этот вопрос нужно постигать вместе.

Государство видит в лице Церкви партнера в решении этих задач. И в этом большая роль отводится православному воспитанию детей в Воскресных школах при приходах. Церковно-приходская воскресная школа на сегодняшний день является одной из основных форм систематической катехизации и образования на приходе, целью которой является воцерковление и церковное воспитание детей.

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Культура — это сложный феномен, однако, в многообразии ее проявлений нетрудно отыскать главное: причастность культуры к духовным ценностям человечества.

Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание. А. С. Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания потому что в нем находишь всю человеческую жизнь … Библия всемирна».

«Все, чем человек как человек может и должен быть — выражено в Божественном учении…», — отмечал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

При изучении библейских историй детям открываются такие понятия, как преданность, сострадание, послушание, милосердие, терпение, умение прощать, доброжелательность, трудолюбие. Библейские сказания отозвались в творчестве многих выдающихся мастеров мира. Каждое живописное или скульптурное произведение на библейскую тему заговорит полным голосом, если созерцающий воспроизведет в памяти данный сюжет Ветхого или Нового Завета. икона иконография урок

Сказанное в полной мере относится и к музыке, многие произведения П. И.Чайковского, С. В.Рахманинова и других великих композиторов не мо- гут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника.

Будущее ребенка зависит не только от его знаний и умений, но и способности различать добро и зло, умения и навыка делать добро, а эта способность присуща только нравственно и духовно совершенному человеку. Об этом писал подвижник православной русской школы А.А.Радонежский, он полагал главную цель развития личности «в ее стремлении к величайшему образцу нравственного совершенства представленному пришедшим на землю Сыном Божиим и оставленному нам для подражания». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где только удобно извлекая нравственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце».

Огромное воспитательное значение в Православии имеют иконы, которые представляют собой величайшую художественную ценность. Православные храмы – это настоящие музеи произведений искусства, живописи, мозаики, резьбы по камню, скульптуры, архитектуры.

В православии иконопочитание стало повсеместной традицией. В храмах иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы занимают центральное место. Верующие часто выражают свое благоговение перед иконами, целуя их, а также зажигая перед ними лампады и свечи. Кроме того, почти во всех православных домах есть красный угол с иконами, перед которыми верующие молятся. Часто православные христиане говорят, что молитвы с помощью икон помогают им приблизиться к Богу. От многих икон исходит Божья благодать и они чудотворны.

Академик Борис Раушенбах, один из основателей космонавтики, создавший научную школу космической навигации, обратился в конце жизни к изучению пространства иконы и математическим моделям, объясняющим Троичность Бога. Этот поворот не был случайным, к новым научным интересам ученый пришел через работу над оптикой космических аппаратов. Однако пытливым ученым руководил не только сугубо научный интерес: «Повлияло и мое детство, когда меня водили в церковь, приобщали святых тайн, а детские впечатления — это не такая вещь, которая забывается и исчезает бесследно. Во все времена моей жизни мне была весьма неприятна антирелигиозная пропаганда, я всегда считал ее чушью и болел за религию…». Это еще раз доказывает то, что самые прочные основы нравственности закладываются в детстве.

Квалификационная работа посвящена проведению урока в Воскресной Школе для детей 11 -13 лет на тему «История и иконография Иконы Владимирской Божией Матери». Это цикл, состоящий из 2-х уроков, входящих в курс «Новый Завет» и «Церковное искусство», так как данная тема обширна и требует большого объема наглядного материала, который важен для восприятия текста урока и, что важно, для восприятия Храма, богослужения, православных традиций.

Данная тематика уроков требует наличие богатого исторического, иллюстрированного материала, который важен для совмещенного восприятия информационной составляющей эмоционального компонента. Учтены все требования, предъявляемые методикой преподавания в Воскресной школе. Тема важна и актуальна в наше время не только для детей этой возрастной группы, но и для взрослых слушателей Воскресной школы. Предметом исследования является икона Владимирской Божией Матери.

Целью квалификационной работы является: составление полноценного 2-хчасового урока, демонстрирующего учащимся историю иконографии Владимирской Божией Матери. Чтобы открыть мир икон и встречу с иконой Пресвятой Богородицы Владимирской, познакомить с историей этой иконы и иконографией.

Тема одна, но каждый год мы поднимаемся на ступеньку выше и насыщаем материал. От известного и доступного к неизведанному и более сложному, от увлекательного к серьезному. Приглашаем детей к самостоятельному и вдумчивому размышлению над самыми важными вопросами – о добре и зле, любви и послушания…

Необходима творческая задача и совместная работа учителя и учащихся на уроке – игровые формы, раскрашивание, аудио-, видеоматериалы, разгадывание ребусов, викторины, разучивание тропарей, песнопений, спортивные эстафеты в перерывах между занятиями.

При планировании занятий необходимо учитывать ряд составляющих: построение и отбор материала, преподавание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, личностный подход, воспитание на личном примере, создание атмосферы доброго отношения друг к другу на уроке.

Пояснение: Настоящее занятие представляет собой цикл из 2х уроков и разработан для детей 11-13 лет воскресной школы при Храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище г.Москвы (настоятель архимандрит Августин Пиданов). Преподаватель Драгомерецкая Нина Алексеевна. Урок рассчитан на 90 минут для детей, уже имеющих основные знания в Священном Писании и регулярно участвующих в богослужениях, все дети воцерковлены. Урок может быть проведен в дни празднования Русской Православной церковью Иконы Владимирской Божией Матери – 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября). В приложении приведен исчерпывающий курс для детей 11-13 лет годовой программы.

I. Разработка урока. Цели, задачи и подготовка урока

Тема: УРОК ПО ИСТОРИИ И ИКОНОГРАФИИ ИКОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Цель урока: Демонстрация учителем всеми доступными методами важности образа Пресвятой Богородицы в Православии и главной святыни Руси – иконы Владимирской Божией Матери, знакомство учащихся с ее иконографией, историей написания и чудотворности.

Задачи урока.

Обучающие:

– помочь детям вспомнить те знания, которые связаны с данной темой урока,

– повторить основные события, связанные с Богородицей по Книгам Священного Писания Нового Завета,

– пополнить словарный запас учащихся новыми терминами из иконографии и истории православной церкви ,

– закрепить знания, полученные в ходе урока.

Воспитательные:

– создать представление об иконе как достоянии мировой художественной и духовной культуры,

– помочь детям постичь через чувства и ассоциации подлинное величие и красоту образа Богоматери,

– продолжить воспитание уважительного и бережного отношения детей к иконам,

– воспитывать чувство благоговения перед Пресвятой Богородицей, ее житием и делами ,

– приобщить к состоянию радости встречи с Богом, Богородицей, Таинствами Православной Церкви.

Развивающие:

– укрепить интерес к изучению библейской истории,

– помочь учащимся осмыслить современное значение Богородицы в наши дни. Как заступницы и ходатаицы всех православных христиан.

Подготовка к уроку.

Оборудование: стенд с репродукциями, компьютер, проектор, экран, икона Владимирской Божией Матери, магнитола, аудиозаписи, электровикторина «Православие».

1. ХОД УРОКА

Организационный момент: Приветствие учителем учащихся. Проверка готовности каждого ученика к занятию – тетради, ручки, цветные карандаши.

Начало занятия: Традиционная молитва перед началом урока «Царю небесный…». Поют все ученики вместе с учителем перед Иконой .

Повторение ранее изученного материала: Вопросы детям о Богородице, ее детстве, жизни.

-Ребята, давайте кратко вспомним -Что мы знаем о Богородицe?

-Рассказы учащихся о рождении и воспитании Богородицы в храме.

– Как сложилась дальнейшая судьба ? Что изменило Её жизнь?

Звучит песнопение “Богородице Дева, радуйся”

– Итак, в чём же состояла “благая весть”?

– Расскажите о рождении Сына у Богородицы.

– Какое предсказание сделал Симеон, увидев младенца Иисуса?

Изучение нового материала.

Дорогие отроки и отроковицы!

На Руси всегда было особое почитание Божией Матери, недаром нашу землю называли Домом и Вертоградом Пресвятой Богородицы. Сколько храмов, посвящённых Ей, драгоценным бисером рассыпано на Руси! Сколько чудотворных икон! Сколько пролито перед ними горячих христианских слёз! И даже сами названия этих образов дышат Божественной Небесной Поэзией: “Всех скорбящих Радосте”, “Утоли моя печали”, “Скоропослушница”, “Благодатное Небо”, “Неопалимая Купина”, “Взыскание погибших”, “Умягчение злых сердец”, “Призри на смирение”. Вглядитесь в известнейшие иконы, наиболее почитаемые на Руси. (показ репродукций икон Божией Матери).

Какие еще иконы, изображающие Пресвятую Богородицу вы знаете?

II. Иконография Богородицы

1. Почитание Богородицы первыми христианами

Еще первые христиане почитали Богородицу, это подтверждается наличием её изображений второго века в римских катакомбах. В этих катакомбах христиане совершали богослужения, скрываясь от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (например, фрески Киметерия Присциллы – показ фрески. Эти фрески и изображения носят ещё античный характер. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим вселенским собором.

2. Православное почитание Богородицы

Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, центром которого был Константинополь. 11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи и посвятил Новый Рим Пресвятой Богородице. (Показ видов Константинополя, ныне Стамбул, Турция). Этот праздник известен под названием «обновление Царьграда» и его тропарь звучит так: «Град Богородице предает и посвящает свое начало Божией Матери, от Которой он берет силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: Радуйся, надежда всех концов земли». Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии (ПОКАЗАТЬ), которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии. Археологические раскопки выявили в Константинополе около 200 церквей, посвящённых Богоматери. (ПОКАЗАТЬ Византийскую мозаичную икону – 13 век).

3. Раскрытие темы урока. Обращение поэзии к образу Владимирской божией Матери

Сегодня наше занятие посвящено самой древней, самой почитаемой иконе Богоматери . Какой? (Показ иконы Владимирской божьей Матери).

– Ответы детей : Иконы Владимирской божьей Матери.

Замечательный русский поэт Максимилиан Волошин посвятил иконе Владимирской Божией матери стихотворение. Он увидел ее в Третьяковской галерее, она была только что отреставрирована. Поэт был просто потрясен, увидев ее , он несколько дней подряд приходил в музей и смотрел на нее. С тех пор репродукция этой иконы всегда стояла на его письменном столе. Послушайте отрывок из этого стихотворения. (сопровождается музыкальным произведением)

Не на троне – на Ее руке,

Левой ручкой обнимая шею, –

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею –

Нет ни сил, ни слов на языке…

Собранный в зверином напряженьи

Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,

К Ней прильнул и замер без движенья

Весь – порыв и воля, и вопрос.

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где престол пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Кто разверз озера этих глаз?

Давайте мы тоже постараемся внимательно разглядеть эту икону. А пока я вам расскажу о ее иконографии и истории.

4. Предание

История Владимирской иконы Божией Матери до сих пор полна тайн и загадок, даже о появлении ее на Руси в древних источниках рассказывается по-разному.

Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым Пресвятая Богородица трапезничала со Своим Божественным Сыном и праведным Иосифом. Икона была написана еще при жизни Божией Матери, и, увидев изображение Свое на иконе, Она повторила Свое пророчество: «Се, ныне ублажат Меня все роды». — и добавила: «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». .» (ссылка на литературу). До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией.

Хочу заметить, что икона Владимирской Божией Матери, которая попала к нам из Константинополя является списком с иконы, написанной евангелистом Лукой. Ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (копии с икон, писанных когда-то евангелистом). (ссылка на литературу Л. А. Успенский «Богословие иконы Православной Церкви»). Списки делали с верой, что чудесная сила первого изображения перейдет и на их повторение.

III. Описание иконы

1. Тип иконы

Владимирская икона принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая») – по гречески Елеумса, и представляет тот его вариант, в котором Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу.

2. Изображение Богоматери и Младенца

Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка», по этой детали можно всегда отличить Владимирскую икону Пресвятой Богородицы.

3. Одежда, какие краски использовались

Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета.

4. Беседа об одежде женщин-христианок

Небольшая беседа с девочками. Как одета Богородица? Нравится ли эта одежда девочкам? Рассказ об одежде женщин-христианок.

IV. Списки и другие иконографические типы

1. Списки с Владимирской иконы

С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования.

Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы ( с показом видеоряда списков ):

Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва)

Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.)

Владимирская Ростовская,

Псково-Печерская «Умиление» (1524)

Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588)

Красногорская (Черногорская) (1603)

Оранская (1634, Оранский Богородицкий монастырь)

Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Владимира. – это древнейший чтимый список чудотворной иконы «в меру и подобие», создан прп. Андреем Рублёвым вскоре после поновления древней святыни в кон. XIV – нач. XV в. (ПОКАЗАТЬ).

2. Влияние Владимирской иконы на другие иконографические типы – Иконы с клеймами

В 15- 16 веках в русском искусстве получают распространение иконы Владимирской Богоматери со сценами жития в клеймах. Так Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий (с показом видеоряда):

– «Сказание о Владимирской иконе» – В 1-й трети XVII в. царскими мастерами был создан список Владимирской иконы, который повторяет иконографию оригинала после поновления в 1514, вставленный в раму с 26 клеймами сказания, предназначенный для церкви Ризположения в Московском Кремле. В клеймах рамы подробно иллюстрированы основные сюжеты сказания от написания иконы евангелистом Лукой (клеймо 1) до благодарственного молебна (клеймо 26).,

– «Владимирская икона с акафистом»,

– «Сретение Владимирской иконы»,

– «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым),

– а также его Икона Владимирской богоматери из Флорищевской пустыни. Середина 17 века. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника. (ПОКАЗАТЬ).

Рассказ об иконе Владимирской богоматери из Флорищевской пустыни.

http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/los/December/14-03.htmИларион, митрополит Суздальский способствовал прославлению местночтимой Флорищевской Владимирской иконы Божией матери. Пресвятая Богородица по молитвам Илариона неоднократно защищала обитель при нападениях разбойников в 60-70-х гг. XVII в. По заказу Илариона его двоюродный брат иконописец Симон Ушаков, написал для монастыря 2 иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми и Успения. Каждый год Владимирскую икону вместе с образом Успения носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам.

Небольшой перерыв на проведение электровикторины «Православие», раздел Иконы Богородицы.(5-7 мин.)

V. Житие иконы Владимирской иконы

– Ребята, а как же икона попала на Русскую Землю?

Историю иконы рассказывает учитель и нескольких подготовленных ребят.

Рассказ сопровождается иллюстрациями.

До 450 г. икона , находилась в Иерусалиме, а при византийском императоре Феодосии Младшем ее принесли в Константинополь. В первой половине XII века Константинопольский патриарх Лука Хризоверх прислал пречистый образ Царицы Небесной в дар великому князю Юрию Долгорукому. В Киеве икону поставили в церкви женского монастыря в Вышгороде, который в древности был удельным городом благоверной княгини Ольги.

В Вышгородской обители икона Пресвятой Богородицы трижды сходила со своего места. Сначала ее увидели стоящей посреди церкви, взяли и перенесли в другое место. Второй раз увидели Пресвятую Богородицу, обратившуюся лицом к алтарю и говорящую, что Она хочет стоять в алтаре. Поставили икону за престолом, но в третий раз увидели Ее не у престола, а отдельно стоящую…

В 1155 г. великий князь Юрии Долгорукий отдал Вышгород в удел своему сыну Андрею, до которого вскоре дошел рассказ о чудотворной иконе, не желавшей пребывать на поставленном месте. И подумал князь: – «Не в Суздальской ли земле угодно ей пребывать?». Давно уже замыслил он удалиться в Ростовскую землю и там утвердить свое владение, не зависимое от Киева. Уйти он решил тайно, без согласия отца, и икону взял тайком, ибо добровольно жители не расстались бы со своей святыней. Направляясь в Суздальскую землю, князь Андрей взял не только Владимирскую икону Божией Матери, но и меч святого князя-мученика Бориса – его кровного родственника. (Показать изображение Андрея Боголюбского).

По пути в Роство-Суздальскую землю князь Андрей не раз совершал перед иконой молебствия и видел от нее много чудес. Так, однажды подъехал он с проводником, взятым из Киева, к реке Вазузе, и увидели они эту реку сильно наводнившейся. Князь послал проводника испытать брод, но только тот вошел в воду, как тотчас погрузился на дно. Со всем усердием взмолился благочестивый князь образу Приснодевы Марии: «Повинен я буду в смерти этого человека, если Ты не избавиши!» – и молился так долгое время. Внезапно из реки явился человек на коне, с батогом в руке, и выехал на берег. Князь очень обрадовался, щедро одарил проводника и отпустил его. Это было первое чудо от иконы Пресвятой Богородицы.

На реке Клязьме жители с великой радостью встретили прибывшего из Владимира князя, после чего он отправился в Ростов. Но примерно в десяти километрах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, на которых везли чудотворный образ, вдруг остановились как бы от чрезмерной тяжести, превышавшей их силы. Тогда запрягли других, и еще несколько раз переменяли лошадей, но при всех усилиях они не могли сдвинуться с места. Дивился народ этому чуду, а князь принял это за знамение – что Сама Богоматерь избрала место это как Боголюбимое.

На крутом берегу полноводной Клязьмы — как раз там, где дорога поворачивала на Ростов, князь Андрей повелел раскинуть походный шатер, в котором поставил чудотворный образ Пресвятой Богородицы и домашние образы Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, святого архистратига Михаила и архангела Гавриила. Все расположились на ночлег, сам же благоверный князь пал на землю и со слезами долго молился при слабом мерцании теплящейся лампады. «Что за диво такое. Господи, открой мне волю Свою? Вот уже целый день неведомая сила держит на сем месте возок с чудотворной иконой. Сколько раз пытались люди мои сдвинуть его с места, и лошадей сколько раз меняли — все напрасно! Или за что гневаешься Ты на раба Своего? То дай мне уразуметь грех мой?» — рассуждал благочестивый князь.

Когда к утру сон стал одолевать его, шатер вдруг озарился небесным светом, и перед преклоненным князем явилась Пресвятая Богородица, которая сказала: «Остановись здесь, Я не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но поставь его во Владимире. На сем же месте поставь храм в память Моего Рождества и устрой обитель для иноков. Я умолю Сына Моего и Бога, да благословит Он место, это, Мною избранное». А потом Матерь Божия подняла руки и обратилась к Иисусу Христу, явившемуся Ей: «Владыко многомилостивое, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благодать на людях Твоих, и светозарный луч славы Твоей да нисходит на место, Мною избранное». После этого Пресвятая Богородица, подняв руки, как бы молясь явившемуся Сыну Своему и Господу, стала невидима.

Это дивное видение случилось в 1155 г. в ночь на 18 июня — на день памяти великомученика Леонтия, и в память чудесного явления Пресвятой Богородицы князь установил ежегодно (18 июня) совершать празднества. А через три года на указанном Царицей Небесной месте была построена богатая каменная церковь во имя Рождества Богородицы, «украшенная золотом и драгоценными каменьями и блиставшая благолепием, аки храм царя Соломона в Иерусалиме». В этой церкви временно и поставили взятую из Вышгорода икону. Князь Андрей украсил ее богатым окладом, в котором было полтора килограмма золота, много серебра, жемчуга и драгоценных камней. Потом здесь был основан монастырь, вокруг которого вскоре образовалось селение, названное Боголюбово. По повелению князя в селе возвели каменный дворец, и с того времени Боголюбово стало любимым местом пребывания князя Андрея, которого с тех пор стали называть Боголюбским.

Когда умер князь Юрий Долгорукий, жители Ростова и Суздаля признали своим князем Андрея Боголюбского, но он избрал столицей княжества небольшой и малонаселенный городок Владимир на Клязьме. При нем он сильно разросся и укрепился, а когда в городе был построен Успенский храм с золотым куполом, в него поставили чудотворную икону, которая с тех пор стала называться Владимирской. ( ПОКАЗАТЬ фото г.Владимира).

Святыня эта в глазах народа сильно возвышала и сам город, и князя Андрея, которому избрать город Владимир столицей как бы указала Сама Пресвятая Богородица. На поклонение чудотворной иконе стали прибывать богомольцы из окрестных мест, что еще больше возвеличивало славу Владимира.

К празднику Пресвятой Богородицы князь Андрей возвел в городе Золотые ворота. Когда собрались люди на торжество, на воротах еще не высохла известь, и вдруг Золотые ворота оторвались от стен, упали на людей и погребли под собой двенадцать человек. Услышав это печальное известие, князь Андрей поспешил к образу Пресвятой Богородицы и начал слезно молиться перед ним: «Госпожа Пресвятая Владычица, если Ты сих людей не избавишь, то я, грешный, повинен буду в смерти их». И послал боярина своего дать все необходимое на нужды мертвым, а сам поехал на место их гибели. Но когда разобрали ворота, то все увидели погребенных живыми и здоровыми. Князь Андрей возрадовался, а народ дивился такому чуду.

В 1164 г. Владимирская икона Божией Матери находилась с князем в походе против волжских булгар, которых он победил заступничеством Пресвятой Богородицы, усердно молясь перед Ее святым образом: «Всяк уповающий на Тебя, Госпожа, не погибнет». По примеру князя все его войско тоже усердно молилось Пречистой Деве Марии и со слезами прикладывалось к Ее чудотворному образу.

В 1173 г., когда князь Андрей был злодейски убит, в Боголюбове и во Владимире начались распри и грабежи. Тогда священник Николай в полном церковном облачении и с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери прошел по улицам города, после чего беспорядки немедленно стихли.

После смерти князя Андрея много находилось охотников завладеть святыней. Побывала Владимирская икона Пресвятой Богородицы в руках рязанского князя Глеба, страшной опасности подвергалась она, когда в феврале 1237 г. орды татар ворвались во Владимир. Тогда образ Владимирской Божией Матери лишился своего драгоценного оклада, но остался целым и невредимым «по благодати Богоматери, неотъемлемой от Ее иконы в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской». По преданию долго всматривался в скорбный лик Богоматери сам хан Батый и, не выдержав Ее взгляда, вышел из храма.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы– это великий символ, через который осуществлялась и будет вечно осуществляться связь между многими поколениями православных христиан: от времен, когда этот чудотворный образ совершил многовековое путешествие по святым местам от Иерусалима до Царьграда и в XII в. прибыл в Киев. А на Руси чудотворная икона повторила тяжелый и славный путь русского народа — из Киева во Владимир, а потом в Москву, где чудотворный образ Божией Матери тоже прославился многими знамениями для спасения отечества.

Торжественная встреча Владимирской иконы Божией Матери в Первопрестольной совпала с трудным для Московского государства временем. В 1395 г. в пределы земли Русской вступила армия Тамерлана, создавшего огромную империю, простиравшуюся от Каспия до Маньчжурии. Там, где проходила его армия, оставались лишь развалины, пепелища и горы черепов. Полки Тимура разорили верховья Дона, захватили город Елец и двинулись на Москву.

И повелел великий князь Василий Дмитриевич принести святую икону из Владимиpa в Москву. Десять дней продолжался путь: все это время по сторонам дорог стоял народ и, протягивая руки к образу Пречистой Девы Марии, молил «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». В Москве икону ждала торжественная встреча: крестным ходом все духовенство, великий князь и челны его семьи, бояре и простой народ вышли за город на Кучково поле и, встретив чудотворную икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.

А потом великий князь с наскоро собранным войском вышел навстречу врагу. Всю страну охватило тревожное ожидание: воины готовились к схватке, монахи возносили молитвы Господу… Уповая больше на помощь Божию, чем на свои силы, князь усердно молился вместе со своим воинством и всем народом Господу и Его Пречистой Матери. И решающая битва не состоялась! В тот самый день и час, когда из Москвы доставили Владимирскую икону Божьей Матери, Тамерлан, отдыхавший в своем шатре, увидел во сне большую гору. С ее вершины шло к нему множество святителей с золотыми жезлами в руках, а над ними, в лучезарном сиянии — Царица в багряных ризах и в неизреченной славе Своей, окруженная множеством ангелов с пламенными мечами. Тамерлан в ужасе проснулся и, созвав мудрецов и предсказателей, потребовал от них объяснить это видение. И они отвечали, что виденная им Дева — есть Матерь Бога христианского, защитница земли Русской. «Если такова у них Помощница, тогда мы не одолеем их. Напрасно шли мы на них и без успеха трудимся теперь, потому что если только одного из предстоящих пошлет Она против нас, то один победит нас всех, так что не найдем и места, куда бежать», — сказал грозный повелитель и приказал своим войскам поворачивать обратно в степи.

В память этого события в Москве был устроен Сретенский мужской монастырь на Кучковом поле — месте, где москвичи встретили чудотворную икону из Владимира. ( ПОКАЗ ИКОНЫ СРЕТЕНИЯ ИКОНЫ Владимирской Божией Матери).

Такая же благодатная помощь от Владимирской иконы Божией Матери была явлена и в 1408 г. против ордынского хана Едигея, подступившего к Москве, когда там не было ни князя, ни митрополита. Жители столицы не переставали слезно молиться Заступнице Небесной, а хан Едигей уже готовился к осаде города. Но в это время он получил известие о возмущении в Орде и поспешно удалился от Москвы.

В 1451 г. к городу подступил ногайский царевич Мазовша: татары уже подожгли посады и радовались, что у них будет много пленников и золота. Во время пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города, так как храбро сражавшиеся москвичи в одну из ночей ожидали нового приступа. Но утром врага под стенами города не стало: он бежал от Москвы, захватив только легкие повозки. По рассказам летописей, завоеватели ночью услышали необыкновенный шум и решили, что это великий князь идет на них с множеством войска.

При всех общественных бедствиях (войнах, пожарах и эпидемиях) святители с молитвой обращались к Владимирской иконе Божией Матери. Бросил свой огненный взгляд на чудотворную икону и грозный царь Иван IV, смиренно молился перед ней о даровании побед над недругами благочестивый сын его Федор Иоаннович. А когда подступил к Москве крымский хан Казы-Гирей, Борис Годунов повелел доставить в воинский лагерь Владимирскую икону Божией Матери. И было в стане русских воинов великое ликование…

В 1547 г. в Московском Кремле случился сильный пожар. Владимирскую икону Божией Матери хотели вынести из собора, но никакими силами не могли сдвинуть ее с места. И многие увидели в этот момент, как в небе над Успенским собором появилась светозарная Жена, осенявшая храм. И вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора. С тех пор чудотворный образ Пресвятой Богородицы всегда пребывал в этом храме.

При этих и других благодеяниях, изливавшихся на Русскую землю через Владимирскую икону Божией Матери, понятно то благоговение, которым русский народ окружал этот образ. Перед ним молились русские князья и цари, выступая в военные походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии и патриархов, жребии с именами кандидатов клали в пелену Владимирской иконы Божией Матери.

В Смутное время на православном престоле воцарился самозванец — поклонник папского величия. Его Слуги ворвались во время Литургии в Успенский собор Кремля и начали срывать священнические облачения с патриарха Иова. Патриарх снял с себя Панагию, положил ее к Владимирскому образу Божией Матери и сказал: «Здесь, перед этой иконой, я был удостоен архиерейского сана и 19 лет хранил святость веры. Ныне вижу бедствие церковное, торжество обмана и ереси. Матерь Божия, спаси православие». У этого чудотворного образа и царь Василий Иванович Шуйский просил себе небесной помощи на защиту Отечества.

При нашествии французов в 1812 г. чудотворную икону отправили во Владимир, где ее каждый день с крестным ходом носили по городу. Из Владимира преосвященный Августин отправился со святым образом в Муром, а оттуда 20 октября возвратился в Москву.

На протяжении многих веков Владимирская икона Божией Матери жила общей жизнью с народом русским. Перед нею представали патриархи и цари, бояре и простой народ, и она всегда была с ними и в бедах, и в радостях. Прославленная икона вдохновляла иконописцев; списки с нее украсили многие храмы, и перешедшая с оригинала благодатная сила Божия сделала чудотворными и их.

К чудотворной иконе Владимирской Божией Матреи приходили люди со всех концов России. Перед иконой совершались многие государственные акты – Присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами.

Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. В 1918 году ее изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. – (ПОКАЗАТЬ ФОТО). Мы с вами посетим этот храм с экскурсией.

И в наши дни православные христиане, в том числе и мы с вами, должны иметь твердую веру и надежду на помощь Пресвятой Богородицы.

VI. Прорись

Что такое прорись? Как снимать кальку прорись? Где взять прорись? – на эти вопросы мы постараемся ответить.

ПРОРИСЬ в иконописи – это прорисованный рисунок образа при помощи карандаша или кисти. То есть это основные линии контура фигуры и лика святого, так же могут быть отрисованы надпись и орнаменты. Задача прориси дать представление в каких одеждах (священнические, апостольские, схима или другие) и как стоит святой (в рост, в ? повороте, поясное изображение или иначе). Именно на этом этапе закладываются все основы рисунка – пропорции фигуры, складки одежд композиция иконы. Можно сказать, что прорись это своего рода эскиз будущей иконы.

ПОКАЗАТЬ ПРОРИСЬ. Вспомнить – какие краски преобладают в оригинале. Раздать прориси и под музыку дети разукрашивают ее.

VII. Знакомство с Иконой Владимирской Божией Матери ручной работы

Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях рукодельница, прихожанка нашего храма, Лариса. Ивановна. Посмотрите, какую икону Владимирской Божией Матери она вышила бисером , используя прорись, с которой мы только что познакомились. Рассказ Ларисы Ивановны о том, как она работала над иконой. Вопросы детей.

VIII. Заключительная часть

Подведение итогов урока. Ответы детей на вопросы учителя.

– О какой иконе Божией Матери мы говорили?

– Кем была написана первая икона Божией Матери?

– Почему эта икона называется чудотворной?

Домашнее задание. Попробуйте в нашем Храме и в других храмах, которые Вы будете посещать, самостоятельно найти Владимирскую икону Божией Матери.

Окончание урока. Заключительное слово учителя: Дорогие дети! Я благодарна вам за совместную работу на уроке. Сегодня мы с вами узнали историю иконы, приобщились к духовным ценностям. Помоги вам пресвятая Богородица.! Детям раздается Акафист Владимирской иконе Божьей Матери.

Вместе поем «Достойно есть…»

Заключение

Пресвятая Богородица избрала себе удел – это знаменитый полуостров с горой Афон, со святой горой Афон, там, где, по традиции, не ступает нога женщины, а в двадцати монастырях совершается каждый день Богослужение. Причём, так устроено, что никогда не прекращается молитва: в одних монастырях заканчивается Богослужение, в других начинается.
Мы по-особому ощущаем всю значимость Пресвятой Богородицы для нас, православных христиан. Ведь Она стала Лествицей, по которой спустился Христос с Неба и воплотился. Но и Она же стала Лествицей, по которой и мы можем взойти на Небо, как Лествицей Иакова, когда Иаков, один из двенадцати патриархов ветхозаветных, увидел сон, как ангелы нисходили и восходили от земли до Неба. И вот Она, как Лествица, то есть постоянно дающая возможность нам укрепляться духовно и восходить от силы к силе, даёт нам и молитвенный Свой покров, и защиту, и останавливает нас, если мы сбиваемся с пути, поэтому мы, православные, с особой любовью обращаемся к нашей Пресвятой Богородице.

На Руси особое почитание Пресвятой Богородицы связано со множеством явлений икон в самые трудные исторические моменты, когда Матерь Божия являла Свою силу, Своё заступничество, и та или иная икона, как видимый знак присутствия Божией Матери, запечатлевала и останавливала полчища неприятелей или же спасала от бедствий, от пожаров – и всё это позволило называть Русь домом Пресвятой Богородицы. Во время Великого поста, когда совершается Богослужение в субботу акафиста, в субботу, когда мы особо возносим молитву Пресвятой Богородице, мы вспоминаем все те чудеса и те благоволения, которые Пресвятая Дева явила нам лично и в истории по развитию человеческого рода.

Цикл уроков в нашей школе по истории и иконографии проходит на высоком эмоциональном уровне, с большим количеством новой информации. Этот уровень достигается использованием текста Священного писания, художественно-изобразительных и музыкальных средств. Учащиеся овладевают православной терминологией, они вместе с учителем обобщают весь материал по истории и иконографии иконы Владимирской Божией Матери.

Учитель и ученики являются единомышленниками с Божьей помощью. На уроке царит любовь и доброта ко всему увиденному и услышанному, это видно по улыбкам, взглядам, откликам ребят. А самое, главное, активное участие детей, они усваивают, что Матерь Божия – это Заступница усердная рода христианского. Она всё время предстательствует и заступается за нас, каких бы мы не совершали грехов. И всё это из любви к человеческому роду, который был усыновлён Пресвятой Богородицей в лице апостола и евангелиста Иоанна Богослова, когда Христос на Кресте, распятый, в Своих последних словах, обращаясь к Своей Матери, сказал: «Вот Сын твой» – указуя на Иоанна Богослова. И ему в напутствие, благословляя, сказал: «Вот Матерь твоя». И через это был усыновлён весь человеческий род.

Жизнь православного христианина пронизана практикой духовного самовоспитания, исправления себя- грешника. Так формируется , рождается мужество, терпение, способность справиться с житейскими трудностями и при этом, не осквернять свою душу. Задача учителя в этом процессе состоит в том, что он должен лишь сеять, но сеять умело, а уж какая будет почва – каменистая или плодородная – выбирать не ему. В группе есть разные дети – из разных семей, с разным уровнем жизни, развития, знаний, разным мышлением и поведением. Для учителя важно – донести до каждого ребенка Слово Божие с точки зрения святоотеческого толкования, научить чувству благоговейного отношения к православной вере. Как Моисею было сказано Богом, когда он увидел куст, который горел и не сгорал: «Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля Святая.(исх3,5)».

Высшей святыней Православия является сам Господь Бог, Пресвятая Богородица, сама Церковь, иконы, священные предметы. Высокий образ христианской жизни побуждает нас к покаянию, молитве, благим делам, стремлению к чистоте и целомудрию, образцом которого является Пресвятая Богородица.

Пресвятая Богородица сейчас предстоит в Небесном Царстве и, держа Свой лучистый омофор, покрывает нас от всякого зла, дабы мы не погибли, но имели бы жизнь вечную. Аминь!

Литература

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1990.

2. Анисимов А.И. Владимирская икона Божией Матери. Прага, 1928;

3. Кочетков И. А. ДРЕВНИЕ КОПИИ ИКОНЫ «БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ» Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 3

4. Языкова И.К. Богословие Иконы.

5. Лихачев Н.П. Материалы для русского иконописания

6. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери

7. Лазарев В.Н. Этюды по иконографии 1967г.

8. Лазарев В.Н. Византийская живопись и древнерусское искусство.

9. Этингоф О.Е. Образ Богоматери.

10. Иосиф Вельперт. Живопись катакомб Рима.

11. Успенский Л.А. Богословие Иконы Православной церкви.

12. Кочетков В.А. Древние копии иконы «Богоматерь Владимирская»

13. Прот. Прилупов. В. История апостольского века.

14. Шестун Г. Православная педагогика. 4е Изд. Про-пресс, 2010.

15. свящ. Лоргус А., Войнова А. Иконография.

16. Ионина Н. Православные святыни. Артефакт-пресс, 2006г.

17. Смольникова Е.И., иерей Левшенко Б., Я иду на урок в воскресную школу. 2008г.

18. Сурова Л.В. Мироведение. Клин, 2004г.

19. Верниковская Л.Ф. Уроки для воскресной школы. Минск.2007

20. Антонова В.И. Каталог древнерусской живописи. Москва.1963г. Том 1.

21. Книга о Пресвятой Богородице. Москва.2002.

22. Давыдова Л.П. К иконографии Богоматери Владимирской в 17 веке. Ярославль,2006.

23. Свят.Феофан Затворник. О древних иконах и древнем подлиннике. Душеполезное чтение.1868г.

24. Свят. Иоанн Златоуст. Слово о воспитании. Полное собр. сочинений т.12, кн.2. Москва 2004.

25. Архиеп. Таушев А. Четвероевангелие. Апостол: руководство к изучению Священного писания и Нового Завета. Москва. ПСТГУ.2005.

26. Архим.Христофор. Древнехристианская иконография. Православное обозрение. 1886г.

Электронные материалы

1.http://ru.wikipedia.org – Википедия – Свободная энциклопедия.

2. http://www.patriarchia.ru – Официальный сайт Русской Православной Церкви.

3.Православие.Ru – русский православный информационный ресурс

4. http://www.foma.ru – Фома. Православие для сомневающихся

5.http://drevo-info.ru/articles/3589.html Древо-открытая православная энциклопедия

6. http://www.icon-art.info/book_contents.php Кондаков Н. П., Иконография Богоматери.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.