Дипломная работа на тему Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

Институт государственной службы и управления персоналом

Кафедра социологии управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон

студента 2 курса

Болотова Евгения Владимировича

Научный руководитель:

Чурин В.В.

Москва

2013

Оглавление

  • Введение 3
  • Глава 1. Теоретические основы исследования постмодернизма. 4
    • 1.1 Постмодернизм как объект исследования 4
    • 1.2 Социология постмодернизма 6
  • Глава 2. Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон 11
    • 2.1 Биография 11
    • 2.2 Умеренная теория 12
  • Список используемой литературы 21

Введение

Некоторые социологи современности сделали вывод, что для социальных преобразований, которые произошли в конце XX – начале XXI века, старые классические определения и теории уже не подходят и эти преобразования нуждаются в новом подходе.

Постмодернизм — это одно из самых важных, интересных и сложных явлений 20-го столетия. Признанный мастер постмодернизма известный учёный и писатель – итальянец У. Эко. Эко утверждает, что «Постмодернизм не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…» («Имя розы»). Постмодернизм появился сразу после модернизма, отсюда и его название. Основные признаки постмодернизма сформулировали философы-структуралисты: Ролан Барт и Джон Барт в 60 – 70-е годы 20-го века. В 80-х процесс теоретического и практического осмысления и широкое развитие постмодернизма продолжалось.П. Зюскинд и Ю. Андрухович связывают это как с крушением тоталитаризма (распад СССР), так и со сближением с массовой культурой.

Эта курсовая работа даст представление о социологических теориях постсовременности, а точнее о «постмодернистских» теориях.

Десятки социологов, философов и других ученых современности не могут найти абсолютно точного значения термина «постмодерн». Именно поэтому тема постмодерна очень актуальна в наши дни.

Цель курсовой работы: рассмотреть умеренную социальную теорию постмодернизма Фредрика Джеймисона. В данной курсовой работе я попытался решить следующие задачи:

1.В общем дать представление о постмодернизме

2. Рассмотреть умеренную социальную теорию Фредерика Джеймсона

Объектом исследования в курсовой работе является постмодерн, как определенный период общественного развития.

Предметом исследования является умеренная социальная теория.

Глава 1. Теоретические основы исследования постмодернизма

1.1 Постмодернизм как объект исследования

Постмодернизм появился сразу после модернизма, отсюда и его название. Основные признаки постмодернизма сформулировали философы-структуралисты: Ролан Барт и Джон Барт в 60 – 70-е годы 20-го века. В 80-х процесс теоретического и практического осмысления и широкое развитие постмодернизма продолжалось.П. Зюскинд и Ю. Андрухович связывают это как с крушением тоталитаризма (распад СССР), так и со сближением с массовой культурой.

В 1980-е годы постмодернизм стал претендовать на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды и т.д. В основу постмодернизма положен принцип деконструкции, язык бессознательного, а так же концепция «открытого» текста. Одна из самых точных характеристик постмодернизма пренадлежит Ихабу Хасану – известному американскому критику. Он выделяет ряд следующих признаков постмодернизма:

1. неопределенность;

2. фрагментарность;

3. «деканонизация» (борьба с традиционными ценностными центрами);

4. отсутствие глубины;

5. положительная ирония, утверждающая плюралистическую вселенную;

6. смешение высокого и низкого жанра;

7. работа на публику;

8. срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлексировать над ними.

Американский философ и теоретик Фредрик Джеймисон утверждает, что зарождение постмодернизма можно связать с датами послевоенного бума в США (с конец 1940-х – начало 1950-х гг.), а во Франции – с установлениемПятой республики (1958 г.). По мнению американского теоретика Хага Д. Сильвермана: “У постмодернизма нет родины”. Это означает, что постмодернизм это мультинациональное явление. В наши дни ситуацию постмодернизма переживают многие страны мира. Жак Деррид считает, что самая постмодернистская страна в мире сейчас это Япония.

Постмодернизм появляется в связи с новой исторической реальностью, которая сложилась в мире через несколько лет после второй мировой войны. Формированию постмодернизма способствовалинесколькофакторов. Первый фактор это нехватка управленческих кадров в государстве. Постмодернизм явился посредником нового постиндустриального общества, которое приходило на смену традиционному буржуазному обществу. В постиндустриальном обществе менялись ценности: основные ценности традиционного общества – власть, деньги, производство – становились не главными. В новом, постиндустриальном обществе единственной, главной ценностью является информация. Второй фактор это растущая жестокость процессов взаимодействия между людьми. Третий фактор это появление и развитие в обществе новых социальных групп, которые раньше были отстающими, незначимыми. Например, экологические и феменистские движения.

Жан Франсую Лиотар в своей работе “Состояние постмодерна”, которая была написана в 1979 году, впервые упомянул термин постмодерн в названии. В этой работе он отметил, что плодом рационалистического индустриального процесса являются тоталитаризм, противостояние юга и севера, а такжеОсвенцим. После Аушвица (Освенцима) в мировой истории начинается новая эра, требующая новых правил художественного выражения. Эти правила и были обнаружены в искусстве постмодернизма.

1.2 Социология постмодернизма

Понятие постмодернизма (или постсовременности) возникает в социологии в связи с необходимостью теоретического обобщения принципиальных и особых характеристик общества в отношении к различным теориям современности. Понятие современность включает в себя несколько измерений.

Формирование современности как понятия и явления имеет длительную историю. Термин современность является синонимом слова “модерн”, возникновение которого относят к V в. н. э. Основная отличительная черта современных обществ – это их ориентация на новое во всех сферах социальной жизни, в то время как основным мотивом традиционного общества было сохранение уже устоявшихся поведенческих, материальных и духовные артефактов. Наблюдения над отношениями в современном обществе служат базисом теорий социального прогресса.

Эпоха современности возникает в период Нового времени и простирается до наших дней. Теория современности сформировалась усилиями социальных философов и ученых различных направлений. К примеру, позитивизм соединят в себе научное мышление с современностью. Подобного рода сциентические, рационалистические, а также и неомарксистские концепции не имеют отношения ни к идеалистическим, ни к материалистическим теориям общества современности. Рационалистическая природа теорий современности не была существенным образом затронута ни концепциями адаптирующей роли социальных конфликтов Р.Дарендорфа и Л.Козера, ни социальными революциями в ряде стран.

Постсовременность заключает в себе два достаточно определенных смысла:

– онтологическое толкование представляет её как особый тип социальной реальности или общества;

– методологическим понимание подразумевает особый стиль социального мышления, соответствующий понятию постмодерна. Для первого подхода примером может служить статья Э. Гидденса “Постмодерн” Э.Гидденс. Постмодерн. // Философия истории. Ред. Ю.А.Кимелев. – М.,1995. – С.346.; книга З.Баумана “Мыслить социологически”З.Бауман. Мыслить социологически. – М.,1996. может быть указана в качестве примера второго (но с определенными оговорками).

Постмодернизм может обозначать различные процессы и явления. С начала второй половине ХХ столетия, возникнув, постмодернизм затем развивался в архитектуре, искусстве, а затем и в социальных науках в узком смысле слова. Подобно тому, как модернизм есть общая платформа и завершение для различных форм рациональности, так и постмодернизм является результатом усилий социологов по выходу из рамок рационализма.

Постмодернизм в социальном мышлении (в особенности, в социологии) есть ни что иное, как эпистемологическое оформление интеллектуальных усилий по созданию типа мышления и методологии познания общества, основанной на иных предпосылках, более широких, чем традиции рационализма.

В социологии постмодернизм рассматривает большинство направлений и проблем, пересматривая и совершенствуя, прежде всего, институционально-структуралистские теории. Объясняя и обосновывая подобные переходы, применяют понятие культурной порождающей модели, основы и понятийный аппарат которой созданы на рубеже XIX-ХХ столетий – как раз в то время, когда категории социального пространства, времени и причинности приобрели несвойственное им ранее толкование моделей и средств конструирования социальной реальностиE.B.Henning. Creativity in Art and Science: 1860-1960. Cleveland, 1987..

К примеру, Н.Бердяев, рассматривая идеи О.Шпенглера, К.Леонтьева, З.Фрейда, Ф.Ницше, выделяет не только моменты борьбы культуры с цивилизацией, но и предсказывает иные, нерационалистические конфигурации истории.

Тем не менее, методологический аппарат постмодернизма окончательно не оформлен. В частности, используемые им понятия и терминология заимствованы из разных сфер познания и культуры, а претензии различных авторов могут быть как скромными, частичными, так и радикально-парадигмальными.

Среди основных проблем постмодернизма выделяют и обсуждают:

– конец господства всеобщей научно-рационалистической и до сих пор единственной теории социального прогресса;

– процесс, в результате которого эмпирические теории истины были заменены на постэмпирические;

– повышение внимание к явлениям бессознательного в социальных процессах и действиях;

– увеличение роли свободно конструируемых теорий и оформление плюрализма концепций.

Помимо сказанного выше, постмодернизм находится в постоянном взаимодействии с теориями и проблемами постиндустриального и посткапиталистического общества, а также способствует расширению прогностических возможностей социологии. Технологический уклад современности постепенно вытесняется и сменяется информационной природа общества постсовременности.

Основное утверждение постмодернизма можно сформулировать так: становление нерационалистических причин социального консенсуса и обоснование идеи, что общество не может исчерпываться только рационалистическими представлениями, которые служили основой рассуждений создателей теорий современного общества. Постмодернизм является экстериоризацией той части социального опыта, который не может быть выражен средствами институтов и прочих структур современности. Помимо этого, постмодернизм акцентирует свое внимание на иных тенденциях в социальной эволюции, чем это делали социологи, руководствуясь концепцией модернизма. Например, Ж. Лиотар в своих трудах подчеркивает деструктивный характер постмодернизма, который обусловлен тем, что в сфере интересов этого направления находится та сфера взаимоотношений, которая не включена в рамки консенсуса. Тем самым, посмодернизм можно считать своеобразной идеологией “расширяющейся социальной вселенной” и преодолением аутизма. Ведь неизвестно, кто лучше понимает реальность: те, кто находится в рамках консенсуса или те, кто находится вне его рамок.

Большое внимание в теории постмодернизма уделяется социальной коммуникации. Социальная коммуникация является центральной категорией этого типа мышления; кроме того, подчеркивается, что виртуальная реальность детерминирует реальность объективнуюJ.Baudrillard. Simulacra.Simulations.Saint-Luis, 1975..

З.Бауман задается вопросом о значении социологии в мире постмодерна. По его мнению, она должна превратиться из объективистской (правда уже видоизмененной идеями неомарксизма) в искусство интерпретации реальной действительности. Таким образом, выдвигается принцип “оборачивания” известного марксистского тезиса в условиях стремления к частным моментам, обособлению современной культуры и общества. Задача социологии состоит в изучении опыта чужой жизни, проникновении в него и отыскании его смысла. Таким образом, происходит усиление герменевтических тенденций в социологическом мышлении и отмечается авторское присутствие в социальном мышленииОчерки по истории теоретической социологии: От Вебера к Хабермасу, от Зиммеля к постмодернизму./ Ред. Ю.Н.Давыдов.- М.,1994..

Американский социолог и публицист, один из основателей теории постиндустриального общества, Дэниел Белл высказывает опасение, что протест постмодернизма против стереотипов современного времени в социальном мышлении не может обеспечить сохранения плюрализма и терпимости, зато вполне может быть причиной возникновению нового утверждения обмана и насилияЦурина И.Л. Социально-политический контекст философии постмодернизма. – М.,1994..

Таким образом, социологическая парадигма постмодерна включает в себя ряд научных, цивилизационных, национально-культурных, гуманитарных проблем. В соответствии с этим предмет, метод, цели и задачи социологии приобретают более широкие границы, по мере того как социологами признаются нерационализированные и нелигитимные сферы социального смысла. Дополнительную важность приобретает неинституционализированная активность, которая является пространством новых социальных возможностей бытия человека.

Глава 2. Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон

2.1 Биография

джеймисон постмодернизм социология современность

Фредрик Джеймисон родился 14 апреля 1934 года в Кливленде, штат Огайо. Учился в Гаверфордском колледже. После окончания учился в Германии и во Франции, где изучал современные направления континентальной философии, а также только возникший тогда структурализм. После этого вернулся в США. Под руководством Эриха Ауэрбаха вЕльском университете защитил докторскую диссертацию. Является американским философом, профессором Университета Дьюка, создателем неомарксистской концепции постмодернистской культуры. Большое влияние на жизнь и творчество ФредрикаДжеймисона оказали: Гегель, Маркс, Ленин, Лакан, Сартр, Адорно, Лукач, Греймас, Ауэрбах.

Научная биография Джеймисона берет начало в 1957 году с изучения французской литературы и сравнительного литературоведения, и идет дальше как простая университетская работа до 1960-х годов. На этом этапе Джеймисон ищет другие варианты развития позитивизма, господствовавшего в американской гуманитаристике. Главной фигурой, направляющей на целостный, социально-критический анализ субъекта и социума для Джеймисона становится Жан-Поль Шарль Эмамр Сартр — французский философ. Два момента определяют работы Джеймисона: утопическое стремление выйти за границы современного американского опыта субъективности и воспроизводящей его общей, потребительской культуры и большая чувствительность к новому (уже не-«модернистскому»). Способность переделать эти мотивы в содержание теории – характерная особенность того, что можно назвать «феноменом Джеймисона». Первый опыт в разработке своей концепции современной культуры – статья «Метакомментарий», написанная в 1971 году. В книге «Марксизм и форма», написанной в этом же году, ФредрикДжеймисон выдвигает основные моменты своей интерпретативной модели культуры. «Всегда историизируй!» – это общий смысл концепции Джеймисона. «Историизировать» – значит изучать работу в исторической перспективе. Это является главным условием его правильного понимания. Мыслить исторически («историизировать») согласно Джеймисону, это попытка взглянуть на понятие с другой стороны, попытка мышления мыслить против самого себя, которая приводит к подлинной диалектике.

2.2 Умеренная теория

В наши дни среди ученых-социологов распространено мнение о том, что между современностью и постсовременностью существует фундаментальный разрыв. Тем не менее, на этот вопрос существует и другая точка зрения, согласно которой между ними существует преемственная связь. В защиту этого положения выступал Фредрик Джеймсон, который изложил свои взгляды в сборнике эссе «Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма». Джеймсон является сторонником марксистской теории, которая представляет постмодернизм как некую новую культурную логику – порождение капитализма, находящегося в «поздней фазе» своего развития. Тем не менее, фундаментальная структура экономики соответствует более ранним его формам.

Как правило, из-за слишком большого повествования марксистская теория не рассматривается многими постмодернистами, такими как Жан Лиотар и Жан Бодрийяр, как применимая к постсовременности. Джеймсон, напротив, не считает подобную точку зрения верной и пытается доказать, что марксистская теория способна довольно точно объяснить сущность постмодернизма с теоретической точки зрения. Являясь знатоком культуры постмодерна, Джеймсон, тем не менее, получает изрядную долю критики за несоответствующий анализ экономического фундамента нового культурного мира.

Согласно Марксу, капитализму присущи как положительные, так и отрицательные черты. Главная положительные черты – это появление ценных достижений, свобод и новых открытий. Однако все это достигается благодаря высшей степени эксплуатации и отчуждению результатов труда. Согласно Джеймсону, постсовременное общестов также сочетает в себе «прогресс и катастрофу одновременно».

Несмотря на то, что Джеймсон не отрицает факта отождествления постмодерна с фундаментальным разделением, он тем не менее задается вопросом ««Можно ли считать все произошедшие изменения разрывом более фундаментальным, чем периодическая смена стилей и моды?».

Отвечая на свой вопрос, он отмечает, что произошедшие эстетические изменения все же подчиняются фундаментальной экономической динамике: «Произошло то, что эстетическое производство сегодня стало частью товарного производства в целом: насущная экономическая необходимость производства новой волны товаров, которые представляются все большими новинками (от одежды до самолетов), с все большей нормой оборота, в настоящее время закрепляет за эстетическими новшествами и экспериментами все более значимую структурную функцию и положение. Такая экономическая необходимость, таким образом, находит признание в институциональной поддержке всего того, что полезно для нового искусства — от пожертвований и субсидий до музеев и других форм попечительства».”Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism” Jameson, 1984

В истории развития капитализма Джеймсон выделил три этапа:

– Развитие рыночного капитализма, появление единых национальных рынков. Этот этап подробно описан в трудах К.Маркса.

– Возникновение глобальной капиталистической системы или стадия империализма – нашла отражение в трудах В. Ленина.

– Стадия позднего капитализма – впервые обозначена в совместных трудах Джеймсона и Э.Мандела. На этой стадии происходит распространение капитала на ещё некоммерционализированные сферы.

Последняя концепции не вступает в противоречие с теорией К.Маркса: «Марксистская основа остается необходимой для понимания нового исторического содержания, которое требует не изменения марксистской основы, а ее расширения»Der Spatkapitalismus, 1972. (Late Capitalism, trans. Joris de Bres, 1975.). Джеймсон считает, что особенность современного капитализма заключается в существенном расширении сферы коммуникации и его многонациональном характере.

Как и следовало ожидать, преобразования экономического уклада не могли не повлиять и на культурную сферу.

Согласно Джеймсону, по аналогии аргументацией К.Маркс относительно базиса и надстройки, существует взаимосвязь между рыночным капитализмом и культурой реализма, монополистический капитализм – с культурой модернизма, а многонациональный капитализм – с культурой постмодернизма. Несмотря на то, что версия Джеймсона существенно модернизирована и более адаптирована к современным условиям, она не раз подвергалась критике за использование облегченного подхода к описанию взаимосвязи экономики и культуры.

При монополистическом капитализме культура достаточно самостоятельна и обособлена от экономики. Однако при многонационально капитализме происходит «взрыв» культуры: «Произошло глобальное, повсеместное вторжение культуры в сферу социальной жизни, все, начиная с власти государства до обычаев и традиций стало «культурным»»”Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism” Jameson, 1984.

Согласно определению Джеймсона, постмодернизм является своеобразной «культурной доминантой», которая подобно силовому полю воздействует на различные виды культурных импульсов.

В состав постмодернизма включены множество разнородных элементов, которые также являются важными движущими силами. По определению Джеймсона, существует четыре элемента общества постмодернизма, характеризующих постсовременность:

1) Поверхностность и недостаток глубины. В эпоху постмодернизма подавляющее большинство произведений искусства содержат в себе лишь неглубокие образы, в них отсутствует стремление к поиску нового, глубинного смысла. Один из примеров такой тенденции – картина Э. Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл». Рисуя свою работу по фотографии и не видя настоящих банок с супом, художник создал почти что идентичную копию – симулякр (- копия», не имеющая оригинала в реальности; иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности), который по определению не может иметь глубину и достаточно поверхностен.

2) Постепенное угасание эмоций и аффектов в обществе в целом. Для примера, Джеймсон сравнивает произведение Уорхола, выполненное на основе фотографии М.Монро – с художественным произведением модерниста Э.Мука «Крик». Изображение М. Монро не выражает каких-либо чувств и эмоций, поэтому его вполне можно назвать поверхностным. Картина Э Мунка, напротив, выражает целый спектр сильных эмоций – абстрактно изображенное лицо человека на этой картине преисполнено чувством глубокого отчаяния, отчуждения, аномии.

На смену сильным чувствам в мире модерна, в постмодерне пришла фрагментация, разделение мира на части, когда эффекты становятся постными и обезличенными.

Также, согласно Джеймсону, миру постмодерна свойственно что-то вроде ощущения эйфории, которое вызвано распространением электронных средств передачи информации и мультимедиа и повышенного внимания к ним.

3) Утрата историчности, которая выражается в отсутствии полного и исчерпывающего знания о прошлом. Реконструкция исторического процесса осуществляется лишь по текстам, которые воспроизводятся вновь и вновь. Потеря историчности выразилась, таким образом, в «беспорядочном пожирании всех стилей прошлого»”Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism” Jameson, 1984. Не имея возможности воссоздать истинную картину прошлого, ученые и историки выдвигают огромное количество предположений, которые зачастую противоречат друг другу и никак не связаны между собой.

4) Общество постмодерна имеет совершенно другую технологическую базу. Конвейерное производство постепенно остается в прошлом, а на смену ему приходят электронные средства, такие как компьютер и телевизор. На смену «бурным» технологиям индустриальной революции пришли сжимающиеся, уплощающиеся технологии постмодернистской эпохи такие как, телевидение, «которое ничего не выражает, а скорее сжимается, неся в себе свою плоскую поверхность изображений».”Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism” Jameson, 1984

Если говорить в целом, то общество постмодерна представлено в трудах Джейсмсона как общество плывущих по течению людей, которые не пытаются понять современную капиталистическую систему и приобщиться постоянно развивающейся культуре. Описывая эту особенность, Джеймсон проводит параллель с отелем «Бон-авентуре» (Лос-Анжелес). Особенность вестибюля этого отеля заключается в том, что он окружен абсолютно симметричными колоннами, так что сориентироваться самостоятельно и найти путь к своему к своему номеру не представляется возможным. Поэтому для помощи в ориентировании была разработана целая система цветных указателей и табличек.Ситуация, описанная в отеле, является хорошей метафорой, описывающей неспособность людей самостоятельно ориентироваться в современной многонациональной экономике и многообразии развивающейся культуры позднего капитализма.

Не желая мириться со сложившейся ситуацией, Джеймсон предлагает частичное решение данной проблемы при помощи использования карт познания. Когнитивные карты познания нельзя заимствовать из предыдущих эпох, а нужно создавать их заново, используя различные источники. Созданием таких карт могут заниматься, как социальные теоретики, писатели, ученые, так и простые люди, способные начертить карту собственного пространства. Мир, определяемый временем сменяется миром, определяемым пространством, в связи с этим и ощущается острая потребность в таких картах.По мнению Джеймсона, основная проблема современного общества – это «утрата нами способности определять свое место в этом пространстве и строить его когнитивные карты»Regarding Postmodernism. A Conversation with Fredric Jameson.

Главное отличие трудов Джеймсона от трудов других постмодернистов заключается в попытке соединить марксистскую теорию теорией постмодернизма, за что не раз удостаивался серьезной критики со стороны как марксистов, так и постмодернистов.

Заключение

Постмодерн это состояние современности: общее современное направление европейской культуры, которое было сформировано в 1970–1980-е гг Постмодерн отличается плюрализмом, культурой, неопределенностью, случайностью. Постмодерн выдвигает идею безграничных различий между людьми. Социология не нужна государству как арбитр культуры.

Основные постулаты постмодерна:

1. многообразный, изменчивый характер социальных явлений.

2. Локальный ситуативный характер социальных институтов

3. Индивид-порожденная социумом личность

Смысл постмодерна — осознание разнообразия форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. В постмодерне нашло выражение общее состояние духовной культуры западного общества –падение престижа науки, утрата веры в социальный прогресс, дегуманизация общественных отношении в целом, если современное культурное состояние может быть зафиксировано посредством понятия «постмодерн», то состояние описывающее его ментальное состояние — посредством понятия «постмодернизм». Это слово означает тип философствования, сложившегося в 20 веке и дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций. Ведущие представители постмодернизма–Джеймисон, Фуко, Батай, Барт, Бланшо, Делез, Бодрийяр, Деррида, Лиотар и др.

Эпоха постмодернизма -это эпоха распада и дифференциации, эпоха беспорядочного в культуре, когда идет созревание новых порядков. Нелинейная система может избежать распада при своевременной смене режима. В настоящее время развитие общества, преобладающим образом, подчинено режиму отдыха «усталой культуры», но иногда проявляется и режим хаоса и, в определенной степени, неустойчивости, выражающийся в аутизме и шизофрении. Аутизм, шизофрения, замкнутость на себя — все это прерогатива модерна с его вселенским отчаянием и новизной, оригинальностью и тоталитаризмом, разрывом с традицией и мощной энергетикой, столь привлекательными для подростков. Постмодернизм — это высшая ступень, это зрелость. Постмодернизм даетцель: нужно понимать и быть понятым.

Джеймсон выступает за преемственность между модерном и постсовременностью, хотя не отрицает того факта, что между ними существует фундаментальное разъединение. Характерной чертой творчества социолога является синтез марксисткой теории, приверженцем которой он является, и постмодернизма. В его понимании, постмодернизм – это порождение капитализма, находящегося в «поздней фазе».

Джемсон отмечал достижения и открытия, сделанные в эпоху постсовременности, однако его характеристика постмодернистского общества носит весьма критичный характер, оно представляется поверхностным, неглубоким, безэмоциональным и утратившим историчность, индивид, в таком обществе, теряет всякую возможность ориентироваться. Джеймсон, в отличие от многих постмодернистов, не желает принимать сложившеюся ситуацию, и предлагает частичное решение этой проблемы, он видит выход, в создании «карт познания», для помощи в ориентировании.

Список используемой литературы

1. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/sociology/2.html

2. http://systinfo.ru/

3. Современные социологические теории. Ритцер Дж. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с

4. Постмодернизм и культура. – М., 1991

5. Мыслить социологически. З. Бауман – М.,1996

6. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения. Кравченко С.А. Год: 2002

7. Postmodernism, or, TheCulturalLogicofLateCapitalism” Jameson, 1984

8. Очерки по истории теоретической социологии: От Вебера к Хабермасу, от Зиммеля к постмодернизму./ Ред. Ю.Н.Давыдов.- М.,1994.

9. Цурина И.Л. Социально-политический контекст философии постмодернизма. – М.,1994.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.