Дипломная работа на тему Стратегии педагогической поддержки в работе по предупреждению депривации в образовательном процессе на уроках географии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Алтайский Государственный Университет

Географический факультет

Кафедра экономической и социальной географии и картографии

Стратегии педагогической поддержки в работе по предупреждению депривации в образовательном процессе на уроках географии

(выпускная квалификационная работа)

Реферат

Данная работа посвящена стратегиям педагогической поддержки в работе по предупреждению депривации в образовательном процессе на уроках географии.

Работа состоит из введения, 2 глав и заключения. Первая глава – Теоретико-методологические основы исследования депривации в образовательном процессе. Вторая – Практика предупреждения депривации на уроках географии. Работа включает 1 диаграмму, 1 приложение, 30 источников литературы, выполнена на 35 страницах.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования депривации в образовательном процессе

1.1 Понятия депривации в психолого-педагогических исследованиях

1.2 Депривация в современной школе в процессе обучения

1.3 Стратегии педагогической поддержки учащихся в состоянии депривации

Глава 2. Практика предупреждения депривации на уроках географии

2.1 Предупреждение депривации в образовательном процессе (анализ опыта педагогов практиков)

2.2 Применение стратегий педагогической поддержки в работе с конкретными учащимися

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Образование в сегодняшней современной школе ориентировано на усиление человеческого фактора. Социальным смыслом образования становится развитие личного потенциала обучаемых, способности самостоятельно определять цели деятельности и способы их реализации. Развитие такой способности обеспечивает возможность адаптации к стремительно меняющимся условиям жизни.

Однако отдельные педагогические стратегии и социально-психологический климат школы могут быть помехой для самореализации ребенка в образовательном процессе и оказывать депривирующее воздействие. Специфические изменения в самосознании и рост психических расстройств у детей в период обучения в школе, обусловленные депривацией, отражают одну из особенностей современной социально-психологической ситуации в сфере образования.

Педагогическое осмысление сложившейся социально-психологической ситуации в обществе приводит к необходимости нахождения действенных путей ориентации современной школы на снижение депривационных факторов.

В конце XX столетия начался процесс исследования феномена депривации в сфере образования, представляющего собой принципиально особую ситуацию развития ребенка. Однако активное, изучения данной проблемы, началось сравнительно недавно, о чем свидетельствует имеющаяся литература.

Изучение депривации достаточно актуальная тема, т.к. знание по данному феномену позволяет лучше видеть источники многих психологических проблем и, следовательно, пути их решения. Данная работа посвящена исследованию образовательной депривации, изучение причин негативного отношения детей к школе позволяет решить множество важных вопросов от того какие потребности не удовлетворяются в условиях школы и до того как увеличить уровень учебной мотивации.

Цель работы: Применение стратегий педагогической поддержки в работе по предупреждению депривации в образовательном процессе на уроках географии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить теоретико-методологические основы исследования депривации в образовательном процессе.

– проанализировать практику предупреждение депривации в образовательном процессе.

– применить стратегии педагогической поддержки в работе с конкретными учащимися.

Объектом исследования выступает феномен депривации в психолого-педагогических исследованиях.

Предметом исследования работы являются стратегии педагогической поддержки в работе по предупреждению депривации в образовательном процессе на уроках географии.

Информационная база: литературные источники, ресурсы Интернет.

В процессе написания квалификационной работы использовались следующие методы исследования: метод описания, аналитический обзор литературных источников, статистический метод, метод создания диаграмм, анкетирование, метод описания.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования депривации в образовательном процессе

1.1 Понятия депривации в психолого-педагогических исследованиях

На сегодняшний день серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков. Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию.

Длительное воздействие на маленького ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

В течении последних лет в психологической литературе достаточно активно стал применятся термин депривация, но в определении содержания данного понятия нет единства.

Депривация (от англ. deprivation) – переводится как лишение или потеря. Основой слова является латинский корень privare в переводе это значит «отделять». В английском префикс de обеспечивает усиление значения корня.

Депривация – это потеря чего-либо, лишение из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. Причем в данном термине говориться не физических лишениях, а именно о не удовлетворенных психических потребностях. Алексеенкова В.Г., Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2009. – 346с. Достаточно часто можно встретить термин «психическая депривация», в котором рассматривается именно психическое состояние человека.

Один из популярных электронных справочников дает следующие определение психической депривации.

Психическая дпривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов.Лангмейер Й., Матейчек З., Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. – 236с.

Й. Лангмейер и З. Матейчек дают такое определение:

«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».

При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями.

Иногда понятия депривации приравниваю к понятию фрустрации, однако это ошибочное действие так как они значительно отличаются. Принципиально отличие фрустрации от депривации выражаеться, в том, что при депривации человек ранее не был знаком с благом, которого сейчас лишён (высшие образовании, машина, путешествие). Во время фрустрации человек ранее был хорошо знаком с благом, полностью обладал им и хочет его иметь снова (еда, здоровье, социальная стабильность).

Й. Лангмейер и З. Матейчек приводят достаточно яркий пример разницы фрустрации и депривации. Фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и он вынужден играть с тем, что ему нравится меньше, а депривация возникает в том случае, если ребенка лишают возможности играть вообще.Лангмейер Й., Матейчек З., Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. – 236с.

Выделяют четыре основных вида психической депривации (сенсорная, когнитивная, эмоциональная, социальная). Виды депривации выделяются, в зависимости от не удовлетворенной потребности.

Сенсорная депривация развивается в среде, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных

и прочих стимулов. Такое положение называется «обедненная среда».

Когнитивная депривация или в некоторый источниках информационная депривация не позволяет создавать и оценивать адекватную картину окружающего мира. Что приводит к созданию мнимых связей, следствием которых является появление ложных убеждений.

Эмоциональная депривация выражается в дефиците у человека эмоциональных впечатлений, так же в разрыве или прекращении связей с эмоционально близким человеком. Ярким примером эмоциональной дипривации служит часто используемая «материнская депривация» в которой четко прослеживается эмоциональная связь матери и ребенка.

Социальная депривация представляется в нарушении связей с социальной окружабщей средой. Социальной депривации подвержены дети находящиеся в закрытых учреждениях, взрослые находящиеся в изоляции от общества, которые имеют ограниченные контакты с другими людьми.

В реальных условиях редко встречается один вид депривации как правило они достаточно плотно взаимосвязаны и объединены. Одни депривация может являться следствием другой.

Так же в родственных гуманитарных науках существует подход выделения некоторых видов депривации, имеющих обобщенный характер или связанных с отдельными аспектами существования человека в обществе: образовательная, экономическая, этическая депривация и др.

Помимо психических видов деприваций существуют и другие виды депривации. Двигательная депривация бывает когда человек ограничен в движениях. Например, из-за болезни или травмы. Данная депривация не является психический, однако оказывает достаточное воздействие на психические состояние человека.

Кроме разделения на виды, так же существуют различные формы проявления депривации. Они бывают явными и скрытыми.

Скрытая депривация возникает при внешне благоприятных условиях, но которые не дают шанса удовлетворить значимые для человека потребности. Примером скрытой депривации является, изменение отношения матери и ребенка, при рождении еще одного. В данной ситуации отношения, по не которым, причинам могут стать неудовлетворительными для ребенка.

Скрытой депривации ученые сейчас уделяют особое внимание. Источником скрытой депривации может быть школа, семья, различные социальные институты, а так же общество в целом.

Явная депривация имеет очевидный характер. В культурном понимании, это явное (видимое) отклонение от нормы. Явная депривация встречается у человека, который долгое время находился в условиях социальной изоляции или у ребенка воспитывающегося в детском доме.

Й. Лангмейер и З. Матейчек считаю термин психической депривации условным и относительным, ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Однако есть случаи депривации, имеющие абсолютный характер. Таким примером будут являться дети воспитывающиеся в ситуации Маугли.

По итогу можно сказать, что депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни. Алексеенкова В.Г., Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2009. – 346с.

Депривация в современной школе в процессе обучения.

Депривация в образовательном процессе – это сложившиеся в

образовательном учреждении условия, неблагоприятные для личностного развития ученика, то есть условия, ограничивающие возможности его самореализации Бережнова Л. Н., Предупреждение депривации в образовательном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 432с.. Депривация является одной из основных причин отчуждения учащихся от учебной деятельности.

В последние время в педагогической литературе все чаще стал встречаться термин «отчужение в образовании». Отчуждение в образование – это процесс обучения в процессе, которого ребёнок испытывает психологический дискомфорт. Симптомы, которые выражают, отчуждение в образовании представлены, в виде отвращение к учебному труду, негативного отношения к школе.

Депривация в образовании не сводится только к нежеланию учиться. Она затрагивает, более глубинные переживания ребенка и возникает главным образом вследствие рассогласования ценностей ребенка и школы.

Маргарет Мид, в своей работе Культура и мир детства, объяснила разницу образовательного процесса в примитивных и цивилизованных обществах. В примитивном обществе дети учатся тому, что необходимо, чтобы быть взрослым, а в индустриальном обществе дети учатся тому, что, как кто-то полагает, они должны будут делать. Образовательный мир примитивного ребенка реален, образовательный мир современного ребенка не представляет ни чего общего с его миром за пределами школы, более того существует необходимость механического заучивания непонятной ребенку информации.

Одной из причин отчуждения ребенка от образовательного процесса, является неудовлетворительное отношение между школьниками и педагогами, а именно формальный характер взаимодействия, неумение и нежелание учителей выстраивать демократические отношения, с одной стороны, и неподготовленность учащихся к демократическим отношениям, с другой стороны.

Следующей причиной, по которой так же у ученика возникает отчуждение от образовательного процесса, является стереотипизированное восприятие ученика педагогом. Происходит это потому, что учителя не имеют четкой цели постоянно наблюдать и изучать своих учеников, а зачастую при наличии занятости в течение всего рабочего дня у них просто нет такой возможности.

Л. М. Митина по итогам своих исследований представляет следующую схематическую типизацию учащихся.

1) ученики-отличники, сотрудничающие с учителем;

2) ученики, которых учитель считает способными, но в определенном смысле трудными;

3) так называемые хорошие (послушные) ученики, но считающиеся малоспособными, со слабой успеваемостью;

4) явно проблемные ученики;

5) ученики, которые могут быть обозначены как неопределенная, слабо дифференцируемая группа. Мид М., Культура и мир детства. – М., 1988. – 429с.

Общения с каждой группой происходит по некоторому особенному шаблону, что естественно, ограничивает возможности самореализации ребенка, влияет на успеваемость, поведение, препятствует его активности, вредит развитию личности учеников. По итогу в депривационных условия оказываются ученики всех групп.

В образовательной депривации можно выделить несколько аспектов. Один из них – эмоциональная депривация со стороны педагога. Это происходит в том случае когда учитель не обращает внимания на нужды ученика, игнорирует его как личность, не помогает проявляться его индивидуальности. Педагог механически выполняет свою работу, как робот. Нередко в процессе обучения происходит формальное усвоение знаний. По итогу происходит механическое заучивание информации без какого либо понимания и осознания. В данном случае в образовательной депривации прослеживается аспект когнитивной депривации. Здесь когнитивная депривации так же выступает подвидом, только в более мелком масштабе. Когнитивна депривация возникет в образовательном процессе, когда ограничиваются возможности ребенка в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего вовне. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего пространства образовательного процесса не позволяет ребенку понимать, предвосхищать и регулировать упорядочение внутренних образов, а следовательно, максимально реализовывать сущностные силы, расширять имеющийся опыт. Уманская Е. Г., Развитие личности в условиях депривации. – М.: Прометей, – 2013 . – 148с.

Когнитивная депривация появляется тогда, когда ученик пытается осмыслить информацию, которую он еще в силу своих возрастных или индивидуальных особенностей не может усвоить. Индивидуальные особенности могут оказывать значительное влияние на характер и темп развития. Необходимость заучивания большого объема непонятной ребенку информации приводит к отчуждению от усваиваемых в школе знаний и может рассматриваться как когнитивная депривация со всеми вытекающими из нее последствиями. Фурманива И. А., Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, – 2009. – 320с.

Семья может являться как ослабевающим, так и усиливающим фактором оказывающим влияние на образовательную депривацию. Например, в некоторых семьях образование вообще не представляет значимой ценности, с раннего возраста у ребенка не поддерживаются ценностные стимулы учения. Образованию не придается большого значения. По итогу ребенок изначально оказываться закрытым для восприятия образовательной информации.

При исследовании образовательной депривации возникают определенные трудности и одна из связана с тем что, образовательная депривация в большей степени выражается в скрытой форме.

1.3 Стратегии и принципы педагогической поддержки учащихся в состоянии депривации

На сегодняшний день доказано, что в любом образовательном учреждении существует некоторый набор факторов, которые приводят к депривации. Сегодня существует возможность обучать детей в разных специализированных школах, данная возможность зависит от финансовой состоятельности родителей. Однако данная возможность не избавляет от депривации. У девочек возникает депривация из-за роста, красоты, длины и цвета волос, нарядов, обуви, модных украшений. Мальчики подвержены депривации по причине своего происхождения, «крутых знакомств», одежды, модных аксессуаров. Обездолен-ными чувствуют себя те, кто не принадлежит к определенному кругу знакомств, фан-клубу и т. д. Князев Е. А., Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект).- Электрон.данные. – Режим доступа: http:// hr-portal. ru/article/pedagogika-i-Psikhologiya-sotsialnoi-deprivatsii-0.

Одинаковые депривационные условия различно действуют на детей различного возраста. С возрастом меняются потребности ребенка, а также восприимчивость к их недостаточному удовлетворению. С годами ребенок становится более зрелым и выносливым в отношении разлуки с матерью. Если нет частого и длительного общения с социально положительными родственниками, то у ребенка – особенно у мальчика – могут возникать трудности поведения.

В меньшей степени у школьников среднего возраста депривация развивается по причине слабой успеваемости или отсутствия каких либо способностей или талантов. Связано это с тем что, осознание ценности образования приходит с возрастом.

В большинстве случаев состояние депривации приводит к отклоняющему или деструктивному поведению.

Деструктивным (от англ. — разрушение) называется поведение, вследствие которого портятся вещи и предметы, разрушаются нормальные человеческие отношения, омрачаются праздники и настроение, страдают люди. В основе деструктивного поведения взрослых и детей лежит нецивилизованный, плебейский принцип: если у меня нет, пусть не будет и у тебя; если мне плохо, пусть плохо бу-дет всем. Депривация, как фактор девиантности поведения детей и подростков. – Электрон.данные. – Режим доступа: http://www.bibliofond. ru/view. asp

Депривация достаточно просто диагностируется по деструктивному поведению учащихся. В классе постоянные слезы, что-то лома-ется, портится, исчезает, это значит дети, пытаются вы-ровнять свое эмоциональное состояние за счет ухудшения со-стояния других.

Существуют разнообразные стратегии и методы помощи и поддержки депривационным де-тям. В учебном заведении в первую очередь должна проводиться постоянная работа по мониторингу и диагностики детей в состоянии депривации. Проводиться коррекцинно-воспитательная работа это составная часть учебно-воспитательного процесса, направленная на изменение эмоционально-волевой сферы ребенка, его отношений к себе и окружающему миру, личностных качеств и привычек поведения.

Целью коррекционно-воспитательной работы является преодоление негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование противоположных им положительных социально значимых качеств. Крылова А. В., Дубовицкая Т. Д., Депривация у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды. – Электрон.данные. – Режим доступа:http://vash-psiholog.info/psihologiya/17553-deprivaciya-u-studentov-pervokursnikov-v-usloviyax-smeny-kulturno-obrazovatelnoj-sredy.html

Коррекционная работа в сопровождении с педагогической поддержкой. Выраженной, в следующих стратегиях:

выявление причин отклонений в поведении ребенка, изучение сильных и слабых сторон его личности,

обеспечение благоприятного положения подростка в системе межличностных отношений (отношения педагог – учащийся),

формирование у учащегося в ходе совместной работы рефлексивного отношения к собственному поведению как предпосылке организации его самовоспитания.

А.Д. Гонеев, А.И. Кочетов выделяют четыре основных группы специальных методов коррекции деструктивного поведения учащихся:

методы разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва», метод «реконструкции» характера);

методы перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное переосмысление своих достоинств и недостатков; переориентировка сознания; переубеждение; прогнозирование отрицательного поведения; сочинение-самоотчет);

методы перестройки жизненного опыта (предписание, ограничение, переучивание, переключение, регламентация образа жизни);

методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения (поощрение и наказание, соревнование, положительная перспектива).

Например, метод «реконструкции» характера включает: выявление положительных качеств ученика с целью их развития и углубления; прогнозирование по-ложительного развития личности ученика на основе выявленных позитивных тенденций его поведения; восстановление положительных качеств, привычек, которые не были востребованы вследствие неблагоприятных условий жизни подростка; видоизменение тех отрицательных свойств, от которых подросток не желает отказываться; переоценку отрицательных свойств, желание от них избавиться; восстановление такого образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и т. п. оказываются неприемлемыми.

Метод сочинение-самоотчет, позволяет устранить или погасить депривационные чувства. Педагог предлагает детям дописать сочинение, начинающееся словами: «Я рад, что я не…». Пусть дети напи-шут, что они рады, что не калеки, что имеют кусок хлеба, что одеты и обуты. Есть дом, есть мебель. Впереди целая жизнь. Пусть сравнят себя с теми, у кого этого нет, кому плохо или еще хуже. Далее при обработки результатов ученикам старших классов можно предложить провести самоанализ по данному сочинению. Так же данный метод позволяет накопить данные о настроениях и эмоциональном здоровье учащихся.

Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются: консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Подробнее о не которых из них.

Консультирование — включает специфическую форму помощи консультанта клиентам при решении встающих на их жизненном пути задач; специфическую форму психологического обучения — образования, воспитания, приобретения специфического жизненного опыта и т. п., а также непосредственную выработку практических инструкций (советов) для особой группы клиентов. Определение консультации. – Электрон. данные. – Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/160878/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи. Марцинковская Т.Д., Детская практическая психология: учебник. – М.: Гардарики, – 2000. – 320с Психологическое консультирование – это специально организованная беседа психолога с клиентом (представителем школьной администрации, учителем, родителем или учащимся) для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию. Психологическое консультирование в школе содержится на нескольких основных принципах: принцип конфиденциальности, принцип нейтральности и открытости, принцип персонифицированности, принцип профессиональной настойчивости.

Следующий способ педагогической поддержки беседа это метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Беседы различаются в зависимости от пре,следуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: терапевтическая беседа, экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез), автобиографическая беседа, сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта), сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, – 1999. – 384с.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Примером может служить тренинговый метод решения проблемы формирования родительской компетентности.

Наиболее эффективными приемами педагогической поддержки являются: доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных.

Учитель должен чутко реагировать на любое отклонение от нормы в поведении учащихся. Крайность – когда школьник робок, склонен к уединению, замкнут, не общается с одноклассниками. Другая крайность – шумно проявляющий себя ученик, агрессивный, досаждающий учителю и одноклассникам. Это свидетельствует о том, что у учащихся обоих типов «экстремального» поведения имеются отклонения в эмоциональной сфере и поэтому они требуют к себе пристального внимания.

Так же в качестве стратегий педагогической поддержки широко применяются не сложные методы психологической коррекции: методики, обучающие управлению собой, укреплению своего нервно-психологического здоровья, рефлексии; методики групповой психокоррекции, например, разыгрывания ролевых ситуаций; разрешения конфликтов. Марцинковская Т.Д., Детская практическая психология: учебник. – М.: Гардарики, – 2000. – 320с

Стратегии и методы педагогической поддержки учащихся в состоянии депривации, а так же детьми, имеющими нарушения личностного развития и поведения, направлены на развитие у них представлений о себе, своем будущем, формирование ценностных ориентации и нравственных норм, коррекцию самооценки, агрессивности, развитие навыков взаимодействия с другими людьми.

депривация образовательный тренинговый компетентность

Глава 2. Практика предупреждения депривации на уроках географии

2.1 Предупреждение депривации в образовательном процессе (анализ опыта педагогов практиков)

По результатам современных, педагогических исследований установлено, что в любом образовательном учреждении, с любим составом учащихся, в процессе обучения есть факторы, которые приводят к депривации.

Однако в процессе явления депривации во взаимодействии с педагогом, все участники взаимодействия как учащиеся, так и учителя нуждаются в понимании. Отсутствие возможности удовлетворить потребность в идентичности и понимании есть фактор возникновения коммуникативной депривации. Коммуникация в процессе обучения выглядит как процесс передачи информации, а так же представляет адекватное прочтение обратной связи. В процессе преподавания географии коммуникация является одним из основных способов для передачи информации учащимся. Только благодаря коммуникативным способностям преподавателя у учащихся может сложиться полное представление о географической картине мира.

Наличие депривации во взаимодействии или коммуникативной депривации свидетельствует о не достаточно развитых умения передавать значимую информацию и использовать обратную связь участниками взаимодействия, а возможно и о полном отсутствии данных умений.

Предупреждение возникновения явления, депривации позволяет создать благоприятные условия образовательной среды, что в свою очередь повышает качество обучения в школе.

Полноценное развитие ребенка в процессе обучения позволяет обеспечить “индивидуально – креативный” подход. Данный подход осуществляется путем перехода от взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения в виде сотрудничества к педагогической поддержке и сопровождению ребенка в процессе обучения.

Принципами “индивидуально – креативного” подхода являются:

ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого. Равенство не в знаниях и опыте, а в праве на индивидуальный внутренний мир и жизненный опыт. У каждого человека уникальный, своеобразный внутренний мир.

открытость каждого из участников взаимодействия. Данный принцип обеспечивает осознание своей позиции, своей точки зрения, а так желание обнаружить и предъявить ее другим людям, без страха. На учителе лежит ответственность за организацию такого взаимодействия. Это предполагает способность и умение не только воспринимать открытость ученика и принять ее, но и помочь ему открыться, увидеть в ученике то, что в нем есть и помочь ему самому увидеть это.

самоценность каждого возраста. Учитель должен использовать такие методы работы, приемы, которые обеспечат реализацию возможностей ребенка определенного возраста на каждой ступени обучения. Например, при работе в старших классах, учителя начинают проводить различные ролевые игры, уроки-семинары, уроки-защиты исследовательских проектов, которые позволяют учащимся не просто овладевать знаниями, но и вовлекают их в профессиональное взаимодействие, дают почувствовать различные роли.

понимание ученика педагогом. Непонимание это наиболее часто упоминаемая причина нарушения взаимодействия педагога и учащихся, как со стороны ученика, так и учителя. Некоторые учителя, ежедневно имея дело с учениками, не могут найти с ними общего языка, договориться. Понимание ученика, предполагает знание об общих закономерностях психического развития и того, как они проявляются в конкретных социально-экономических условиях. Так же предполагается готовность педагога к изменениям, которые происходят с учениками в разные периоды определенного возраста.

Предупреждение депривации во взаимодействии с педагогом, это достаточно сложный процесс, включающий в себя комплекс мер, представленных в виде диагностики нарушения взаимодействия педагога и учащегося в процессе обучения, методику выявления фактора нарушения взаимодействия и стратегии педагогической поддержки, соответствующие данному фактору.

При оценки факторов нарушения взаимодействия было разработано несколько основных стратегий педагогической поддержки:

Развитие рефлексивных умений учащихся, обеспечивающих познание себя и личности другого.

Развитие у учащихся навыков подачи обратной связи во взаимодействии, обеспечивающих педагога сведениями о состоянии, потребностях и нуждах ученика.

Расширение и углубление взаимодействия педагога и учащихся способствующее большему узнаванию друг друга.

Развитие навыков самопознания и принятия обратной связи во взаимодействии, обеспечивающих педагога и учащихся необходимой адекватной информацией.

Средства деятельности, которые используют учителя в вышеназванных стратегиях:

1) технологии учета личных и личностных достижений учащегося (рейтинговые контрольные работы, самоотчеты о выполненных проектах, участие в конференциях, семинарах, наполнение портфолио);

2) рефлексивно-комбинированная работа на уроке (мониторинг, самооценка учащегося на уроке, взаимооценивание, обсуждение оценки с учителем);

3) групповая работа на уроке (работа с группой поддержки в учебном коллективе);

4) индивидуальные занятия.

Использование данных средств деятельности, реализация стратегий предупреждения депривации в процессе обучения помогает достигнуть таких результатов, как:

– снижение негативных переживаний учащихся при взаимодействии с педагогом в процессе обучения;

– приобретение учащимися навыков и практических умений взаимодействия в процессе обучения, в том числе и коммуникативных навыков.

Основным показателем результативности может служить комфортность педагога и учащегося во взаимодействии и удовлетворенность процессом обучения.

2.2 Применение стратегий педагогической поддержки в работе с конкретными учащимися

Внедрение стратегий педагогической поддержки необходимо начинать с анализа конкретной группы учащихся. Провести оценки эмоционального состояния класса и по итогу сделать вывод о необходимости педагогической поддержки.

Для оценки психо-эмоционального состояния конкретной группы учащихся можно использовать метод наблюдения, беседу, опрос (анкетирование), тестирование.

Мной был взят метод общего опроса в виде анкетирования т. к. это наиболее приемлемый метод по временным рамкам.

Анкета была составлена с учетом разных психологических методик, которые позволяют путем ответа на вопрос, выяснить эмоциональное состояние ученика.

Анализируя так же ключевые вопросы анкеты, можно было сделать вывод о наличии образовательной депривации в данном коллективе и оценить общую психо-эмоциональную обстановку класс.

Анкета состоит из 17 вопросов (см. приложение 1). Большая часть вопросов открытого типа, с целью дать возможность ученику проявить свою индивидуальность, часть вопросов закрытая, для удобства классификации при анализе.

В опросе участвовала группа (класс) в количестве 20 человек. В возрасте от 13-14 лет. Состоящая, из 7 мальчиков и 13 девочек. Двое из них учатся на отлично, десять человек на четыре и пять и остальные восемь на три, четыре, не успевающих в классе нет.

На вопрос нравиться ли тебе твоя школа? 100% респондентов ответили положительно, при этом отвечая на вопрос с каким настроением ты идешь в школу только 30% написали с хорошим или отличным.

На вопрос о школьной форме 100% детей отреагировали негативно, говоря от снижении своей внешние индивидуальности.

Отвечая на вопрос что самое интересное для тебя в школе 60% указала ответ «общение с друзьями», 20% – «перемены», 5% – «знание», 15% – дали свой ответ.

Далее идет блок вопросов, при анализе которых, можно сделать вывод о наличии факторов образовательной депривации.

Учеников просят написать любимый предмет и любимого учителя. Рейтинг любимых уроков выстраивается следующим образом: физическая культура, литература, русский язык, биология, география, история, технология.

Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод о наличии человеческого фактора. Т.е. если нравиться учитель-предметник, как личность в целом, то нравиться и предмет. Подобная ситуация складывается при вопросе он не любимом предмете и причине в 50% даётся ответ о том, что не нравиться или неприятен учитель. Это первый и основной факт указывающий на наличие депривации во взаимодействии с учителем. Так же на наличие данной депривации указывает то факт что 20% учеников имеют, удовлетворительные отношения с классным руководителем.

100% имеют хорошие взаимоотношения с одноклассниками, и после уроков не торопятся покинуть школу. Так же 100% с удовольствие посещают различные кружки, секции, факультативы, однако уже не в самой школе.

По итогам анкетирования , можно сделать несколько выводов.

В классе удовлетворительная эмоциональная обстановка.

Есть несколько факторов эмоциональной и образовательной депривации. Необходима общая педагогическая поддержка.

После детального анализа и выше перечисленных вывод, были проделаны попытки по применению некоторых педагогических стратегий из индивидуально-креативного подхода, направленных на снижение деривационных факторов и повышению эмоциональной обстановки в классе.

Первая стратегия была, направлена на развитие индивидуально личностных качеств. Учащимся было дано задание написать, мини-сочинение на тему «География – самый важный предмет!», желающие читали свои работы вслух. По итогу были сделаны вывода самими учениками, о том, что все они индивидуальности и личности не смотря, на наличие «одинаковой» школьной формы.

Следующей была стратегия, направленная на рефлексивно-комбинированную работу на уроке, выражалась она в виде самооценивания и комментирования оценок учителем. Данная стратегия позволяет устранить фактор депривации взаимоотношений учителя и ученика, связанный с не заслуженными оценками или не согласием с оценкой.

Далее применялась одна из самых важных и тяжелых, на мой взгляд, стратегий это групповая работа на уроке. Форма, в которой проходила работа была в виде урока-игры, главным фактор служило случайное распределение на группы, в данной ситуации учащиеся учились взаимодействовать друг с другом, разделять выполняемую работу между участниками группы, ценить каждого ученика отдельно.

Делая общий вывод о применении стратегий педагогической поддержки в данном классе, можно отметить, что реализация стратегий осуществилась.

Результаты которые были достигнуты, это в-первую очередь повышение знаний и интереса к предмету география, снижение стрессовых и негативных ситуаций, приобретение практических навыков в области коммуникации которые необходимы не только на уроке географии.

И в целом комфортность педагога и учащегося в процессе обучения.

Заключение

В процессе написания квалификационной работы мной была выполнена цель, которая включала в себя применение стратегий педагогической поддержки в работе по предупреждению депривации в образовательном процессе на уроках географии.

Был решен ряд задач по, изучению теоретико-методологические основы исследования депривации в образовательном процессе. Проведен анализ практики по предупреждению депривации в образовательном процессе. Осуществлены попытки применения стратегий педагогической поддержки в работе с конкретными учащимися.

Можно, сделать вывод что, депривация – сложное, многообразное явление. Источник депривации может находиться в семье, школе, других социальных институтах, обществе в целом. Поэтому, что бы, не бороться с последствиями депривации в более зрелом возрасте, необходимо, заниматься предупреждением депривации еще в школьный период.

Отсутствие образовательной депривации в школе приводит к положительному эмоциональному фону образовательного процесса, росту удовлетворенности учителей, школьников, родителей, созданию желаемых условий для получения знаний.

Список литературы

Алексеенкова В.Г., Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2009. – 346с.

Антонов А.И., Дорохина О.В., Социология семьи: учебник для студентов – М.: Просвещение, 2005. – 157с.

Бережнова Л. Н., Предупреждение депривации в образовательном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 432с.

Беседина М. В., Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Автореф. дисс … канд. наук – М., 2004. -324с.

Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников средних школ // Социологические исследования. – М.:Май, 2007. – 144с.

Выготский Л.С., Основы дефектологии. – СПб.: Издательство, 2003. – 235с.

Грицанов, А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Социология: Энциклопедия. – Минск.: 2003. – 546с.

Лангмейер Й., Матейчек З., Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. – 236с.

Лебедев, В.И., Личность в экстремальных условиях. – М., 2003. – 159с.

Марцинковская Т.Д., Детская практическая психология: учебник. – М.: Гардарики, – 2000. – 320с

Мид М., Культура и мир детства. – М., 1988. – 429с.

Регуш Л. А., Ор-ловой А. В., Педагогическая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, – 2010. – 257с.

Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, – 1999. – 384с.

Уманская Е. Г., Развитие личности в условиях депривации. – М.: Прометей, – 2013. – 148с.

Фурманива И. А., Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, – 2009. – 320с.

Хухлаева О.В., Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, – 2000. – 234с.

Цыглакова Е. А., Социология безопасности: учеб пособие для студентов. – Николаев, – 2009. — 196с.

Чеснокова В.Д., Проблемы детства: Человек и современный мир. – М.: Академия, – 2002. – 358с.

Электронные ресурсы

Ресурсы удаленного доступа (интернет)

Батуев А.С., Кощавцев А.Г., Микиртумов Б.Е., Ранняя родительская депривация и девиантное поведениеподростков. – Электрон. данные. – Режим доступа: www.valeo.edu.ru/data/journal/issue.php?id=200

Жичкина А.Е., Кравец Е.А. Обучение в массовой средней школе как фактор ухудшения детско-родительских отношений. – Электрон. данные. – Москва. [2012].- Режим доступа: http://www.hom-edu.ru/stati/isledovanija/obuchenie-v-masovoi-srednei-shkole-kak-faktor-uhudshenija-detsko-roditelskih-otnoshenii.html

Князев Е. А., Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект).- Электрон.данные. – Режим доступа: http:// hr-portal. ru/article/pedagogika-i-Psikhologiya-sotsialnoi-deprivatsii-0.

Крылова А. В., Дубовицкая Т. Д., Депривация у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды. – Электрон.данные. – Режим доступа:http://vash-psiholog.info/psihologiya/17553-deprivaciya-u-studentov-pervokursnikov-v-usloviyax-smeny-kulturno-obrazovatelnoj-sredy.html

Терешатова Е.В. Новая российская школа: свобода или тирания? – Электрон. данные. – режим доступа: http://direktor.ru/blog.htm?id=190

Депривация, как фактор девиантности поведения детей и подростков. – Электрон.данные. – Режим доступа: http://www.bibliofond. ru/view. asp

Новая российская школа: свобода или тирания? Материалы круглого стола, проведенного в информационном агентстве «Росбалт» // Электронная аудиозапись. – Элекрон. данные. – Режим доступа: http://video.yandex.ru/users/d-konkurs/view/24#

Отношение детей и подростков к школе. – Элекрон. данные. – Режим доступа: http://www.rdt-info.ru/20090831146/otnoshenie-detey-i-podrostkov-k-shkole.html

Депривация и её виды. – Элекрон. данные. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624016/

Соотношение депривации и фрустрации. – Элекрон. данные. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/deprivacia6/home

Основные виды депривации. – Элекрон. данные. – Режим доступа:http://tolkslovar.ru/d7979.html

Определение консультации. – Электрон. данные. – Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/160878/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Приложение 1

Анкета для учеников 7А класса.

1. Как тебя зовут?_________________________ _____________

2.Сколько тебе лет?_________________________________ __________

3. С каким настроением идешь в школу?__________________________

4. Нравиться ли тебе твоя школа? ____________________________

5. Как ты относишься к введению школьной формы? ___________

6. Какова твоя успеваемость? А) Отлично Б) Хорошо В) Удовлетворительно

7. Что в школе самое интересное? А) Уроки Б) Общение с друзьями В) Знания

Г) Перемены Д) Свой вариант _____________________________

8. Твой любимый урок? ______________________________

9. Охарактеризуй, пожалуйста, взаимоотношения с одноклассниками?_______________

10. Охарактеризуй, пожалуйста, взаимоотношения с классным руководителем?

А) дружественные Б) нейтральные В) удовлетворительные

11. У тебя в школе много друзей?_____________________ _

12. Твой любимый учитель?_______________ _______________

13. Какой урок тебе не нравиться? ________________ Почему?________

14. Посещаешь ли ты сейчас какие-нибудь секции, кружки, объединения?

Если да, то, какие?______ _______________

15. С большим ли интересом ты идешь заниматься в секции, кружок, объединение?

А) всегда Б) иногда В) нет

16.После уроков стараешься ли ты быстрее уйти из школы?

А) Да Б) Нет В) остаюсь только на классный час

17. Помогает ли тебе кто-нибудь в школе решать личные проблемы?__________________

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.