Дипломная работа на тему Совершенствование закладочных работ при отработке стрельцовского месторождения

Федеральное государственное образовательное

Бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации

Заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии, истории и права

Контрольная работа

по дисциплине: Философия

на тему: Наука

Архангельск, 2012

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX века не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Возможно ли ненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека во всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих, и множества других мировоззренческих философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

Наука – это следствие духовной деятельности человечества, направленное на постижение объективной истины связанной с законами природы. Образуя единую совокупность знаний о законах, наука вынуждена подразделяться на частные отрасли, позволяющие проводить исследование и выяснение фактов и явлений, не углубляясь в изучение сторонних материй. Другими словами наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Цель науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, которые представляют собой предмет науки. Задача науки – открытие, познание законов. Предмет – часть объекта, на которую направлено познание. Объект – вся реальность, которая включена в изучение науки. [1]

Наука как система знаний – совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Включает эмпирический (научный факт, зависимости, эмпирические обобщения, данные наблюдений), теоретический (понятия, категории, принципы, законы, гипотезы, теории) и метатеоретический (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования) уровни.

Наука как специфическая деятельность – система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности. Выделяют два основных типа научных исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные – это исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме законов. Разделяют два типа фундаментальных исследований: первый – выявление основных фундаментальных законов в развитии и познании действительности; понять, как устроена исследуемая реальность. Второй тип – выявить, как фундаментальные знания могут применяться для решения прикладных разработок. Прикладные – это исследования, ориентированные на приращение знания, используемого для решения конкретных практических задач. наука культура познание природа

Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах производственно-технической, культурно-исторической, познавательно-культурной и повседневно-практической деятельности. Указанная выше основная функция науки в современном обществе может быть конкретизирована и дифференцирована на ряд более частных, тесно между собою взаимосвязанных. Назовем наиболее значимые функции и рассмотрим некоторые из них более подробно: познавательная; объяснительная; практическая; мировоззренческая; технологическая.

Познавательная (гносеологическая) функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.

Другие особенности научного познания это объективность и практическая направленность. Если открытый закон или полученная формула не будут объективными, то применить их на практике будет невозможно. Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее – разработка научного мировоззрения и научной картины мира. Мировоззренческая функция науки – одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания. Крупные научные открытия, формирование новых теорий оказывают серьезное воздействие на культуру общества, ведут к ломке сложившихся стереотипов и установок восприятия социального и природного мира. Научный прогресс ведет к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека. Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо они рационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно четко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию.

Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, то технологическая функция стала явственно формироваться, лишь в Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Френсис Бэкон, заявивший о том, что «знание – сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества. Технологическая функция стала стремительно развиваться вместе со становлением индустриального общества, обеспечивая ускоренное развитие его производительных сил благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, военную технику и другие.

Специфика научного познания выражается несколькими факторами:

1) Основная цель науки – выяснение объективных законов реальности.

2) Научное знание должно быть, прежде всего, достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами.

3) Специфика научного познания заключается и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процессами.

4) Сюда же относят и возможность постоянного дополнения и самообновления науки с помощью очередных открытий, которые могут, как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее.

5) Научное познание совершается посредством использования, как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека.

6) Любое знание должно быть строго доказуемо – это также специфика научного познания. Информация, которая может быть использована в дальнейшем, обязана быть точной и обоснованной. Однако в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.

Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания:

· интуицию – способность получить новое знание «по наитию», «в озарении»;

· остроумие – творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира, которое основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах.

· веру – является в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной.

· мистическое озарение – расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие.

Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом. Помимо способов можно выделить и виды ненаучного познания:

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах, при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное.

Философское познание рассматривает мир как целостность, представляет собой, прежде всего, синтез научного и художественного видов познания.

Нет сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется и усложняется. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: она развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и идей – шаг за шагом, но и через фундаментальные теоретические сдвиги. В один прекрасный момент они заставляют ученых перекраивать привычную общую картину мира и перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок. Логику неспешной эволюции науки (шаг за шагом) сменила логика научных революций и катастрофы. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые все приобрели приоритет. Пожалуй, наибольшее число сторонников, начиная с 60-х гг. нынешнего века, собрала концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Т.Куном. [4]

Способность исследователей длительное время работать в неких предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т.Куна. Он ввел в методологию принципиально новое понятие – «парадигма» т.е. модель решения научных проблем. Важнейший элемент основания науки – деятельность научного сообщества по конкретной специальности. Отрицается преемственность в науке. Период господства парадигмы сменяется ее распадом, т.е. «научной революцией».

Однако далеко не все исследователи методологии научного познания согласились с этим выводом. Альтернативную модель развития науки, также ставшую весьма популярной, предложил И. Лакатос. Он считал, что основание науки – научно-исследовательская программа, включающая совокупность теорий. Развитие науки – смена таких программ. Две стадии развития научно-исследовательских программ: прогрессивная и регрессивная. При появлении превосходящей программы можно отказаться от предшествующей – «научная революция». Рост научного знания сопровождался непрерывной дифференциацией, то есть дроблением на более мелкие разделы и подразделы. Например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика. Начали возникать «смежные» естественнонаучные дисциплины – физическая химия, химическая физика, биохимия. И ныне интегративные процессы в естествознании, кажется, «пересиливают» процессы дифференциации (дробления). Интеграция естественнонаучного знания стала, по-видимому, ведущей закономерностью его развития. Она может проявляться во многих формах:

* в организации исследований на стыке смежных научных дисциплин, где, как говорится, и скрываются самые интересные и многообещающие научные проблемы;

* в разработке научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент);

* в поиске «объединительных» теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы.

* в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);

* в изменении характера решаемых современной наукой проблем – они все больше становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.). Дифференциация и интеграция в развитии естественнонаучного знания – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции.

Важнейшим фундаментальным основанием науки является научная картина мира. Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов. Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами, определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. [5]

Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т.е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. В зависимости от предмета познания – она может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

Современная естественнонаучная картина мира, которую еще называют и эволюционной картиной мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания. Она характеризуется такими свойствами как: объективность (направлена на изучение сущности самой вещи), строгость, достоверность, обоснованность, доказательность, динамичность (постоянное стремление к развитию), закономерность (представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий). Наиболее характерной чертой современной естественнонаучной картины мира является ее эволюционность. Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе. Современная естественнонаучная картина мира необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, – эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко «безумный» вид, что впрочем, является преходящим (когда – то и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно «безумной»).

Но, в то же самое время, эта картина величественно проста и стройна. Эти качества придают ей ведущие принципы построения и организации современного научного знания: системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность. Данные принципы построения современной научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы. Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга любой элемент системы, оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек – биосфера – планета Земля – Солнечная система – Галактика и т.д.). Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же образом организуется соответственно и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны – сейчас практически уже нет ни одной «чистой» науки, все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что современной цивилизации не существовало бы ни без науки, ни без философии, также как и этих двух человеческих сущностей друг без друга.

Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить. Наука и её развитие обусловлены общественной практикой и её потребностями. В то же время наука развивается по своим закономерностям, т.е. обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития.

Ускорение развития науки – это одна из общих закономерностей её развития, которая характеризуется увеличением общего числа научных работников и научных организаций, учреждений, рост публикаций и материальных затрат на науку и т.п. Сегодня происходит ускорение темпов развития науки. Если в прошлом открытие и его применение отделялись десятками и сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами.

В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства определяет целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.

Список использованной литературы

1. “Концепция современного естествознания” – учебник для ВУЗов, Москва, 2000г. Карпенков С.Х.

2. http://filnauk.ru/kandidatskij-minimum-po-filosofii-nauki/43-ponyatie-nauki-nauka-kak-deyatelnost-soc-institut-i-sistema.html

3. http://rpa.studz.ru/forum/23-131-1

4. http://fb.ru/article/4204/v-chem-spetsifika-nauchnogo-poznaniya

5. http://studfilosed.ru/otvety-na-ekzamen-po-filosofii/173-nauchnaya-kartina-mira-ee-rol-i-mesto-v-sovremennoj.html

6. http://www.obuchenie-filos.ru/bilety-po-filosofii-osnovnye-funkcii-nauki.html

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Елена Шилова
Елена Шилова
12 лет назад закончила СГУ имени Н.Г. Чернышевского, геологический факультет. Обожаю свою работу не только за то, что меня окружает молодежь, но и за то, что регулярно ездим на практику в Крым и другие живописные уголки страны. Кроме университета я работаю в компании «Диплом 777». Помогаю студентам в решении задач, практикумом, написании контрольных и курсовых. Очень довольна сотрудничеством с вами и благодарна за возможность хорошо зарабатывать без привязки к офису.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.