Система государственного регулирования экономики России - дипломная работа готовая

ООО "Диплом777"

8:00–20:00 Ежедневно

Никольская, д. 10, оф. 118

Дипломная работа на тему Система государственного регулирования экономики России

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Государственный Университет сервиса и экономики

Сосновоборский филиал

Кафедра «Экономика и управление»

Курсовая работа

По дисциплине

Государственное регулирование экономики

Сосновый Бор

2013г.

Содержание

Введение

1. Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики

2. Современная система государственного регулирования в экономике России

3. Центральный банк и его функции

4. Цели и основные направления экономической политики

5. Какие основные принципы должны соблюдаться в процессе разработки целевой программы?

Заключение

Список литературы

Введение

Государство, как универсальный механизм управления обществом, обязано поддерживать его экономику. Особенно эта необходимость проявляется в связи с развитием рыночных отношений практически во всех странах мира.

Для этих целей правительство разрабатывает принципы экономической политики. Она включает в себя определенный комплекс действий и методов, которые направлены на регулирование внутренней экономики. Естественно, в интересах нации и государства.

Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

1. Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на новую стадию их решения.

В 2007-2009 гг. для российской экономики как никогда ранее остро стоит проблема оценки эффективности государственной деятельности.

В данном случае Россия не одинока, так как в последние годы правительства многих стран заняты поисками новых путей к достижению более высокого уровня экономической эффективности деятельности государства.

Однако сейчас не существует комплексного методологического подхода, позволяющего системно подойти к решению проблемы эффективности государственных мероприятий.

Поскольку интегральная оценка эффективности государственного участия в экономической жизни страны принципиально невозможна, то расчеты могут вестись по экономическим блокам – определенным направлениям государственной деятельности.

Поскольку эффективность государственного сектора оценивается стандартным способом и не вызывает особых трудностей, то вполне реально оценить и эффективность государственных вложений (расходов). Однако за рамками анализа останется такая часть государственного участия, как государственная собственность.

Основная трудность состоит в том, что такие государственные объекты не оформлены в виде юридических лиц и в этой связи не попадают в состав государственного сектора экономики. В данном случае следует оценивать эффективность действующего объекта, как такового, а не эффективность тех финансовых вложений, которые были произведены при его создании и за период эксплуатации. Таким образом, «мертвая» и «пассивная» государственная собственность редуцируется к активным государственным действиям – финансовым операциям. Тем самым достигается единая методологическая линия при определении эффективности государственного участия в экономике.

В большинстве случаев государственные вложения в государственные предприятия предполагают не только экономическую, но и многоаспектную социальную отдачу. Проблема эффективности государственного участия выходит за рамки чисто экономической и понимается в максимально широком смысле. Многоаспектность государственной деятельности порождает подход, в соответствии с которым формируется вектор показателей – индикаторов, косвенно характеризующих ее результаты. Затем сформированный вектор частных (индивидуальных) индикаторов сводится к скалярной величине с помощью процедуры усреднения, частным случаем которой может служить система весовых коэффициентов.

Получаемая таким образом на выходе условная оценка показывает тот социально-экономический эффект, который получен в результате осуществления соответствующих финансовых вложений.

Такая процедура оценки эффективности государственного участия используется во всем мире, являясь по существу безальтернативной.

«Векторный» подход порождает ряд требований к организации отчетной информации.

Государственные мероприятия носят по существу некоммерческий характер и оправданны только с точки зрения тех социальных и стратегических целей, которые преследует государство. Это автоматически предполагает еще одну линию при оценке эффективности государственного участия, а именно: сравнение ожидаемых и фактических результатов государственной деятельности.

Такой подход определяется тем фактом, что централизованное выделение финансовых средств государства и развитие государственного сектора экономики на практике достаточно жестко планируются.

Иными словами, в отношении государственных начинаний используются программно-целевые методы экономического обоснования. В связи с этим правомерна оценка выполнения тех проектировок, которые были заложены в основу того или иного государственного мероприятия.

Ранее в отечественной практике аналогичная работа проводилась при оценке выполнения народно-хозяйственных планов. В настоящее время данная линия в оценке эффективности государственных программ находит широкое применение за рубежом (например, в департаменте обороны Голландии).

Характерно, что нисходящие тенденции в государственной собственности (основных фондов и капитальных вложений) идут вразрез с динамикой доли государственных расходов. Последняя была стабильна во времени и на разных этапах имела разные направления изменений, то есть государство довольно долго легко уступало свои позиции в части малоэффективной собственности и, наоборот, всячески старалось сохранить положение в текущей финансовой жизни.

Важен тот факт, что усредненный коэффициент государственного участия в экономике был значительно выше интегральной доли госсектора. Это означает, прежде всего, что роль государства ни в коем случае не должна отождествляться с удельным весом госсектора, который может вводить в заблуждение относительно истинного размаха деятельности государства. Здесь хорошо видна разница между государственной собственностью (индикатором ее масштабов служит показатель доли соответствующих фондов), государственными расходами и госсектором, масштабы которого, в свою очередь, определяются путем усреднения нескольких показателей.

Снижение нагрузки на расходную часть государственного бюджета стало возможным во многом благодаря активному сжатию госсектора экономики. Однако связь между этими характеристиками весьма неоднозначна. Произошедшие сдвиги привели, прежде всего, к усилению «бюджетной насыщенности» госсектора, что при прочих равных условиях содействует повышению его качества и конкурентоспособности.

Следует выделить главные формы и методы вмешательства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество; экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

В промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях. Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

Монопольная прибыль зачастую не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.

Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут: правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Госсектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях и регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.

Оценивая происходящие в этой области процессы в России, можно сожалеть по поводу отсутствия политики в государственном секторе и последовательного разрушения в последние годы тех отраслей, которые составляют инфраструктуру экономики, обеспечивая жизнедеятельность страны, ее оборону, безопасность и экономическую независимость.

Отсутствие политики в этой области проявляется в следующем: нет четкого определения и понимания того, что есть и должно остаться государственной собственностью сегодня, завтра и послезавтра, как нет и критериев для выделения отраслей, функционирование которых может быть нормальным лишь в рамках государственной собственности; игнорируется не только советский опыт (который западные страны, кстати говоря, весьма активно используют), но даже и исторический опыт Российской Федерации в целом, с его традициями, сильными и слабыми сторонами, т.е. закрываются глаза на важнейшее условие – преемственность развития; происходит разрушение военно-промышленного потенциала, стихийная конверсия осуществляется на основе довольно уродливого критерия – сокращения государственных заказов со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Такой подход грозит стране потерей передовых технологий в области производства вооружения, да и не только в этой области. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии реального, действенного критерия осуществления конверсии. Таким критерием может и должна быть военно-техническая доктрина, которая определяет потребность в материально-техническом обеспечении и с тактической, и со стратегической перспективой развития вооруженных сил.

Для сбалансированности государственного и частного секторов, для наилучшего функционирования госсектора необходимо проведение четкой, эффективной экономической политики в государственном секторе.

2. Современная система государственного регулирования в экономике России

В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.

Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.

Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффективность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправданными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударственного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2009 г.) приведены в табл.1

Таблица 1

Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности (в %)

Отрасль промышленности

Относительная производительность труда

Относительная фондоотдача

Интегральная эффективность

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Вся промышленность

67,8

105,6

84,9

102

76,3

103,8

В том числе:

Электроэнергетика

89.4

101.2

131

97.6

110.2

99.4

Топливная

28.7

111.2

81.3

100.9

55

106.1

черная металлургия

45.6

103.3

66,7

101,4

56,1

102,3

цветная металлургия

93,4

101,3

57,4

115,9

75,4

108,6

химическая и нефтехимическая

55,2

107,6

59,3

106,4

57,2

107

машиностроение и металлообработка

96,3

101

101,5

99,6

98,9

100,3

лесная, дерево-обрабатывающая и целлюлозно-бумажная

49,5

105,9

547

104,8

52,1

105,3

производство строительных материалов

72,9

101,7

66,2

102,4

69,5

102

Стекольная

38,6

102,8

23

106,2

30,8

104,5

Легкая

79

101,4

87,5

100,7

83,3

101,1

Пищевая

71

103

53,2

106,6

62,1

104,8

Микробиологическая

96,6

102,4

81,5

117,9

89,1

110,2

мукомольно-крупяная и комбикормовая

69,1

106,7

68

107,1

68,5

106,9

Медицинская

86,3

103,1

67,8

109,8

77,1

106,4

Полиграфическая

109,6

91,2

88,4

117

99

104,1

Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.

Можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди которых оказывается только электроэнергетика; отрасли с умеренной эффективностью этого сектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффективности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.

Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.

Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.

Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государственного сектора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестиционного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается парадокс в области государственной политики: масштабная приватизация, призванная стабилизировать обще-хозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухудшение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изначально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых отраслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.

Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития – наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.

На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:

1. Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

2.Должна быть как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.

Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

3. Центральный банк и его функции

Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: «Государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета».

Обеспечение устойчивости кредитно-денежной системы, стабильного функционирования её отдельных звеньев, и в первую очередь – коммерческих банков, является одной из главных задач Центрального Банка страны. Выполняя роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа страны, он занимает особое место в кредитно-денежной системе.

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

1) монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения

2) функция финансового агента, банкира Правительства

3) финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)

4) кредитно-денежное регулирование и банковский надзор

Остановимся подробно на каждой из функций.

1) Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как

представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

В целях организации наличного денежного обращения на территории

Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

2) Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банки осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.

Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

3) Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»).

Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Так как функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора включает в себя обширный круг вопросов, автору представляется возможным вынести её в качестве отдельной главы в данной работе.

Итак, Центральный Банк России является одним из важнейших органов в РФ. Его значение сопоставимо со значением Государственной Думы и министерств, так как ЦБ РФ наделён некоторыми законодательными и исполнительными функциями, важнейшей из которых в настоящее время, по мнению автора, является кредитно-денежный контроль. Банк

России выдаёт лицензии на банковскую деятельность, устанавливает обязательные нормативы, систему страхования вкладов, анализ отчётности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, чем поддерживает стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.

4. Цели и основные направления экономической политики

Цели экономического регулирования

Разработка принципов экономической политики начинается с определения главных и прикладных целей.

Первые – это всестороннее развитие общества, соблюдение законов и безопасность – внешняя и внутренняя.

Они соответствуют глобальным целям нации. В то же время, достижению главных целей способствуют прикладные экономические цели, например:

* Постоянный рост экономики. Он измеряется как прирост ВВП – количества произведенных товаров и услуг на территории государства. Нормальным значением считается 3-4% в год.

* Полная занятость, которая обеспечивает стабильность рынка труда и экономической системы. Предложение рабочей силы соответствует её спросу, а значит – в экономику вовлечено все население.

* Минимальная инфляция и рост реальной зарплаты. Эти факторы напрямую определяют благосостояние людей, которые будут покупать товары, оживляя рынок.

* Экономическое равновесие, как внутреннее, так и внешнее. Оно достигается путем налаживания торговых путей и связей. Успехом можно считать положительный показатель сальдо внешней торговли.

Каждая из этих целей важна, но только комплексный подход может принести реальное экономическое благополучие населению.

Основные направления экономической политики

Свобода рыночных отношений, которая дает большие возможности любому человеку и любой организации, не терпит вмешательства со стороны государства.

Но оставить всё на произвол судьбы тоже нельзя – дешевая продукция монополистов заполонит прилавки, принося большие убытки стране и людям.

Как же можно повлиять на рынок, стимулируя при этом экономику? В принципах экономической политики такие методы управления:

* Антицикличная политика. В период кризиса государство поддерживает экономику, а во время сильного роста – наоборот, «охлаждает». Это делается для того, чтобы на фондовом рынке не случился обвал из-за «мыльного пузыря» – необоснованно высоких цен.

* Поддержка целостности экономики. Финансы из бюджета направляются в кризисные отрасли – для их поддержки.

* Улучшение инвестиционного климата. Когда поток инвестиций в страну большой – это поддержка для экономики и развитие национальных предприятий и отраслей. При его отсутствии возникает отмирание многих отраслей, неспособных конкурировать с дешевым импортом.

* Регуляция денежного оборота. Это задача Национального Банка, которая напрямую связана с поступлениями в бюджет и валютным курсом. Чем больше поступлений и чем выше курс национальной валюты – тем лучше.

Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель – удовлетворение требований полной занятости. Суть ее – достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема – создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:

· структурно-отраслевая политика;

· инвестиционная политика;

· амортизационная политика;

· политика институционных преобразований;

· ценовая политика;

· антимонопольно-конкурентная политика;

· бюджетная политика;

· налоговая политика;

· денежно-кредитная политика;

· валютная политика;

· внешнеэкономическая политика.

5. Какие основные принципы должны соблюдаться в процессе разработки целевой программы?

Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение поставленных задач в области экономического, научно-технического, экологического, социального и культурного развития государств. Целевая программа может включать в себя отдельные подпрограммы.

Переходя непосредственно к содержанию понятия целевая программа, необходимо вспомнить, что он, прежде всего, является некоей формой, отражающей потребности государства в целом и его территориальных частей в тех или иных социально значимых мероприятиях. Что следует считать таковыми?

Ответ на этот вопрос можно найти в Законе “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”. Статья 2 Закона содержит перечисление целей благотворительной деятельности. Это:

· улучшение материального положения, содействие духовному развитию и социальная реабилитация малообеспеченных, безработных, инвалидов и лиц, нуждающихся в попечении;

· поддержка и реализация программ и мер в сферах социальной защиты;

· поддержка и реализация программ и мер в защиту материнства, детства и отцовства;

·поддержка и реализация программ, направленных на укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве;

·поддержка и реализация программ и мер в сферах профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни;

· поддержка и реализация программ и мер в сферах образования, науки, культуры, искусства и просвещения;

·поддержка и реализация программ и мер в сферах физической культуры и спорта;

·охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческую, культовую, культурную или природоохранную значимость, и мест захоронения;

·охрана окружающей среды, природного наследия и природного разнообразия

·защита животных.

По сути, это перечисление позволяет определить принципы, которыми должны будут руководствоваться органы власти и управления различных уровней при формировании, обсуждении и утверждении целевых социальных программ. На основе утвержденных целевых программ государственные заказчики формируют пакеты государственных и местных социальных заказов. Целевые программы разрабатываются с учетом условий и порядка формирования бюджетов соответствующих уровней. При их разработке необходимо обеспечивать согласованность и комплексность решения межгосударственных, федеральных, региональных и местных проблем. Разработка межгосударственных (в которых участвует Российская Федерация) и федеральных целевых программ осуществляется органами государственного управления Российской Федерации, определяемыми Правительством Российской Федерации, региональных целевых социальных программ – органами управления субъектов Российской Федерации, местных целевых социальных программ – органами местного самоуправления.

Порядок разработки и реализации межгосударственных и федеральных целевых социальных программ, а также перечень других федеральных государственных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации; региональных целевых социальных программ и перечень других региональных государственных нужд – органами управления субъектов Российской Федерации; местных целевых социальных программ и перечень местных государственных нужд – органами местного управления.

Межгосударственные и федеральные целевые социальные программы и перечень других федеральных государственных нужд утверждаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и финансируются за счет государственного бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ и обеспечения нужд под государственные гарантии.

Региональные целевые социальные программы и перечень других региональных государственных нужд утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации по представлению органов управления указанных субъектов и финансируются за счет соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Местные целевые социальные программы и перечень местных государственных нужд, разработанные органами местного управления, утверждаются местными органами представительной власти и финансируются за счет местных бюджетов и внебюджетных источников.

Формирование различных комплексных программ или их пакетов для решения проблем социальной сферы проходит через целый ряд предварительных этапов:

1. Возникновение идеи, потребности. Первичная проработка материалов, подготовка к выдвижению в качестве нормотворческой инициативы правоспособным субъектом. Комплексная проработка проблемы, формирование групп (пакетов) смежных, родственных, близких по тематике проблем и подходов для их решения.

2. Нормотворческая инициатива, работа над документами, проектом правового акта, обсуждение, экспертные оценки.

3. Утверждение целевой социальной программы или их пакета Постановлением Правительства или органом управления соответствующего уровня. Этот этап должен быть соблюден непременно, поскольку именно орган управления занимается в дальнейшем формированием бюджета, который, как правило, является финансовой основой для таких программ.

4. Учет расходов на проведение мероприятий по реализации утвержденных программ в бюджете соответствующего уровня. Поиск и использование внебюджетных средств.

5. Принятие бюджета органом государственной власти Федерации, субъекта Федерации, региона или органом местного управления. В рамках принятого бюджета предусматривается выделение средств для решения соответствующих целевых программ.

6. Выполнение программ Правительством или иным органом управления в соответствии с уровнем этих программ. Проведение конкурсов или тендеров по размещению социальных заказов. Государственный контроль за их выполнением.

Таков механизм формирования пакетов целевых государственных социальных программ, их последующего включения в бюджет соответствующего уровня и финансирования.

В заключении необходимо обобщить поставленные задачи работе: программа – это последовательность действий для решения поставлен ной задачи или последовательность событий, приводящая к определенному результату; план предстоящей деятельности, работ, мероприятий, конкретизацией целей, задач и обеспечением их условиями реализации.

Программе присуща целевая направленность, и она представляет собой сложный процесс обоснования, конкретизации цели, задач методом «дерева целей», суть которого сводится к определению генеральной цели (ствол дерева), определению, обоснованию последующих уровней целей ветвей) и конкретизации частных задач – подцелей.

Заключение

Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности население.

В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.

Учитывая это, можно сделать вывод – любое изменение в экономической политике ориентировано, прежде всего, на улучшение благосостояния всего общества, а не конкретного человека. Несмотря на многие известные факты, утверждающие обратное.

экономика банк целевой программа

Список литературы

1. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2008. – № 11-12

2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие в 2-х ч. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2007г.

3. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2.

4. Афанасьева Л. П., Богатырев В. И., Журкина Н. Г. и др. Под ред. Тагирбекова К.Р. М.: Инфра-М, Весь Мир, 2009г.

5. Бакулина, Т. С. Организация деятельности центрального банка : учебное пособие /Т. С. Бакулина ; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск : УлГТУ, 2009.

6. Безруков В. Правительственная программа “Реформа и развитие экономики в 2006-2010” // Экономист, 2010, № 6

7. Боголюбов С.А. Экономическое право. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2008.

8. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2010.

9. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов. – М.: Гардарики, 2009.

10. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2007. №11.

11. Кушмян В. Государственное регулирование экономики // Экономист, 2009, № 2.

12. Ломакин В.К.. Мировая экономика, 2010г.

13. Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие / Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010г.

14. Райзберг Б.А., Стародукбцева Е.Б. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2008.

15. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2007.№1

16. Соколова О.В. – Финансы, деньги, кредит: Учебник, М.2008г.

17. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона. – М.: Финансы и статистика, 2009.

18. Талапина Э. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. – 2009. – № 11

19. Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики.

Москва, 2009.

20. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008г.

21. Вестник Банка России от 5 января 2009г.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.

Ещё статьи