Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом - дипломная работа готовая

ООО "Диплом777"

8:00–20:00 Ежедневно

Никольская, д. 10, оф. 118

Дипломная работа на тему Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Сестринский уход, как основа практического здравоохранения

1.2 Характеристика сахарного диабета

1.3 Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом

Глава 2. Практическая часть

2.1 Организация работы стационара

2.2 Организация сестринского ухода за детьми, страдающими сахарным диабетом в соматическом отделении МБУЗ ДГБ

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В структуре эндокринных заболеваний СД занимает до 70% и входит в природу болезней, являющихся наиболее частой причиной инвалидизации. На сегодняшний день СД на третьем месте после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Для многих развитых стран мира, в том числе и России, недуг вышел за рамки медико-социальных проблем. Несмотря на значительные успехи в медицине, рост заболевания СД ежегодно составляет около 3%, значительно увеличиваясь среди детей и подростков. Учитывая что этиология данного заболевания до конца не раскрыта, а сам недуг пока неизлечим, организация сестринского ухода требует от медицинского персонала не только высокого уровня профессиональной подготовки, психоэмоциональной устойчивости, но и творческого личностно-ориентировочного подхода не только к каждому больному ребенку, но и к его родителям, которых нужно научить жить в гармонии с этим заболеванием, ориентируя их на иной образ жизни.

Цель: изучить роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом.

Задачи:

· Обобщить основные теоретические аспекты по заявленной теме

· Раскрыть роль медицинской сестры при уходе за детьми страдающими СД

· Провести исследовательскую деятельность

Объект: организация ухода за детьми страдающими сахарным диабетом

Предмет: роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом.

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Сестринский уход, как основа практического здравоохранения

Сестринский уход комплекс лечебно-диагностических, профилактических, гигиенических, санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на облегчение страданий и предупреждение осложнений. Сестринский уход – составляющее системного подхода по оказанию помощи ориентированной на нарушенные потребности пациента.

Его целью является поддержание и восстановление независимости пациента и удовлетворение его основных потребностей ребенка. Все это требует от медперсонала не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с ребенком как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с больным ребенком делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром[2,с,25].

Часто дети находятся без родителей, сестра должна быть ребенку в этот трудный период как мать и способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.

Медицинская сестра каждодневно обеспечивает:

· режим дня с адекватной физической нагрузкой

· режим лечебного питания

· осуществляет проведение заместительной инсулинотерапии;

· прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);

· транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.

Принимая ребенка, общаясь с его родителями медсестра должна качественно собрать анамнез, провести субъективные и объективные обследования.

Субъективный метод – это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является сам пациент, его объективное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента.

Объективный метод – это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека)[1,с,56].

В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

Конечным результатом является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом – документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры.

Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные.

Существующие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время.

Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть, если их не предупредить.

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить возникшим проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на здоровье больного[5,с.95].

Анализируя полученные результаты, сестра определяет сестринский диагноз. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациента на проблемы, связанные со здоровьем. Ассоциация медицинских сестер, например, в качестве основных проблем, связанных со здоровьем выделяет следующие: ограниченность самообслуживания, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, психологические и коммуникативные нарушения, проблемы, связанные с жизненными циклами. В качестве сестринских диагнозов используются такие, например, словосочетания, как «дефицит гигиенических навыков и санитарных условий», «снижение индивидуальной способности к преодолению стрессовых ситуаций», «беспокойство» и т.п [15,с.99]. Медсестра составляет план ухода, который должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера. Определяя цели, необходимо учитывать действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего и кого). Например, «цель – пациент к 5 мая с помощью медсестры должен определить уровень сахара в крови ». Действие -определить уровень сахара в крови критерий 5 мая, условие – помощь медсестры[13, с, 72].

Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни. На основании составленного плана, медсестра осуществляет уход, включая меры, которые необходимы для обследования, лечения, реабилитации и профилактики осложнений пациентов, страдающих сахарным диабетом.

На сегодняшний день хорошо разработаны категории сестринского вмешательства, при которых выбор категории определяется нуждами пациента.

Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента, рекомендации по питанию детей, страдающих сахарным диабетом.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика[17, с 23].

1.2 Характеристика сахарного диабета

Сахарный диабет – заболевание, которое характеризуется нарушением углеводного, белкового, жирового обмена из-за абсолютного или относительного недостатка инсулина.[9,стр 21].

Инсулин это гормон (биологически активное вещество)поджелудочной железы, который контролирует концентрацию глюкозы (сахара) в крови.

В организме человека пища расщепляется в кишечнике до различных веществ, включая глюкозу, необходимых организму для работы. Из кишечника глюкоза всасывается в кровь и разносится по всему организму. Высокий уровень сахара в крови после еды стимулирует выделение инсулина поджелудочной железой. Инсулин способствует попаданию глюкозы из крови в клетки нашего организма, а, значит, снижает концентрацию глюкозы в крови. Без инсулина некоторые клетки нашего организма совершенно не способны усваивать глюкозу из крови. В клетках организма человека глюкоза запасается или сразу переходит в энергию, которая используется для нужд организма. Уровень глюкозы в крови варьирует в течение дня и в зависимости от приема пищи. После приема пищи уровень глюкозы повышается и постепенно нормализуется в течение 2 часов после еды под действием инсулина. Как правило, при нормализации значения глюкозы секреция (выделение) инсулина поджелудочной железой уменьшается.[10,с, 3].

Если организм не производит достаточное количество инсулина, клетки организма теряют способность усваивать глюкозу, которая накапливается в крови. Увеличение концентрации сахара в крови ведет к появлению симптомов диабета и его осложнениям. Чаще всего инвалидность при сахарном диабете происходит из-за наличия каких-либо функциональных ограничений или серьезных осложнений, которые мешают полному функционированию органов. Сахарный диабет занимает первое место среди всех эндокринных заболеваний у детей. Сахарный диабет у детей протекает относительно остро и без соответствующего лечения, как правило, приобретает тяжелое, прогрессирующее течение. Такое развитие диабета у детей обусловлено интенсивным ростом организма ребенка и соответственно усиленным обменом веществ[20,с, 45].

Этиология заболевания до конца не ясна, но существует предположение, что риск заболевания возрастает если:

Масса ребенка при рождении превышала 4,5 кг

Болеет мама ребенка сахарным диабетом

Оба родителя ребенка больны сахарным диабетом

Ребенок болеет часто вирусными заболеваниями

Имеются другие нарушения обмена веществ (гипотериоз, ожирение)

Снижение иммунитета

Среди вирусных инфекций, разрушающих, клетки поджелудочной железы можно выделить: краснуху, вирусный паротит (свинка), ветряную оспу, вирусный гепатит. Вирусные инфекции обладают высоким сродством к клеткам поджелудочной железы и часто осложняются диабетом. Необходимо подчеркнуть, что вирусная инфекция проявляет свое действие у лиц с наследственной предрасположенностью к сахарному диабету. Особенно часто вирусная инфекция вызывает диабет у детей и подростков[6,с, 64].

Как правило, сахарный диабет в несколько раз чаще встречается у родственников больных сахарным диабетом. Если сахарным диабетом больны оба родителя, риск заболеть диабетом для их детей в течение всей жизни равен 100%, если болен один из родителей – 50%. Относительно развития сахарного диабета 1 типа следует упомянуть об одном важном факте, а именно: даже при наличии наследственной предрасположенности, сахарный диабет может и не развиться.

Вероятность того, что родитель с сахарным диабетом 1-го типа передаст ребенку дефектный ген очень мала (4%). Известны случаи, когда из двоих близнецов заболевал сахарным диабетом только один, а другой оставался здоровым. Даже при наличии факторов, предрасполагающих к развитию сахарного диабета 1 типа, заболевание может никогда не возникнуть, если человек не переболеет определенной вирусной инфекцией.

Такие аутоиммунные болезни (нападение иммунной системы организма на собственные ткани организма) как гломерулонефрит, аутоиммунный тиреоидит, гепатит, волчанка также могут осложняться сахарным диабетом. В данном случае диабет развивается из-за разрушения клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин, клетками иммунной систем. Переедание (повышенный аппетит), ведущее к ожирению является одним из основных факторов развития диабета 2 типа., который так же встречается у детей. Если среди лиц с нормальной массой тела частота возникновения сахарного диабета составляет 7,8%, то при избытке массы тела на 20% частота диабета составляет 25%, а при избытке массы тела на 50% частота равна 60%.

Уменьшив массу тела на 10% с помощью диеты и физических упражнений, возможно, значительно снизить риск развития диабета.[6, с. 97].

Если среди взрослого населения преобладает сахарный диабет 2-го типа, то среди детей преобладает сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый).

Сахарный диабет 1-го типа характеризуется очень низким уровнем инсулина в крови, вследствие чего, ребенок больной сахарным диабетом зависит от лечения инсулином. Общий механизм развития сахарного диабета у детей тот же, что и у взрослых. Но все же имеются определенные особенности. Поджелудочная железа ребенка (орган, вырабатывающий гормон инсулин) очень маленькая. К 10 годам масса поджелудочной железы ребенка удваивается, достигая размеров 12 см и веса чуть более 50 г. Выработка поджелудочной железой инсулина – это одна из ее важнейших функций, которая окончательно формируется к пятому году жизни ребенка. Именно с этого возраста и примерно до 11 лет дети особенно подвержены заболеванию сахарным диабетом. Как уже было, сказано выше, все обменные процессы в организме ребенка протекают намного быстрее, чем у взрослого человека. Углеводный обмен (усвоение сахаров) не является исключением. Соответственно, ребенку в сутки необходимо потреблять 10 г углеводов на 1 кг веса. Поэтому все дети очень любят сладкое — это естественная потребность их организма. На обмен углеводов влияет еще и нервная система ребенка, которая еще не совсем сформирована, поэтому может давать сбои и тоже влиять на уровень сахара в крови. Заметим, что вопреки распространенному убеждению, даже потребление значительных количеств сладкого, в детском возрасте, не приводит к развитию диабета. Как правило, риск развития сахарного диабета выше у недоношенных, слаборазвитых детей, или у подростков в период полового созревания. Также риск развития диабета выше у детей подверженным значительным физическим нагрузкам (например у воспитанников спортивных школ).[13, с. 10].

Течение сахарного диабета у детей зависит и от возраста ребенка, в котором началось заболевание. Чем младше ребенок, заболевший диабетом, тем тяжелее оно протекает и тем больше угроза различных развития осложнений. Как правило, однажды возникнув, диабет у ребенка уже никогда не проходит. Ребенок больной диабетом будет нуждаться в поддерживающем лечении в течение всей его жизни.[11,с, 52].

Существует ряд симптомов, по которым можно выявить заболевания поджелудочной железы:

жажда

снижение веса

чрезмерное выделение мочи (более 2-3 л в сутки)

тяжелое течение инфекций

повышенная утомляемость, неспособность концентрировать внимание.

Родители не всегда замечают данные симптомы, что представляет определенную сложность для выявления сахарного диабета у детей. Несмотря на сложность выявления симптомов диабета у ребенка существуют характерные признаки сахарного диабета у детей, облегчающие определение болезни. Так, например, важным симптомом диабета является ночное недержание мочи (энурез). При сахарном диабете у детей выделяется в 2-4 раза больше мочи, чем у здоровых детей. Также, у детей больных сахарным диабетом часто возникают поражения кожи (фурункулез), зуд кожи и т.п.

У грудных детей сахарный диабет сопровождается расстройством пищеварения (диарея, запор, рвота), беспокойством. Ребенок больной диабетом много и жадно сосет грудь или пьет воду. От сладкой мочи белье и пеленки становятся жесткими, хрустящими. Данные симптомы часто наблюдаются при среднем или тяжелом течении сахарного диабета. При легкой форме сахарного диабета у больных детей может не быть почти никаких жалоб или признаков болезни, и диагноз ставят на основании определения уровня сахара в крови и в моче. Диагностика сахарного диабета у детей ничем не отличается от диагностики данного заболевания у взрослых.

Лечение сахарного диабета у ребенка включает: физические упражнения, диету, лечение лекарствами.

Физические упражнения повышают чувствительность тканей организма к инсулину и снижают уровень сахара в крови. В связи с этим дозированные физические нагрузки составляют важную часть лечения детей сахарным диабетом. Следует подчеркнуть, что при диабете полезны только дозированные физические нагрузки, тогда как бесконтрольная физическая нагрузка у больных сахарным диабетом способствует развитию гипогликемических состояний.[13,с, 74].

Правильная организация физических нагрузок у детей больных диабетом обязательным образом включает употребление дополнительных углеводов до, во время и после физических занятий в соответствии со следующими рекомендациями, а также периодический контроль концентрации глюкозы в крови. Важно измерять глюкозу крови до, во время и после занятий спортом для того, чтобы правильно определить дозу инсулина с короткой или средней продолжительностью действия. Осложнения сахарного диабета происходят из за несвоевременной диагностики или неправильного лечения и могут развиваться в короткие сроки, либо с годами (Прил.2)[19, с. 65].

1.3 Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом

Медсестре, ухаживающей за детьми, страдающими СД, важно знать о возможностях развития гипогликемических состояний. Необходимо учитывать, что уровень сахара в крови ребенка повышается и его необходимо контролировать с помощью подобранных доз инсулина. Если инсулина оказалось больше, чем требуется для питания клеток глюкозой, или ребенок в этот день испытал стресс или физическое перенапряжение, то уровень сахара в крови падает. Резкое снижение сахара в крови вызывает не только передозировка инсулина, но и недостаточное содержание углеводов в пище ребенка, несоблюдение режима питания, задержка с приемом пищи и, наконец, лабильное течение сахарного диабета. В результате у ребенка наступает состояние гипогликемии, которое проявляется вялостью и слабостью, головной болью и ощущением сильного голода. Это состояние может быть началом гипогликемической комы, которая купируется поступлением в организм углеводов.[14, с.34].

Медсетра должна четко знать признаки гипо и гипергликемических ком, чтобы предотвратить их развития на ранних этапах клинических проявлений

Питание больного ребенка занимает важное место в лечении сахарного диабета. Питание ребенка должно отвечать всем требованиям, которые в настоящее время предъявляются к питанию здорового ребенка: диета должна быть максимально сбалансированной по всем важнейшим ингредиентам (белкам, жирам, углеводам и витамины). Соблюдение этого условия, позволяет детям с диабетом нормально расти и развиваться. В то же время специальная диета исключает углеводную нагрузку и тем самым облегчает течение и лечение диабета. (Прил.1)

При сахарном диабете ограничиваются употреблением таких продуктов и блюд, как хлебобулочные изделия из пшеничной муки, картофель, каши (манная, рисовая). Каши дают ребенку не более одного раза в день, используя для их приготовления крупу грубого помола (гречневая, овсяная, кукурузная). Рис, манную крупу и макаронные изделия необходимо использовать в ограниченном количестве. Употребление хлеба не должно превышать 100 г в день. Овощи (все кроме картофеля) можно предлагать ребенку без ограничений. Более того, блюда из различных овощей должны составлять значительную часть суточного рациона детей.

Также широко включают в диету при диабете фрукты и ягоды – несладкие сорта яблок, черную смородину, вишни и т.д. Изредка можно давать ребенку цитрусовые (апельсины, мандарины), клубнику, землянику, малину. Фрукты ребенок может употреблять сырыми и в виде компотов, приготовленных на заменителях сахара.

Из меню исключаются жирные, острые и соленые соусы, сладкие подливы. Если у ребенка нет сопутствующих диабету заболеваний печени, почек допускается добавлять в пищу в качестве приправы небольшое количество лука.

Кормить больного сахарным диабетом ребенка необходимо 6 раз в сутки и чаще. Наибольшее удовлетворение для ребенка, как правило, приносит привычная ему пища. Ввиду этого, при составлении диеты должны быть учтены особенности стереотипа питания семьи: часы и объем каждого приема пищи, пищевые привычки ребенка.

Состав пищи ребенка должен быть согласован с врачом, наблюдающим ребенка[12,с. 45].

В течении дня медсестра осуществляет:

-контроль над соблюдением режима и диеты;

-Подготовку к проведению лечебно-диагностических процедур;

-динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение:

-самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых,

-диурез, температура тела;

-наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь.проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; беседа с родителями о том как лучше рассказать ребенку о заболевании (Прил.2)

-оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;

– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате

Медсестра должна обучить ребенка и родителей образу жизни при СД: – организация питания в домашних условиях: ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи; самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании; проведение инсулинотерапии в домашних условиях: ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики; правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы; экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля. – рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

Медсестра должна приложить все усилия, чтобы при выписке из стационара ребенок и его родители знали все о заболевании и его лечении, овладели навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания своего ребенка[18,с. 30].

Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом очень важна, от уровня организации зависит дальнейшее самочувствие ребенка. При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители будут знать все о заболевании и его лечении, овладеют навыками проведения инсулинотерапии и методами самоконтроля в домашних условиях, самостоятельно организовывать режим дня и питания своего ребенка.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Организация работы стационара

На базе МБУЗ «Детская городская больница» города-курорта Анапа детского соматического отделения была проведена исследовательская деятельность по уходу за детьми.

Детское соматическое отделение расположено по адресу г-к.Анапа ул.Родниковая 6 ; контактный телефон отделения 8(86133) 4-04-80.

Отделение в настоящее время функционирует на 60 коек. Оснащено оборудованием и штатным медицинским персоналом соответственно профилю.

В основном в детское соматическое отделение поступают дети с уже установленным диагнозом сахарный диабет Дети с осложненным сахарным диабетом или дети, нуждающиеся в точной поставке и утверждении диагноза направляются в специализированное отделение. Детской краевой клинической больницы, которая находится по адресу г. Краснодар ул. Площадь Победы, 1; контакты 8(861) 268-52-5.

Отделение, организовано в 1982 году, в настоящее время функционирует на 31койку. Оснащено оборудованием и штатным медицинским персоналом соответственно профилю. Это единственное отделение в крае, которое оказывает помощь детям с эндокринной патологией.

Основные типы заболеваний, лечение которых проводит отделение:

· сахарный диабет,

· заболевания щитовидной железы,

· заболевания надпочечников,

· заболевания гипофиза,

· заболевания половых желез

· нарушения роста.

Для пациентов, болеющих сахарным диабетом, и их родителей в отделении регулярно проводятся занятия в школе диабета по программе «Диабет – образ жизни».

Высококвалифицированные врачи владеют современными методами диагностики и лечения эндокринной патологии. Врачи отделения принимали активное участие в эпидемиологических исследованиях ЭНЦ РАМН по установлению степени тяжести йоддефицита на Кубани. По результатам работы ими разработаны методические рекомендации и профилактические мероприятия по его устранению.

Отделение для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой оно организовано.

2.2 Организация сестринского ухода за детьми, страдающими сахарным диабетом в соматическом отделении МБУЗ ДГБ

На базе МБУЗ «Детская городская больница» города-курорта Анапа детского соматического отделения было проведено наблюдение за работой медицинских сестер при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом

В период от 1.01.2015 по 1.06.2015 в детское соматическое отделение поступило 720 детей с различными диагнозами из них 2 детей с диагнозом сахарный диабет.

Наблюдение 1.

Пациент В.И., 14 лет, находился на лечении в детском соматическом отделении с диагнозом: сахарный диабет 1-го типа, средней степени тяжести, декомпенсация. При сестринском обследовании установлены жалобы на постоянную жажду, сухость во рту; обильное мочеиспускание; слабость, зуд кожных покровов, боли в руках, снижение мышечной силы, онемение и зябкость в ногах. Болеет сахарным диабетом около 8 лет. Объективно: общее состояние тяжелое. Температура тела 36.3оС, рост 160 см, вес 55 кг. Кожа и слизистые чистые, бледные, сухие. Румянец на щеках. Мышцы на руках атрофированы, мышечная сила снижена. ЧДД 18 в минуту. Пульс 96 в минуту. АД 150/100 мм рт. ст. Сахар крови: 11ммоль/л. Анализ мочи: уд.вес 1026, сахар – 0,8%, суточное количество – 4800 мл.

Нарушенные потребности: быть здоровым, выделять, работать, есть, пить, общаться, избегать опасности.

Проблемы пациента:

Настоящие: сухость во рту, постоянная жажда, обильное мочеиспускание; слабость; зуд кожных покровов, боли в руках, снижение мышечной силы в руках, онемение и зябкость в ногах.

Потенциальные: риск развития гипергликемической комы.

Приоритетная: жажда.

Цель: уменьшить жажду.

План ухода: Обеспечить строгое соблюдение диеты № 9, исключить острую, сладкую и соленую пищу. Для нормализации обменных процессов в организме, снижения уровня сахара в крови. Осуществлять уход за кожей, полостью рта, промежностью Профилактика инфекционных осложнений. Обеспечить выполнение программы ЛФК для нормализации обменных процессов и выполнения защитных сил организма. Обеспечить доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 мин 3 раза в день. Для обогащения воздуха кислородом, улучшения окислительных процессов в организме Обеспечить наблюдение за пациентом (общее состояние, ЧДД, АД, пульс, масса тела). Для контроля состояния. Своевременно и правильно выполнять назначения врача. Для эффективного лечения обеспечить психологическую поддержку пациенту – психоэмоциональная разгрузку.

Оценка: отсутствие жажды.

Наблюдение 2.

Пациентка Е.К., 16 лет, была доставлена в неотложном состоянии в реанимационное отделение с диагнозом предкоматозное состояние гипергликемической комы. Медицинская сестра оказывает пациентке неотложную доврачебную медицинскую помощь и способствует экстренной госпитализации в отделение.

Нарушенные потребности: быть здоровым, есть, спать, выделять, работать, общаться, избегать опасности.

Проблемы пациента: Настоящие: усиленная жажда, отсутствие аппетит, слабость, снижение трудоспособности, похудание, кожный зуд, запах ацетона изо рта.

Потенциальные: гипергликемическая кома

Приоритетная: прекоматозное состояние

Цель: вывести больную из прекоматозного состояния

План ухода: Немедленно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи. По назначению врача: ввести внутривенно 50 ЕД простого быстродействующего инсулина и изотонического раствора 0,9% натрия хлорида. Для улучшения уровня сахара в крови; Для восполнения водного баланса. Следить за жизненными функциями организма. Для контроля состояния госпитализировать в специализированное отделение. Для оказания специализированной медицинской помощи.

Оценка: больная вышла из прекоматозного состояния.

Рассматривая два случая, нужно понять, что в них присутствуют, кроме основных конкретных проблем пациента, психологическая сторона заболевания. В первом случае у пациента приоритетной проблемой стала жажда. Обучив пациента соблюдением диеты, медсестре удалось выполнить поставленную цель. Во втором случае пациентка в прекоматозном состоянии гипергликемической комы. Достижение поставленной цели получилось благодаря своевременному оказанию неотложной помощи.

Заключение

Труд медицинского работника имеет свои особенности. Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия людей.

Этика – важная составляющая часть медицинского работника. Эффект лечения пациентов во многом зависит от отношения медицинских сестер к самим пациентам.

При выписке из стационара благодаря усилиям медицинского персонала подросток и его родители получили дополнительную информацию о течении болезни, возможных осложнениях, методах их профилактики. Освоили иные методы психоэмоциональной разгрузки, усовершенствовали методы самоконтроля в домашних условиях, откорректировали режим отдыха и питания получили новый заряд положительных эмоций

Выполняя процедуру, медицинские сестры должны помнить заповедь Гиппократа «Не навреди» и делать все, чтобы ее выполнить. В условиях технического прогресса в медицине и все большего оснащения больниц и поликлиник новыми изделиями медицинской техники.

Роль инвазивных методов диагностики и лечения будет возрастать. Это обязывает медицинских сестер скрупулезно изучать имеющиеся и вновь поступающие технические средства, осваивать инновационные методики их применения, а так же соблюдать деонтологические принципы работы с пациентами на разных этапах лечебно-диагностического процесса.

Список литературы

1. Алгоритмы диагностики и лечения болезней эндокринной системы. – Под ред. И.И.Дедова. – Москва, 1995. – 256 с.

2. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / Под ред. И.И. Дедова, М.В. Шестаковой. – М., 2006. – 99 с.

3. Балаболкин М.И. Диабетология. – М: Медицина, 2000. – 672.

4. Балаболкин М.И. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний. М.: Универсум паблишинг. – 2008. – 752с.

5. Балаболкин М.И. Сахарный диабет. – М.: Медицина, 1994.

6. Балаболкин М.И., Клебанова Е.М., Креминская В.М. Диагностика и классификация сахарного диабета // Сахарный диабет 2003. – №1.

7. Баранов В.Г. Руководство по клинической эндокринологии. – М., 1977.

8. Бринк С. Эндокринология (пер. с англ). – М., 1999. – С. 777-802.

9. Внутренние болезни / Под ред. Т. Харрисона и др. – М., 1997. – Т.9 – С.185.

10. Дедов И.И. Сахарный диабет I типа. / Дедов И.И., Майоров А.Ю., Суркова Е.В. – М.: ГУ эндокринологический научный центр РАМН, 2005. – 122с.

11. Дедов И.И., Шестакова М.В., Миленькая Т.М. Сахарный диабет: ретинопатия, нефропатия. – М: Медицина, 2001. – 176 с.

12. Древаль А. В. Сахарный диабет и другие эндокринопатии поджелудочной железы (лекции). МОНИКИ. – М., 2001.

13. Ефимов А.С. Эндокринология. – Л, 1983.

14. Курская И.Е. Опыт внедрения сестринского процесса в отделении эндокринологии // В помощь практикующей медицинской сестре. – 2009. – N 2. – С.17-26.

15. МакДермотт Т. Секреты эндокринологии. – М., Издательство “БИНОМ”, 1998.

16. Мошетова Л.К., Касаткина Э.П., Сабурова Г.Ш., Очирова Э.А., Бородай А.В., Пластинина А.М. Этиологическая многофакторность диабетической ангиопатии // Офтальмохирургия. — 2000. — № 4. — С. 72-75.

17. Носков С.М. Сахарный диабет. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 547с.

18. Основы сестринского дела / Под ред. А.И.Шпиран. – М., 2003.

19. Сахарный диабет. Доклад Исследовательской группы ВОЗ. – Женева,1987. – С. 76-77.

20. Чуваков Г.И. Методология сестринского процесса обучения, лечения детей и подростков, больных сахарным диабетом // Вестник Новгородского государственного университета. – 2000. – №14.

сахарный диабет сестринский

Приложение 1

Приложение 2

Возможные осложнения СД

Гипогликемическая кома

Резкое понижение сахара в крови

Передозировка инсулина, несоблюдение режима питания, лабильное течение СД

Кетоацидоз

Уровень сахара в крови бесконтрольно и быстро меняется

Гиперосмолярная кома

Обезвоживание организма, очень высокий уровень сахара в крови, повышение содержания гемоглобина и гематокрита

Пропущенные или не вовремя сделанные инъекции инсулина

Кетоацидотическая кома

Повышение уровня сахара и кетоновых тел в крови. В моче наличие ацетона и сахара

Плохо поддающийся лечению СД, стрессовые ситуации, тяжелые физические нагрузки, грубые нарушения диеты, острые инфекционные заболевания

Приложение 3

Сказка

Как объяснить ребенку, что у него сахарный диабет ? В раннем возрасте дети еще многого не понимают, их очень сложно заставить внезапно сесть на диету или начать жизненно необходимые инъекции инсулина Лучше всего передать информацию о болезни, через сказку, именно сказка поможет на понятном малышу языке передать смысл проблемы.

Детский эндокринолог Лариса Румелиди написала сказку о сахарном диабете . В сказке автор доступно объясняет, почему так важно для ребенка, заболевшего диабетом, питаться строго по расписанию, придерживаться режима, не есть конфеты и другие сладости, когда вздумается, а лишь когда разрешит мама.

Глюкоза и инсулин в сказочной стране гармонии

В некотором царстве, в некотором государстве Гармония жила-была чудесная принцесса Глюкоза. — Всеобщая любимица и неутомимая труженица.

Больше всех обожали Глюкозу самые маленькие жители сказочной страны – Дети.

Для них Принцесса принаряжалась в неповторимые наряды всевозможных конфеток и сладостей, развлекала и веселила своих маленьких Друзей. А малыши всегда с нетерпением ждали Глюкозу в гости, встречали её радостным смехом, хлопали в ладошки и прыгали от удовольствия.

Мудрецы-Правители получали от общения с юной искромётной Принцессой заряд бодрости, энергии и, благодаря этому, руководили Страной мудро и справедливо.

Правители любили свою неугомонную Принцессу и трепетно оберегали её.

Как только Принцесса приходила к ним в гости, Правители немедленно посылали гонцов на острова Лангерганса за Принцем Инсулином, чтобы он всюду сопровождал драгоценную Принцессу Глюкозу в её бесконечных путешествиях по Стране.

Днём и ночью Принцесса летала стрелой на своём скоростном экспрессе из родительского дворца – «Углеводы» по большим и маленьким красным рекам Гармонии, торопясь прийти к каждому её Жителю в нужный момент.

Экспресс не мог позволить себе задерживаться и останавливаться в пути, так как без регулярных визитов Глюкозы могли погибнуть её любимые Подданные.

Принцесса никогда не сбивалась с пути в необъятных просторах Красных рек и никогда не попадала в Жёлтые Реки.А благодаря постоянным путешествиям по Стране Глюкоза всегда была в великолепной форме. Её идеальный вес никогда не падал ниже 3,3 и не превышал 6,6 мМоль/л даже без соблюдения диеты. Потому у прекрасной Принцессы не было отбоя от воздыхателей.

Особенной любовью к Глюкозе отличались молодые Лорды Эритроциты – неутомимые труженики Главного Управления Кондиционирования. Они доставляли из поднебесных гор в каждый дом целебный эликсир жизни – Кислород.

Красота Принцессы так завораживала впечатлительных Лордов, что 6% из них оставляли свою благородную работу и посвящали Глюкозе всю свою жизнь без остатка – «гликолизировались» (HbAc).

Глюкоза и инсулин

Но сердце Принцессы уже давно принадлежало другому — сказочному Принцу Инсулину. Молодой Принц обширного Панкреатического графства страны Гармонии полюбил румяную Глюкозу с первого взгляда. И Принцесса ответила ему взаимностью.

Вот уже целый год Принц Инсулин был претендентом на руку Принцессы Глюкозы. Инсулин и Глюкоза были безмерно счастливы, и вся страна радовалась этому. Принц повсюду сопровождал свою Принцессу, предугадывал всякое её желание, открывал перед нею двери роскошных дворцов и скромных домиков.

И везде им были очень рады. Во всех домах с их приходом загорались огонь в очаге и улыбки на лицах хозяев.

Во всех семьях Принц и Принцесса оставляли частицу своего счастья, своей любви и своего душевного тепла. И от всего этого всё вокруг становилось лучше, красивее и гармоничнее.

Повсюду звучала чудесная небесная музыка, серебряными колокольчиками разносился детский смех, расцветали волшебные благоухающие цветы под тёплым и нежным Солнцем Любви. Вот почему именно эту Страну называли Гармония.

Каждый её сказочный Житель – и самый Маленький Ребёнок, и Мудрый Старец – были жизненно необходимы всей Стране, у каждого была своя очень важная, неповторимая и незаменимая Работа. Потому все были нужны каждому, и каждый был необходим всем.И так с каждым днём Гармония становилась всё лучше и лучше, всё прекрасней и сказочней. — Самой замечательной Страной!

Иммунитет

Но вдруг всеобщее счастье пошатнулось в один день. На Сказочную Страну Гармонию напала Армия обезумевшего Иммунитета. Прежний внутренний страж порядка Иммунитет по непонятным причинам взбунтовался, подкрался тайно и напал на свою же Страну.

Прекрасную, но беззащитную, неумеющую сражаться Гармонию, угрожал уничтожить её внутренний враг.

Спасая Страну и свою любимую Принцессу Глюкозу, весь удар подлого врага принял на себя отважный Инсулин. В жестокой и длительной схватке мятежники Иммунитета были повержены, но, к несчастью, погибли и Принц, и его прекрасные Лангергансовы острова.Вся Гармония погрузилась в глубокий траур.

Роль инсулина в организме

Безутешная Глюкоза, потеряв навек жениха, бесцельно скиталась по необъятным Красным рекам, не находя себе пристанища. Без любимого Принца она не могла открыть ни одной двери в королевстве, чтобы поддержать в беде своих подданных и разделить с друзьями своё горе.

Принцессе уже не нужно было никуда торопиться. С каждым часом, без обычной работы, глюкоза стала набирать излишний вес: 10, потом 15, затем 20 и выше мМоль/л.

А преданные своей горюющей Принцессе Лорды Эритроциты так же стремительно гликолизировались (-HbAc), их число становилось всё большее и большее (> 7%).

Парализованные любовью к Глюкозе Эритроциты больше не могли выполнять свою благородную работу, лишая Жителей Страны живительного Кислорода. И жители Гармонии чахли в своих домах без энергии Глюкозы и без целебного эликсира Кислорода.

Они днём и ночью оплакивали погибшего Принца и несчастную Принцессу. Их слёзы выливались потоками на пустынные улицы и переполняли Красные реки. А те начали выходить из своих привычных берегов и переливаться в Жёлтые реки, унося с собой в небытиё горемычную Принцессу Глюкозу.

Грустные и слабеющие без Принцессы Мудрецы-Правители попытались призвать резервные стратегические войска Белков и Жиров в строй. Для чего Жители Страны стали разбирать собственные домики, построенные из Белков и утеплённые Жирами.

Все так хотели спасти, поддержать гибнущую Гармонию. Но и это не помогло. Без вождя Инсулина, энергии Глюкозы и эликсира Кислорода войска Белков и Жиров таяли на глазах, разбредались на мелкие отряды, частями уносились в Жёлтые реки.

А в распадающихся рядах Жиров начал появляться провокатор – Ацетон, отравляя воздух, загрязняя Красные и Жёлтые реки, гипнотизируя и одурманивая Мозг Страны.

Прежняя Гармония грозила превратиться в страну Хаоса и Дисгармонии. Поэтому Мудрецы из последних сил в страхе и отчаянии призвали на помощь Фею Медицину.

Медицина

Медицина была наидревнейшей среди Фей. Феей Медицину уже давно никто и не называл.

Многие века тому она выбросила малоэффективную Волшебную Палочку и предпочитала работать своими собственными руками. Но ещё больше того Медицина любила учить Людей работать над собой, трудиться для своего собственного Здоровья.

А люди хотели от Медицины только Чуда. Мечтали увидеть в её натруженной, в мозолях от массажа, в синяках от гимнастики (и в её-то годы!), в порезанной на операциях руке заветную Волшебную Палочку.

Взмахнуть бы ею – и нет никаких проблем! Но Медицина не доверяла Волшебной Палочке, она верила в Науку и в силу Человеческого Духа. Потому Люди и не очень-то любили Медицину как Фею.

«Разве это Фея? — говорили одни. – Бегает по вызовам, уколы, примочки, пиявки, клизмы и никакой романтики».

«И что за наряд? – возмущались другие. – Феям не подобает носить халат, даже если он и белый».

Третьи утверждали: «Приличные Феи разъезжают в роскошных каретах, а Медицина ходит пешком, бегает трусцой, в лучшем случае — в любое время суток едет к больным за тридевять земель по разбитым дорогам на дряхлой колымаге-карете «скорой помощи».

Четвёртые знали: «Настоящие Феи блистают великолепными бриллиантами на балах, а у Медицины из украшений — только Красный Крест».

Пятые говорили о том, что когда все Феи пируют в роскошных Дворцах-Замках, Медицина – проверяет на себе очередную диету в командировке или на научной конференции.

Шестым было известно: «Большинство благородных Фей весь день отдыхают на облаках или на золотом песке Кипра и Мальтийских островов, а Медицина или йогой себя изводит, или в библиотеке корпеет».

Да только Фея Медицина не обижалась на людей за непонимание. Она так долго жила на свете, что научилась быть снисходительной. Она любила Людей и многое им прощала.

Ведь именно Медицина была Самой Настоящей Мудрой Феей, а не факиром из цирка. Медицина привыкла работать днём и ночью и всегда являлась по первому зову.

Вот и в страну Гармонию Медицина прибыла, как обычно, — без Волшебной Палочки, но с увесистым медицинским саквояжем и новыми медицинскими журналами.

Мудрая Фея досконально изучила ситуацию в ранее сказочной Стране и предложила свой план по восстановлению Гармонии.

«Заморский»инсулин

Мгновенно ею был вызван чужеземец — Ин-Су-Лин и представлен на суд Народа, Мудрецов и Принцессы Глюкозы.

Заморский Принц Ин-Су-Лин выглядел неприступным рафинированным аристократом, одним словом – «белая кость, голубая кровь, не нам чета» и имел массу требований.

О чём незамедлительно и заявил: «Учитывая, что я подданный другой страны, буду прибывать к вам 3-4 раза в день строго по расписанию, прорываясь через ваши многочисленные таможни-непропускники. Прошу обеспечить меня быстрым сверхсовременным транспортом!»

Фея Медицина в мгновение ока достала мини-ракету по форме отдалённо напоминающую ученическую ручку, у которой вместо стержня сверкала тончайшая аэродинамическая игла.Весьма польщён, — ответил на презент Ин-Су-Лин-иностранец и продолжил, — я веду здоровый образ жизни, ем строго по графику, систематически соблюдаю рациональную Диету.

И попросил бы, чтобы Глюкоза всегда являлась точно к назначенному времени: к завтраку, II завтраку, обеду, ужину, II ужину в строго определённом весе, выраженном в Хлебных Единицах и с обязательным определением своих параметров до и после еды по Главному Компьютеру».

На этот раз Медицина достала из медицинского баула Таблицу замены по Хлебным Единицам и мини-барсетку с глюкометром.

-Тронут Вашей находчивостью! — Кивнул родовитой головой Ин-Су-Лин и добавил, — Хоть я и наследник самого Короля Дрожжевого Грибка и Королевы Кишечной Палочки, но привык к умеренности во всём.

Диабет — это особый образ жизни.

Необходимо, чтобы и Принцесса одевалась скромно:

костюм – картошка в мундире,

закрытый гарнитур – спаржевая фасоль,

глухой наряд – горох в стручках,

тёмное вечернее платье – чёрный хлеб с отрубями,

лаконичный костюм – гречневая каша-ядрица,

и никакого сала! хрюшиков, декольте и разрезов!»

В руках у Феи-Медицины мгновенно появились плакаты:

«Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь»,

«Красоту ничем не испортить, даже заморской модой», и

«Скромность – украшение настоящей девушки, особенно если ей нечего надеть».

А Ин-Су-Лин продолжил: «Требую, чтобы Глюкоза немедленно подальше спрятала свои яркие легкомысленные наряды конфеток и сладостей, и одевала их только ввиду крайней необходимости и с разрешения Главного Компьютера».

Фея перевернула плакат на другую сторону, где значилось:

§ «Только тот конфеты ест, у кого понижен вес (- 3, 3 мМоль/л)».

– Вот такая скорость реакции необходима в случае неадекватных показателей на Главном Компьютере!» — восхитился требовательный Принц Ин-Су-Лин.

Ответный плакат Медицины призвал:

« Самоконтроль – дело каждого».

«Да, приятно иметь дело с Феей!» — на невозмутимом лице представителя генно-инженерных кровей едва заметно дёрнулись уголки рта и, несколько раз присев, Ин-Су-Лин сказал: «И ещё – вся Страна должна заниматься спортом.

В крайнем случае, физкультурой или спортивными танцами», — смягчился рекомбинантный представитель ихнего дворянства.

Фея с прыткостью лани отскочила от стены, где красовалась надпись:

«Спортсменом можешь ты не быть, а физкультурником – обязан!»

Только теперь Принц Ин-Су-Лин заулыбался и сказал: «Извините меня за холодность и резкость. Только так мы Все Вместе сможем вернуть ту прежнюю прекрасную жизнь, которую могли потерять. Ведь я только немного похож на погибшего Принца и не во всём так же хорош, как он.

Но я буду стараться приносить вам больше пользы, чем вынужденных хлопот. Я очень хочу, чтобы мы с вами подружились. Тем более что Принцесса Глюкоза, не смотря на её бледность после моих слов, просто невероятная, замечательная, неповторимая красавица. И как бы я был рад стать твоим другом, милая Глюкоза!».

Сердце Принцессы дрогнуло и она приняла дружбу Заморского Принца Ин-Су-Лина.

Глюкоза и инсулин И в ту же минуту случилось чудо (и даже без Волшебной Палочки!) – Сквозь чужеземный лоск франта Глюкоза увидела прежнего преданного рыцаря, любимого и родного — Принца Инсулина.

А для него она было готова на всё: забыть о конфетках, соблюдать режим и диету, заниматься спортом и самоконтролем. Только бы он никогда больше не покидал Родную Страну. И с тех пор в Сказочную Страну вернулась Гармония!

Поделиться работой
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Нина Логинова
Нина Логинова
Я работаю преподавателем, читаю лекции по медицине. Закончила МГМСУ им. А.И. Евдокимова, факультет стоматологии. Мой опыт работы по специальности около 5 лет, за это время я написала 3 научные статьи, которые были опубликованы в журнале. Поскольку у меня трехдневная рабочая неделя, в остальное время я подрабатываю в компании «Диплом777». Помогаю студентам в написании контрольных и курсовых работ, а в данный момент пишу диплом по медицине.

Статьи по дипломным