Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии "Алгоритмы и исполнители" - дипломная работа готовая

ООО "Диплом777"

8:00–20:00 Ежедневно

Никольская, д. 10, оф. 118

Дипломная работа на тему Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии “Алгоритмы и исполнители”

1

Московский Городской Педагогический Университет

Кафедра информатики и прикладной математики

Дипломная работа

«Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители»»

Руководитель работы Самылкина

Надежда Николаевна

Студент 5 курса математического

факультета

Зверкова Екатерина Анатольевна

Москва, 2010 г.

Содержание

Введение

Глава I. Проверочно-оценочная деятельность учителя.

1. Проверочно-оценочная деятельность учителя Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе

Основные подходы к оценке результатов обучения

Глава II. Тестовая форма контроля результатов обучения информатике

История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний

Виды тестов. Их отличие от других средств проверки и оценки

Требования к измерителям тестовой формы

Тестовые задания и правила их построения

Ориентация содержания тесовых заданий на компоненты требований к результатам обучения

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Эффективность работы каждого учителя определяется объективным критерием – результатами обучения. Введение в практику общеобразовательного стандарта по информатике, с описанием обязательного минимума содержания образовательной области позволяет не только ориентироваться на них в учебном процессе, но и контролировать их достижения. В самом стандарте предусмотрена единая типовая процедура проверки достижений учащихся, и, как наилучшая форма контроля, определена тестовая. Использование тестов достижений в практике определяется введением в образование критериально-ориентированного подхода, который предполагает сравнение знаний учащихся с критерием, в виде требований к результатам обучения, а не сравнения знаний учащихся друг с другом. Основные преимущества: краткость, логическая структура, стандартизированность и объективность проверки – делают задания в тестовой форме наиболее пригодными для оценки достижения требований к результатам обучения. Но не смотря на все это, ситуация с тестовыми формами контроля в России не улучшилась.

Цель работы: исследование технологии построения тестовых заданий для контроля результатов обучения информатике и применение данной технологии для построения тестовых заданий по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители».

Задачи работы:

исследование научной литературы по данной теме;

анализ существующих форм тестовых заданий;

выявление основных преимуществ тестовой формы контроля;

разработка примерных тестов для контроля результатов обучения информатике по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители».

ГЛАВА 1. Проверочно-оценочная деятельность учителя

§ 1. Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе

Важным компонентом работы учителя является его проверочно- оценочная деятельность.

В настоящее время выделяют четыре основные функции проверки и оценки знаний и умений учащихся:

Информационная;

Диагностическая;

Обучающая;

Воспитательная.

Информационная функция позволяет учителю вести систематический контроль за знаниями учащихся по каждой конкретной теме или разделу предметного курса.

Диагностическая (контрольно-корректирующая) функция необходима для учителя в плане своевременного внесения коррективы в методику обучения и перераспределения времени между темами курса, с целью устранения пробелов в знаниях школьников.

Обучающая функция важна для закрепления знаний учащихся. В процессе проверки знаний и умений повторяется пройденный материал, разбираются типичные ошибки.

«Воспитательная (мотивационная) функция контроля и оценки проявляется в стимулировании учащихся к дальнейшей работе, совершенствованию и углублению своих знаний. Четко поставленные учебные цели и возможность проверить и оценить полученные результаты служат мотивацией в учебе.»[ , стр. ].

В настоящее время принято выделять еще одну функцию проверки и оценки результатов обучения – аттестационную. «Аттестационная функция связана с характеристикой уровня обучаемости школьника, которая является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя, образовательного учреждения.» [ , стр. ]

Свое значение оценка реализует в учебном процессе лишь в том случае, если она объективна и достоверна.

Повысить же объективность оценки и усовершенствовать всю систему проверки и оценки учебной деятельности школьников можно с помощью выделения обязательного минимума знаний и умений по курсу информатики и требований к уровню подготовки учащихся.

§ 2. Основные подходы к оценке результатов обучения

Основной задачей изучения информатики является формирование системно-информационной картины мира в рамках системы понятий данной области знаний. «Это нашло отражение в проекте общеобразовательного стандарта по информатике. Переход к новой структуре обучения информатике на основании решения Коллегии Министерства образования №4/1 от 22.02.95 г. предполагает изучения основ информатики в три этапа:

Первый этап (1-6 классы) – пропедевтический. В этот период возможны два подхода:

происходит первоначальное знакомство с компьютером, его составляющими частями; в процессе использования специальных игровых тренажеров, программных продуктов формируются первые элементы информационной культуры.

Формируются и развиваются умения анализировать и строить информационно – логические модели (безмашинный вариант начальные классы + компьютерная поддержка в 5-6 классах).

Второй этап (7-9 классы) – базовый курс, направленный на формирование у учащихся обязательного минимума знаний по информатике.

Изучение базового курса информатики в среднем звене обусловлено необходимостью использования знаний и умений по информатике в других дисциплинах, и наоборот, знания и умения, получаемые при изучении других дисциплин школьного курса, широко используются в базовом курсе информатики.

Третий этап (10-11 классы) – профильная дифференциация учащихся в зависимости от направления развития или типа учебного заведения.

«Исходя из «Концепции федеральных компонентов государственного образовательного стандарта», утвержденной коллегией Минобразования РФ:

– «обязательный минимум содержания образовательной области должен быть выделен с учетом места и времени, отводимого для его изучения базисным учебным планом, а также реальных возможностей массовой школы по его осуществлению в учебном процессе в настоящее время» [ , стр. ].

«Во второй части проекта общеобразовательного стандарта по информатике представлены содержательные линии курса с описанием требований к уровню подготовки учащихся. Именно требования к результатам обучения являются критерием достижения учащимися минимального образовательного уровня обученности» [ ,стр. ].

Выделяются два основных подхода к оценке достижений школьников. «Нормированный подход предполагает сравнения учащихся друг с другом по уровню усвоения определенного содержания, в рамках каких-либо устоявшихся норм выполнения заданий» [ ,стр. ]. При таком подходе к оценке уровня знаний, содержание проверочного материала дифференциируется по сложности заданий.

Критериально-ориентированный подход предполагает сравнения достижений школьников с обязательным минимумом содержания образовательной области, представленным в виде требований к уровню подготовки учащихся. Критериально – ориентированная проверочная работа позволяет оценивать знания «методом сложения»: от достигнутого обязательного уровня к более высоким, то есть «должно показать, что испытуемый знает и умеет, а не то, каков он на фоне других» [2, т. 1, стр. 11].

Выполнение всех 100% требований, заложенных в общеобразовательном стандарте по математике, по мнению зарубежных и отечественных психологов невозможно в связи с ниже перечисленными причинами:

Различие в умственных способностях учащихся.

Психологический настрой учащихся.

Разработка проверочных заданий для проверки минимума содержания образования по предмету содержит определенную долю субъективизма.

ГЛАВА 2. Тестовая форма контроля результатов обучения по информатике

§ 1. История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний

Наилучшей формой представления заданий итоговой проверочной работы считается тестовая. Тесты стали использоваться в социологии, психологии и педагогике во второй половине прошлого века. Сам термин был введен Ф. Гальтоном. Важный шаг в распространении тестов был сделан бостонскими школами, заменившими устные экзамены письменными.

А уже в начале 20 века появились первые тесты по измерению результатов школьного обучения. В 1933 году Р. Л. Таридайк предложил использовать в тестах сравнения результатов обучения относительно единой системы нормативов.

§ 2. Виды тестов. Их отличия от других средств проверки и оценки

Тест (от анг. test – «испытание», «проверка») краткое, ограниченное во времени испытание, с одинаковыми для всех испытуемых заданиями, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

По форме представления тесты можно разделить на индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые и компьютерные.

По назначению они бывают:

тесты интеллекта, предназначенные для выявления уровня развития познавательных процессов;

тесты способностей, позволяющие оценить способности личности в различных видах деятельности;

тесты достижений, используемые для оценки уровня знаний и умений и навыков в процессе обучения;

тесты личности, служащие для оценки эмоционально – волевых качеств индивида.

Наиболее распространенными и используемыми в образовании тестами являются тесты достижений.

Сейчас формируется «прикладное направление научной педагогики – педагогическая тестология, призванная заниматься научными вопросами разработки тестов, применяемых для объективного контроля учебных достижений»[ , стр.3].

Педагогическим тестом называется система заданий специфической формы – «система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и измерить уровень подготовленности учащихся в ограниченный промежуток времени» [ , стр. 16].

Система заданий означает, что в тесте задания построены в порядке возрастания трудности одной из учебных дисциплин.

Специфичность формы заключается в том, что задания сформулированы в виде кратких утверждений, превращающихся в истинные или ложные высказывания, в зависимости от ответа.

Содержания заданий теста должны отвечать требованиям валидности и надежности, т. е. Подразумевается использование в тесте заданий, соответствующих содержанию учебного курса.

Форма тестовых заданий – «это средство организации, упорядочения и существования содержания теста. Организация предполагает анализ содержания учебной дисциплины, установление межматематических и межпредметных связей укрупнения дидактических единиц, представление этих единиц через элементы композиции заданий» [ , стр. 18].

По форме все тестовые задания можно разделить на группы: задание с выбором правильного ответа, задание открытой формы, задание на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности.

Почему именно тестовая форма контроля стала наиболее применима в школьной практике? Краткость, логическая структура, простота проведения и оценки результатов делают тесты наиболее пригодными для оценки достижения требований к результатам обучения. Но не смотря на это, по мнению В. С. Аванесова: «по-настоящему тесты могут быть востребованы только при условии реального стремления руководителей образовательных учреждений к такой организации учебного процесса, в которой преподаватель из урокодателя превращается в разработчика новых программно-педагогических средств, в организатора процесса самостоятельного учения школьников» [ , стр. 192].

«При всех типах обучения периодическое применение правильно построенных и соответственно выбранных тестов достижений облегчает этот процесс. Обучающие тесты выявляют недостатки прошлого обучения, подсказывают направление последующего и обеспечивают мотивацию обучающегося. Побудительную силу знания своих результатов неоднократно выявляли разнообразными ситуациями обучения: варьировали возраст испытуемых и их образовательный уровень. Эффективность такой самопроверки обычно сказывается немедленно. Поэтому, когда проверка достижений применяется главным образом как средство обучения, желательно, чтобы учащиеся узнавали о допущенных ошибках как можно раньше» [ , стр. 28].

§ 3. Требования к измерителям тестовой формы

Как уже говорилось раньше, наилучшей формой представления измерителей уровня обученности учащихся является тестовая. Но независимо от формы представления измерители должны отвечать определенным требованиям:

валидность по содержанию,

стандартизированность,

репрезентативность,

надежность,

равноценность по содержанию,

посильность для выполнения учащимися.

Стандартизация обеспечивает равные условия проведения и оценки выполнения теста. Для этого организаторы дают подробные инструкции по проведению каждого нового теста, т. е. Точные указания по выполнению задания, времени проведения и т. д.

Валидность теста характеризуется соответствием содержания проверочных заданий целям контроля, т. е. Задания проверочного теста должны отвечать предмету обучения его задачам и целям. Следовательно, содержание теста должно включать в себя не только задания фактологического материала, но и его применение и интерпретацию данных.

Надежность обеспечивает относительное постоянство результатов тестирования при его многократном использовании в одной и той же группе, но в другой момент и при других условиях.

Репрезентативность тестов означает наиболее полный обхват заданиями проверяемого учебного материала. Но не все темы курса одинаковы по усвоению, некоторые темы требуют знания фактов, другие – представлений, где-то знания теории и умения доказывать, поэтому тест должен содержать задания, проверяющие все эти уровни усвоения.

Посильность – «выполнения всех заданий должно явно просматриваться для каждого учащегося» [ , стр. ].

§ 4. Тестовые задания и правила их построения

Тесты, являясь частью многих педагогических новаций, позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке.

В сочетании с ЭВМ и программно-педагогическими средствами тесты помогают перейти к более эффективному обучению и контролю знаний учащихся, а также от привычных групповых форм занятий к индивидуальным, автоматизированным формам.

Тесты начинают складываться к 30-ым годам ХХ века. Однако немногие рассматривали их как средство радикального преобразования учебного процесса и становились энтузиастами этого дела. Многие же видели в тестовом контроле средство понижения роли педагога и считали тесты виновными в различных нарушениях, воспринимали их как средство выражения недоверия к традиционно выставляемым оценкам.

Хотя интерес к тестам в последнее время вырос, ситуация с ними в России не улучшилась. Кажущаяся простота создания тестов и возросший спрос на них породили множество некачественных материалов, называемых «тестами». Чтобы они стали эффективным средством преобразования качества обучения, надо знать, что является основой в успешной разработке педагогических заданий тестовой формы. Такой основой является знание той науки, которая занимается изучением тестов – тестологии. Она может быть педагогической, психологической или социологической, в зависимости от ее применения и назначения.

В правильно организованном учебном процессе главное место отводится педагогическим заданиям. Педагогическое задание – это средство интеллектуального развития, обучения и образования, способствующее повышению качества знаний учащихся. Задания могут быть представлены в виде вопроса, задачи, упражнения, учебной проблемы и многого другого. Педагогические задания тестовой формы могут выполнять как обучающие, так и контролирующие функции. Обучающие задания используют учащиеся для активизации собственного учения, саморазвития, а также применяют педагоги для обучения. Контролирующие задания используются педагогами с целью проверки уровня знаний и подготовленности.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

логическая форма высказывания;

правильность формы;

краткость;

наличие определенного места для ответов;

правильность расположения элементов задания;

одинаковость правил оценки ответов;

одинаковость инструкции для всех испытуемых;

адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Логическая форма высказывания подразумевает четкое выражение мысли, способность проявить знания по изучаемой учебной дисциплине. Многие вопросы порождают у учащихся неполные и неправильные ответы, разные по форме, содержанию и структуре, что затрудняет выставляемые оценки за ответ, в то время как тестирование предполагает четкую и быструю дифференциацию ответов. Логическое преимущество задания тестовой формы заключается в его быстром переходе после ответа в форму истинного или ложного высказывания.

Правильная форма заданий – это средство упорядочения и эффективной организации содержания теста. Организация предполагает отбор и классификацию учебного материала, установления межматематических и межпредметных связей. Форма заданий правильная, если она позволяет точно выразить содержание, понятна для всех испытуемых, исключает возможность появления ошибочных ответов по формальным признакам.

Если дается задание с готовыми ответами, то такие задания называют заданиями с выбором одного правильного ответа. Выбор правильного ответа дает истинное суждение, а выбор неправильного – ложное суждение. Третьего не дано. Отсюда следует, что каждое задание с выбором одного правильного ответа должно содержать его, что придает однозначность замыслу самого задания и не допускает искаженных толкований.

Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков и исключением повторов, малопонятных слов. Хорошо, когда в задании спрашивается о чем-нибудь одном.

Правильность расположения элементов задания является требованием, помогающим испытуемым не тратить время на определенные места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение.

Одинаковость правил оценки ответов является наиболее важной в организации тестирования. Ни одному учащемуся не дается преимуществ, все отвечают на одни и те же вопросы за отведенное время. Заранее оговариваются правила оценки знаний, т. е. За какое количество правильных ответов какая ставится оценка.

Адекватность инструкции форме и содержанию задания означает взаимное соответствие перечисленных компонентов, необходимое для выполнения заданием своей функции.

Овладение формой является необходимым, но не достаточным условием создания тестов. Форма определяет лишь структуру, внешнюю организованность. А для создания тестовых заданий необходима еще проверка тестообразующих свойств. Однако составление любого теста начинается с выбора формы. Форма заданий с выбором одного правильного ответа будет рассмотрена ниже.

Широко распространены в практике тесты с выбором одного правильного ответа, что определяется удобством контроля.

К недостаткам заданий с выбором ответа относят возможность запоминания и угадывания правильного ответа, считается, что найти правильный ответ намного проще, чем его сформулировать. Но это возможно лишь в тех случаях, когда у учащихся есть знания или хотя бы туманные представления по темам тестирования, а также когда неправильный ответ легко отличить от правильного. Однако, в хорошо продуманных и составленных заданиях неправильные ответы кажутся более правдоподобными, чем правильные.

Задания данной формы удобно разделить на следующие виды: задания с двумя, тремя, четырьмя, пятью и большим числом ответов.

Наиболее простыми заданиями в тестовой форме являются задания в форме вопроса, требующего ответа в соответствии с элементарной двузначной логикой:

«да»/ «нет», или «верно»/ «неверно». Например:

Работа компьютера основана на двоичной системе счисления:

1) да

2) нет

Определить две группы принципов, которыми необходимо пользоваться при создании заданий с выбором одного ответа из числа предложенных: одна группа используется при разработке ответов к заданиям, вторая – при разработке содержания заданий.

Принцип противоречия. При создании заданий в тестовой форме с двумя ответами наиболее широко и часто используется принцип противоречия, он заключается в подборе ответов таким образом, чтобы один отрицал другой. Это достигается с помощью частицы «не» и отрицающих предлогов и слов.

Рисование диаграмм и графиков в электронной таблице
1)возможно
2) невозможно
Принцип противоположности. Этот принцип по смыслу близок к принципу противоречия, но немного отличается от него по логическим свойствам. Противоположные ответы допускают возможность существования других переходных понятий и состояний.
Кнопка позволяет окно
открыть
закрыть
В заданиях с тремя ответами принцип противоположности проявляется в трех вариантах:
представляет пример, когда возможны всего три состояния
При вложенных циклах сначала закрывают
внутренний
внешний
оба вместе
цикла
когда понятия разделяются по правилам трехзначной логики
когда противоположность содержится в самом ответе
Кнопка позволяет окно
открыть
закрыть
открыть и закрыть
Принцип однородности. Он заключается в подборе таких ответов, которые относятся к одному роду, виду или изображают основные стороны явления. Для усиления эффективности можно использовать сходные по написанию или звучанию буквы, знаки, слова, сочетания, что делает ответы более правдоподобными.

Электронное устройство, обладающее двумя устойчивыми состояниями

диод

триггер

транзистор

Принцип кумуляции. Этот принцип означает, что второй ответ включает в себя первый, третий – второй и т. д.

Элементарные конструкции языка состоят из

констант

констант и переменных

констант, переменных и функций

констант, переменных, функций и выражений.

Принцип сочетания. Данный принцип заключается в сочетании нескольких слов в одном ответе. Задания с использованием этого принцип могут строиться по трем принципам.

Принцип градуирования выстраивает ответы в порядке возрастания или убывания их значения.

Дана электронная таблица:

А

В

С

Д

1

2

4

3

2

2

3

6

2

4

3

7

1

1

5

Значение в ячейке С2 равно:

1

2

3

6

Принцип удвоенного противопоставления. Он имеет два варианта и применяется в заданиях с четырьмя ответами. Первый вариант – когда в противопоставлении используется принцип противоречия.

Второй вариант – когда используется принцип противоположности.

У матричного принтера по сравнению со струйным

выше быстродействие и выше качество печати

выше быстродействие, но ниже качество печати

ниже быстродействие, но выше качество печати

ниже быстродействие и ниже качество печати

Принцип фасентности содержания задания помогает в разработке содержания. Фасет – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Применение фасета позволяет создать сразу несколько вариантов задания и тем самым исключает списывание.

Windows

Среда Peintbrasch – это

Microsoft Word

графическая оболочка

операционная система

графический редактор

текстовый редактор

Принцип импликации. Тестовый контроль знаний иногда критикуют за его примитивизм, не позволяющий проверить знания причинно- следственных отношений. Но это мнение ошибочно, т. к. существуют задания, содержание которых имеет логическую форму условного суждения вида «Если…, то».

Если нажать правую кнопку мыши, то можно вызвать

ниспадающее

контекстное

сложное

простое

меню.

Принцип формирования заданий с ответами правильными в различной мере. Ответ формируется так, чтобы был реальный выбор между ответами правильными в разной степени. Применение этого принципа требует изменения инструкции. Она должна звучать так: «Обвести кружком номер наиболее правильного ответа».

Правильное применение принципов зависит от знания основных элементов композиции тестовых заданий. Об этом и будет рассказано ниже.

К основным элементам заданий с выбором одного правильного ответа относятся: инструкция для испытуемых, содержание задания, содержание и число ответов, а также выставляемая оценка.

Начинается тестирование с инструкции, общей для всех испытуемых. Таких инструкций для заданий с выбором ответа три варианта.

Инструкция. Первый вариант инструкции используется в заданиях с одним и только одним правильным ответом. Когда тестирование проводится на бланках с напечатанным текстом, испытуемым дается такая инструкция: «Обведите в кружок номер правильного ответа». Если же тестирование проводится на ЭВМ, что более подходит для проверки знаний по информатике, то инструкция должна звучать так: «Отвечая на задания теста, нажмите на клавишу с номером правильного ответа».

Второй вариант применяется в тех случаях, когда в заданиях надо выбрать наиболее правильный ответ, т. е. где все ответы правильные, но в разной мере. При этом инструкция может звучать так: «Отвечая на задания теста, нажмите на клавишу с номером правильного ответа», или, если тестирование автоматизировано, то так: «Отвечая на задания, нажмите на клавишу с номером наиболее правильного ответа». Ясно, что самый правильный ответ должен быть оценен более высоким баллом; остальные оцениваются в зависимости от близости к правильному ответу.

Третий вариант применяется в случаях, когда в заданиях имеется несколько правильных ответов.

Содержательная основа задания. Эта часть задания разрабатывается преподавателем, в зависимости от тех целей, которые он перед собой ставит, создавая тест. Всегда интересны задания, в которых используются такие определения, как «самый», «наибольший», «наименьший» и т. д. Эти сильные слова лучше ставить в самом начале задания, тогда лучше понимается смысл.

Шрифтовое оформление заданий оказывает большое влияние на восприятие. При плохом оформлении испытуемые просто не могут отделить само название от ответов за короткий период времени. Поэтому текст задания пишется прописными буквами или печатается на машинке или компьютере.

Содержание, форма и число ответов. Ответы должны быть содержательными и, по возможности, короткими. Чаще всего ответы завершают задания и, поэтому пишутся в конце, отдельно от задания, но нередки случаи, когда ответы приходится писать в середине задания.

Работа компьютера основана на … системе счисления.

двоичной

пятиричной

Оценка. Обычно в каждом задании за правильный ответ принято давать один балл, за неправильный – ноль. Суммирование всех баллов, полученных испытуемым, дает число правильных ответов, что показывает уровень знаний учащихся. Можно выбрать и другую систему оценки, но если она тестологически и педагогически обоснована. Так, для тестов с инструкцией: «Обведите кружком наиболее правильный ответ» баллы можно ставить таким образом: за менее правильный ответ можно дать один балл, за правильный – два балла и за самый правильный – три балла. Если же для такой формы заданий выставлять баллы, например, так: 0, 1, -1, то у некоторых возможно появление отрицательных баллов. Если тест составлен, то это либо те, кто неправильный ответ приняли за правильный, либо это испытуемые, набирающие баллы посредством угадывания.

Для предотвращения угадывания учащиеся нередко предупреждаются о вычитании одного балла из общей суммы в случае выбора неправильного ответа. При этом лучше выбрать правильный ответ, либо не выбирать никакого.

Формула коррекции баллов на вероятность догадки в заданиях с двумя ответами выглядит так:

X = X – W

Где X – скорректированный балл любого испытуемого

X – тестовый балл до коррекции

W – число ошибочных ответов

«Формула X = X – W является частичным случаем общей формулы коррекции тестового балла на возможную догадку:

X = X – W ,

K-1

Где K – число ответов на задания теста. Если взять тот же пример, 20 правильных ответов и 5 неправильных в тесте, состоящем из 25 заданий с тремя ответами, то после подстановки этих данных получится:

Х = 20 – _5_ = 20 – 2,5 = 17,5

3-1

Если число правильных ответов равнялось бы, например, 27, то формула коррекции дала бы:

Х = 27 – 3_ = 27 – 1,5 = 25,5

3-1

Из этого видно, что успевающему учащемуся коррекция баллов не должна быть страшна. Баллам тех, кто все знает, коррекция не повредит.» [ , стр. ]

Задания открытой формы.

В отличие от заданий с выбором ответа, задания открытой формы готовых ответов с выбором не дают. Испытуемый должен сам дописать ответ на требуемый вопрос. Задания открытой формы формируются в виде утверждения, которое становится истинным, если ответ верный и ложным высказыванием, если ответ неверный.

Перемещение курсора из одного окна ПЭВМ в другое производится с помощью клавиши___________.

Такие задания строятся очень просто, сначала строится вопрос, короткий и точный, затем записывается ответ к поставленному вопросу. Далее из ответа выбрасывается ключевое слово, которое испытуемый должен дополнить.

Принцип композиции. Этот принцип характерен не только для заданий открытой формы, но и других. Смысл принципа композиций можно определить так: задание является логически определенным, если оно способно вызвать у учащихся правильный ответ.

Принцип фасентности, т. е. вариативности содержания задания.

Принцип параллельности. Он включает в себя три понятия, связанных между собой отношениями кумуляции:

параллельность заданий по содержанию

параллельность по содержанию и форме

параллельность по содержанию, форме и трудности

Следующий принцип – принцип обратимости.

В электронной таблице ячейкой называют_______.Пересечение строки и столбца в электронной таблице

называют______.

Если обратимые утверждения находятся в одном тесте, то их лучше разделять. Испытуемые, которые хотя бы немного ориентируются в данной учебной дисциплине, в случае обратимых заданий ответ для одного задания найдут из содержания другого задания.

Задания на установление правильной последовательности.

Задания, рассматриваемые в этом пункте, позволяют не только проверить умение учащихся устанавливать последовательности, но и формировать это умение в учебном процессе.

«Формирование алгоритмов правильной и эффективной деятельности особенно необходимо на заключительной стадии профессиональной подготовки». [1, стр. 99]

Одной из форм организации учебного процесса, в которой становление специалиста протекало бы более эффективно, является разработка и применение заданий на установление правильной последовательности.

Выделяют несколько вариантов правильных последовательностей. «Первый вариант – это последовательность исторических событий, второй вариант – это последовательность технологических действий и операций, третий – последовательность различных процессов и четвертый – это цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений.» [1, стр. 99]

Каждому заданию предшествует инструкция: «Установите правильную последовательность». Далее тестируемый ставит цифры в квадратах перед каждым элементом задания.

Задания на установление последовательности формируют алгоритмическое мышление, что играет важную роль в профессиональной деятельности каждого человека. «Алгоритмическое мышление можно определить, как интеллектуальную особенность, проявляющуюся в определении наилучшей последовательности действий в решении учебных и практических задач.» [9, стр. 102]

К алгоритму предъявляются требования, такие как: он должен быть понятен и доступен, однозначен, т. е. только один алгоритм должен соответствовать правильному ответу, корректен с точки зрения цели и содержания и результативен в процессе осуществления заданного числа шагов.

Основные элементы композиции.

Инструкция для испытуемого, которая дается вначале задания на установление правильной последовательности. Эта инструкция сопровождается примером и пояснением.

Название задания, из которого он узнает, знания по какой теме он должен продемонстрировать.

«Содержание задания, которое включает в себя название и ранжируемые элементы деятельности или определения.» [1, стр. 110]

Принцип разработки. В заданиях на установление последовательности возможно применение принципа фасентности содержания.

Место для ответов, в виде квадратов, нарисованных слева, должно присутствовать напротив названия каждого элемента.

Оценка может колебаться в зависимости от важности и трудности задания. Но обычно используют оценки 1 и 0, при которых один балл ставится за правильную расстановку всех рангов в задании, нуль – при ошибке в ответе.

Задания на установление правильной последовательности можно применять не только для проверки знаний и умений, но и для формирования исторических, технологических и других знаний с применением метода обучения на ошибках. Полезно рассматривать не только правильные образцы деятельности, но и неправильные, тщательно показывая и разъясняя то, что неправильно и почему неправильно, что следует в результате неправильных действий.

Каждая форма тестовых заданий, рассмотренных выше, проверяет определенные виды знаний и потому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели применения тестов, от способов разработки данных. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы заданий – процесс творческий, так же, как и культурное применение тестов.

Однако такое однообразие ответов вызвало критику, вследствие чего сами задания с двумя ответами стали применяться преимущественно в психологических и социологических тестах, где требуется выразить свое отношение к чему-либо. Но окончательно задания в тестовой форме с двумя ответами не исчезли, а возродились на новой формально-логической основе: вместо вопроса используется предложение а утвердительной форме, а вместо однообразия в ответной части включаются содержательные ответы.

§ 5. Ориентация содержания тестовых заданий на компоненты требований к результатам обучения

На основе проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта, подготовленного Минобразованием России, в школы введен обязательный минимум содержания образования по каждому предмету и описание требований к уровню подготовки учащихся. Это позволяет не только ориентироваться на них при обучении, но и контролировать степень их достижений.

Исходя из новой структуры обучения информатике, необходимо осуществлять проверку достижений не только итоговую, направленную на определение достижений учащимися требований к результатам обучения по окончании изучения всего курса, но и на каждом из этапов обучения, по каждой конкретной теме. Для этого по линии «Алгоритмы и исполнители» могут быть использованы тесты по следующим темам: «Алгоритмы и их свойства», «Алгоритмы линейной и ветвящейся конструкции», «Алгоритмы циклической структуры», «Алгоритмы и исполнители» и т. д.

Для повышения эффективности проверки результатов обучения, как упоминалось ранее, предпочтительна тестовая форма контроля. А она, в свою очередь, требует однозначного описания требований к результатам обучения, т. е. развернутого описания. Такая конкретизация дает возможности для последующей разработки заданий, проверяющих достижения этих требований по окончании изучения всего курса.

Конкретизация требований к уровню подготовки выпускников и их применение в создании заданий тестовой формы по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители» будет рассмотрена ниже.

Учащиеся должны уметь:

Приводить примеры алгоритмов.

Такая трактовка требований должна быть обязательно конкретизирована. Во-первых, она подразумевает умение приводить примеры из жизни человека; во- вторых, уметь приводить примеры автоматизации деятельности человека при использовании алгоритма.

Алгоритмом можно назвать:

1) рецепт приготовления торта

2) расписание уроков

3) список класса

технический паспорт автомобиля

Перечислять свойства алгоритма.

Данному требованию более развернутая формулировка не требуется.

Свойствами алгоритма являются:

1) развернутость и конечность

2) результативность и дискретность

3) краткость и точность

4) достоверность и надежность

Массовость

Дискретность – являются

Определимость

видом модели

свойством системы

типом алгоритма

свойством алгоритма

Знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов.

Описанные таким образом обязательные результаты обучения не позволяют разработать задания для теста, проверяющего задания учащихся. Поэтому оно разбито на ряд более конкретных, развернутых требований:

уметь называть основные алгоритмические конструкции: линейную, ветвящуюся, циклическую.

Основной алгоритмической конструкцией является

циклическая

комбинаторная

круговая

дискретная

уметь объяснять правила записи и выполнения оператора присваивания и уметь применять его для записи алгоритмов.

В результате следующей цепочки присваивание

а: = 9

в: = в

а: = а + в

значение переменной «в» будет равно

1) 3 2) 6 3) 9 4) 15

учащиеся должны уметь объяснять правила записи ивыполнения команды ветвления.

В результате выполнения блок-схемы

Начало

Ввод А,В

А>=В

да нет

Х=А*В Х=А+В

Вывод Х

Конец

При А = 2, В = 7 переменной Х присвоится значение

1) 14 2) 0 3) 23 4) 9

уметь анализировать запись алгоритма на языке программирования, содержащую ветвления.

Значение переменной Y после выполнения фрагмента программы равно

Х: = 2

Y: = Х + 1

If X = 0 then Y: = 7

Else Y: = 5

1) 7 2) 5 3) 3 4) 2

уметь объяснять правила записи и выполнения конструкции «цикл с параметром».

Параметром цикла называется

величина шага

начальное значение переменной

конечное значение переменной

переменная, каждый раз изменяющая свое значение

уметь анализировать запись алгоритма на языке программирования, содержащую «цикл с параметром».

Значение переменной а после выполнения фрагмента программы

а: = 1

for в: = 1 to 10 do

a: = a + 1

равно

1) 13 2) 12 3) 11 4) 10

объяснять правило записи и выполнения «цикла с преусловием».

До тех пор, пока условие не наступит оператор

пока… делать

если… то

для…

повторить… раз

выполняет цикл

уметь анализировать запись алгоритма на языке программирования, содержащую «цикл с предусловием»

Фрагмент программы

DO WHITE (X < = 100)

Указывает на выполнение цикла до значения Х равного

1) 10 2) 100 3) 99 4) 0

уметь анализировать запись алгоритма на языке программирования, содержащую действия с массивами

В данном фрагменте программы

P =1

FOR i = 2 to 20 STEP 2

P = P * A (i)

NEXT i

подсчитывается произведение всех элементов

подсчитывается произведение всех четырех элементов

подсчитывается произведение элементов, стоящих на четных местах

подсчитывается произведение элементов, стоящих на нечетных местах

Уметь определять исполнителя по системе команд для каждой конкретной задачи.

Такая постановка требования определяется следующими умениями:

знать и уметь определять команды для формального исполнителя.

Команда «сдвинь на вектор» входит в систему команд

а) робота

б) черепашки

в) чертежника

г) перевозщика

уметь анализировать запись программы для формального исполнителя

Находясь в точке (0,1) по команде чертежника

переведи в точку (3,2)

сдвинь на вектор (2,3)

-перо перейдет в точку.

а) (0,1)

б) (3,1)

в) (3,2)

г) (3,3)

Уметь строить и исполнять алгоритмы для исполнителей.

Требование, сформулированное выше, конкретизированно, т. е. четко раскрыт обязательный уровень знаний и умений учащихся по данной теме и, поэтому в боле четкой формулировке не нуждается.

В результате выполнения программы

начало

сдвинься на вектор (2,3)

преведи в точку (5,9)

сдвинься на вектор (-2,-3)

конец

получится геометрическая фигура

а) квадрат

б) треугольник

в) параллелограмм

г) прямоугольник

Уметь записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи.

Данное требование подразумевает, во-первых;

умение переходить от описания алгоритма на естественном языке к записи на алгоритмическом языке (языке программы).

Установите правильную последовательность.

Программа, получающая из 0 число 17.

) повторить четыре раза

) прибавить 1

) умножить на 2

) конец

д) прибавить 1

во-вторых:

уметь переходить от записи алгоритма в виде блок-схемы к записи на языке программирования.

Алгоритму, изображенному на блок-схеме

Начало

Ввод А,В

А>=В

да нет

Х=А*В Х=А+В

Вывод Х

Конец

Соответствует фрагмент программы

Бейсик

Паскаль

Алгоритм

1) IF (A>=B) THEN X=A+B else X=A*B

IF (A>=B) THEN X:=A+B

Else X:=A*B;

Если А>=B
То X:=A+B
Иначе X:=A*B

Все

2)IF (A>B) AND (A/=B) THEN X=A*B

else X=A+B

IF (A>B) AND (A/=B)
THEN X:=A*B

Else X:=A+B;

Если A>B A/=B
То X:=A*B
Иначе X:=A+B

Все

3)IF (A>B) AND (A=B) THEN X=A*B
else X=A+B
4) IF (A>=B) THEN X=A*B
IF (A>B) AND (A=B)
THEN X:=A*B
Else X:=A+B

IF (A>=B) THEN X:=A*B; =6

ЕслиA>B A=B
То X:=A*B
Иначе X:=A+B все
ЕслиA>=B

То X:=A+B

Заключение
Мы считаем, что учителю необходимо владеть технологией построения тестов, как одной из форм контроля знаний учащихся, и использовать ее в педагогической деятельности. Периодическое применение правильно построенных тестов достижений облегчает процесс обучения, т. е. позволяет охватить контролем больший теоретический объем по изучаемому предмету за минимальное количество времени, до минимума сократить субъективизм выставления оценок, оценить знание большего количества учащихся, а также позволяет выявить недостатки прошлого обучения и подсказывает направление последующего.

Литература

Аванесов В. С.; Москва, 1996 г.

Анастази А. «Психологическое тестирование» кл. 1-2; М., 1982

БСЭ Критерий т. 13; М., 1973

Закон Российской Федерации об образовании

Звонкин А. К., Кулаков А. Г., Ландо С. К., Семенов А. Л., Шель А. Х. Алгоритмика 5-7 классы; М: Дрофа, 1997 г.

Обязательный минимум образования по информатике // информатика и образование, №6, 1996 г.

Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования // Информатика и образование, №1, 1997 г.

«Разработка тестов образовательных достижений школьников по информатике на основе конкретизации требований к результатам обучения» // автореферат диссертации Самылкиной Н. Н.

Самылкина Н. Н. «Разработка тестов образовательных достижений школьников по информатике на основе конкретизации требований к результатам обучения»/ диссертация.

«Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико- методический анализ» // Под ред. А. А. Кузнецова – М.; 1987 г.

Приложение 1

проверочный оценочный тест информатика
Контрольный тест №1
по теме «Алгоритмы и исполнители»
Удвоитель выполнял только команду Прибавь 1.Из числа 3 он получил число 17 за…
1) 17 команд 2) 14 команд 3) 13 команд
2. Удвоитель из числа 2 получил число 128, выполняя только
команду Умножь на 2. Он выполнил:
1) 7 команд 2) 8 команд 3) 6 команд
3. Дана программа для Удвоителя с начальным значением 1.
ПРОГРАММА
Умножь на 2
Умножь на 2
Умножь на 2
Прибавь 1
Прибавь 1
Прибавь 1
Прибавь 1
КОНЕЦ ПРОГРАММЫ
Конечное значение Удвоителя число…
1) 10 2) 12 3) 20
Кузнечик находился в точке 0 и выполнил программу:
ПРОГРАММА
Вперед 3
Вперед 3
Вперед 3
Вперед 3
Вперед 3
Назад 2
Назад 2
Назад 2
КОНЕЦ ПРОГРАММЫ
Он оказался в точке…
1) 15 2) 9 3) 8
Смотри программу к заданию 4. В этой программе реализована конструкция…
линейная
повторения
условная
Смотри программу к заданию 4. Выбери, какой из предложенных ниже программ с конструкцией повторения можно ее заменить.
ПОВТОРИТЬ (5) РАЗ
Вперед 3
КОНЕЦ
ПОВТОРИТЬ (3) РАЗ
Назад 2
КОНЕЦ
ПОВТОРИТЬ (5) РАЗ
Вперед 3
Назад 2
КОНЕЦ
ПОВТОРИТЬ (5) РАЗ
Вперед 3
Назад 2
КОНЕЦ
КОНЕЦ
У Кузнечика две команды вперед 3 и назад 2. Он находится в точке 0 и не должен выходить за пределы отрезка от 0 до 3. Выбери самую эффективную процедуру, позволяющую продвинуться на один шаг вперед:
ПРОЦЕДУРА Один шаг вперед
НАЧАЛО
Назад 2
Вперед 3
КОНЕЦ
ПРОЦЕДУРА Один шаг вперед
НАЧАЛО
Повторить (2) раз
Вперед 3
Назад 2
Конец
КОНЕЦ
ПРОЦЕДУРА Один шаг вперед
НАЧАЛО
Вперед 3
Назад 2
КОНЕЦ
Контрольный тест №2
по теме «Алгоритмы и исполнители»

Когда в программе некоторые действия исполнителя повторяются многократно, конструкция называется…

1) линейной 2) условной 3) циклической

Графическое изображение алгоритма для исполнителя называется…

1) рисунком 2) блок-схемой 3) план-картой

3. Фигура в блок-схеме обозначает…

1) условие 2) действие 3) повторение

Выбери наиболее эффективную программу для исполнителя Удвоителя (в которой наименьшее число шагов). Начальная точка 0, конечная точка 19.

ПОВТОРИТЬ (19) РАЗ

Прибавь 1

КОНЕЦ

Прибавь 1

ПОВТОРИТЬ (4) РАЗ

Умножь на 2

КОНЕЦ

Прибавь 1

Прибавь 1

Прибавь 1

ПОВТОРИТЬ (9) РАЗ

Умножь на 2

КОНЕЦ

Прибавь 1

Дана блок-схема алгоритма:

Выбери программу,

соответствующую блок-схеме.

ЕСЛИ четное

ТО умножь на 2

КОНЕЦ

ЕСЛИ четное 3) ЕСЛИ четное

ТО умножь на 2 ТО прибавь1

ИНАЧЕ прибавь 1 умножь на 2

умножь на 2 ИНАЧЕ умножь на 2

КОНЕЦ КОНЕЦ

Программе

ПОКА положительное ДЕЛАТЬ

ПОКА четное ДЕЛАТЬ

Раздели на 2

КОНЕЦ

Вычти 1

КОНЕЦ

Соответствует фрагмент блок-схемы

1)

Контрольный тест по теме

«Алгоритмы линейной и ветвлящейся конструкции»

Алгоритм может быть выполнен процессором компьютера, если записан на

алгоритмическом языке

машинном языке

естественном языке

в виде блок-схемы

К алгоритмическим конструкциям относятся

линейная, циклическая, условная

условная, линейная, процедурная

процедурная, циклическая, повторная

повторная, процедурная, линейная

Алгоритм, изображенный на блок-схеме, является

начало

ввод А, В

Х:=А*В

вывод Х

конец

циклическим

разветвляющимся

вспомогательным

линейным

Алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, является

алг выбор ( А, В, Х)

арг А,В

рез Х

нач

если А>В то Х:=А

иначе Х:=В

кон

циклическим

линейным

вспомогательным

разветвляющимся

Значение переменной Y после выполнения программы

Бейсик

Паскаль

Алгоритм

Х=2

20. Y=X+1

30. IF X<0 THEN

Y=2 else Y=3

Х:=2;

Y:=X+1;

if X<0 THEN

Y:=2 else Y:=3;

Х:=2

Y:=X+1

Если X<0

То Y:=2

Иначе Y:=3

Все

Равно
1) 7 2) 5 3) 3 4) 2
Контрольный тест
по теме «Алгоритмы и их свойства»
Алгоритмом называется

последовательность команд, которую может выполнить исполнитель

система команд исполнителя

нумированная последовательность строк

ненумированная последовательность строк

Алгоритмом можно назвать

рецепт приготовления торта

расписание уроков в школе

технический паспорт автомобиля

список класса в журнале

К свойствам алгоритма относятся

дискретность и массовость

массовость и выполнимость

выполнимость и логичность

логичность и конечность

Результативность является

видом модели

свойством системы

видом алгоритма

свойством алгоритма

Выберите последовательность, являющуюся алгоритмом приготовления кофе

а) насыпать кофе в кофеварку

б) разлить по чашкам

в) налить воду в кофеварку

г) добавить по вкусу сахар и сливки

д) довести до кипения

адбвг

агдбв

авдбг

бавгд

Литература

Аванесов В. С.; Москва, 1996 г.

Анастази А. «Психологическое тестирование» кл. 1-2; М., 1982

БСЭ Критерий т. 13; М., 1973

Закон Российской Федерации об образовании

Звонкин А. К., Кулаков А. Г., Ландо С. К., Семенов А. Л., Шель А. Х. Алгоритмика 5-7 классы; М: Дрофа, 1997 г.

Обязательный минимум образования по информатике // информатика и образование, №6, 1996 г.

Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования // Информатика и образование, №1, 1997 г.

«Разработка тестов образовательных достижений школьников по информатике на основе конкретизации требований к результатам обучения» // автореферат диссертации Самылкиной Н. Н.

Самылкина Н. Н. «Разработка тестов образовательных достижений школьников по информатике на основе конкретизации требований к результатам обучения»/ диссертация.

«Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико- методический анализ» // Под ред. А. А. Кузнецова – М.; 1987 г.

Заключение

Мы считаем, что учителю необходимо владеть технологией построения тестов, как одной из форм контроля знаний учащихся, и использовать ее в педагогической деятельности. Периодическое применение правильно построенных тестов достижений облегчает процесс обучения, т. е. позволяет охватить контролем больший теоретический объем по изучаемому предмету за минимальное количество времени, до минимума сократить субъективизм выставления оценок, оценить знание большего количества учащихся, а также позволяет выявить недостатки прошлого обучения и подсказывает направление последующего.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.

Ещё статьи