Дипломная работа на тему Разработка направлений развития речного туризма в период сезонного спада (на примере регионов СевероЗападного федерального округа)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ТУРИЗМА

Кафедра рекреации и туризма

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На тему: «Разработка направлений развития речного туризма в период сезонного спада

(на примере регионов Северо-Западного федерального округа)»

Зав. кафедрой РиТ: д.э.н., проф. Шарафанова Е.Е.

Руководитель проекта: к.э.н., доц. Белякова Н.В.

Консультанты:

по технологической части: д.т.н., проф. Лепеш Г.В.

по охране труда: д.э.н., проф. Малинин А.М.

Дипломник: Андрющенко Е.И.

Санкт-Петербург, 2014

Содержание

Введение

1 Теоретическая часть

1.1 Роль фактора сезонности в сфере российского туризма

1.2 Характеристика современных методов исследования влияния сезонности на объем реализации туристских услуг

1.3 Структура управления индустрией туризма в России

Выводы

2 Аналитическая часть

2.1 Общая характеристика ООО «Гама»

2.2 Анализ рынка речных круизов в СЗФО

2.3 Анализ деятельности ООО «Гама» в период сезонного спада спроса на туристические услуги

Выводы

3 Проектная часть

3.1 Дерево целей

3.2 Характеристика мероприятий

3.3 Оценка эффективности проекта мероприятий

Выводы

4 Технологическая часть

Выводы

5 Охрана труда

Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

Туризм является одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30%, а так же туризм обеспечивает работой 137 млн. человек.

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа. Реки и озера являются важными туристскими ресурсами. Они формируют благоприятный микроклимат, украшают ландшафт, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта. Речной туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

Одной из наиболее острых проблем в туризме является несоответствие между туристским спросом и предложением, вызванное сезонностью туризма.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сезонность создает значительные трудности в индустрии туризма, снижая рентабельность туристических предприятий, эффективность использования основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского сезона, и вызывая текучесть кадров вследствие недогрузки предприятий туризма в межсезонный период.

Объектом исследования является ООО «Гама», которая занимается организацией речных круизов по рекам России (Нева, Свирь, Вытегра, Волга, Ока, Кама, Дон).

Предметом исследования является деятельность туристской фирмы «Гама» в период сезонного спада спроса на услуги.

Цель исследовательской работы заключается в разработке мероприятий для туристской компании, с целью повышения эффективности ее деятельности в период сезонного спада спроса на туристские услуги.

Для достижения поставленной цели в ходе выполнения дипломного проекта на примере предприятия ООО «Гама» – необходимо реализовать следующие задачи:

– проанализировать современное состояние туристского рынка;

– рассмотреть положение турфирмы на рынке;

– определить пути повышения эффективности деятельности туристической организации;

– разработать организационно – экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности организации;

– составить план деятельности предприятия на следующий год с учётом внедрения разработанных мероприятий;

– оценить экономическую эффективность реализации предлагаемого комплекса мероприятий.

Информационной базой для написания исследовательского проекта послужили теоретические и методологические разработки отечественных ученых, законодательные акты, регулирующие туристскую деятельность в РФ, а так же комплексного анализа объекта исследования были рассмотрены технологической, экономической и финансовой направленности, необходимых для реализации конкретных мероприятий, выработанных с целью повышения эффективности деятельности организации в период сезонного спада спроса на услуги.

1 Теоретическая часть

1.1 Роль фактора сезонности в сфере российского туризма

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа. Реки и озера являются важными туристскими ресурсами. Они формируют благоприятный микроклимат, украшают ландшафт, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта.[13]

Туризм является одной из быстрорастущих отраслей в экономике. Но рыночная экономика подвержена цикличным колебаниям, которые характеризуют процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики. Экономическая активность неравномерна из-за сезонных колебаний (в туризме летом она усиливается в связи с отпусками, но в осенний период экономическая активность угасает)[27]

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

· краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);

· среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);

· ритмы Кузнецова (характерный период — 15-20 лет);

· длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).[65]

В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра.(Рисунок 1.1.1).[66]

Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.[14]

Рисунок 1.1.1 – Фазы цикла деловой активности

1.2 Характеристика современных методов исследования влияния сезонности на объем реализации туристских услуг

сезонность речной туризм

В процессе анализа и планирования объема реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Сезонные колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за

Расчёт трехмесячной скользящей средней оказывает “сглаживающее” воздействие на острые пики и провалы сезонных колебаний. Поэтому они в большой степени отражают закономерности сезонности. Наглядно это продемонстрирует следующий график:

Рисунок 1.2.4 – Скользящая средняя

Пятимесячная скользящая средняя более точно отразила бы сезонные тенденции, но она ещё больше бы сузила охват уровней динамического ряда: вместо двух (начального и последнего) вне поля зрения остались бы четыре уровня, то есть всего лишь треть годового динамического ряда.[32]

Для выявления сезонных колебаний спроса на российском туристском рынке, наиболее подходящими и часто используемыми методами являются метод простой средней, который применяется для выявления сезонности в случае отсутствия существенной тенденции роста или убывания на протяжении изучаемого периода, и метод переменной средней, который используется в том случае, если имеется в наличии ярко выраженная тенденции развития (восходящая или нисходящая).[46]

1.3 Структура управления индустрией туризма в России

Государственное регулирование в сфере туризма – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это – сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.

Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.[64]

В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплен принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие) (Рисунок 1.3.5). [1]

Рисунок 1.3.5- Схема государственного управления

Исполнительная власть – власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов.

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы (Рисунок 1.3.6).[77]

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

Органы прокуратуры РФ — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

новых туристских проектов и вопросов дополнительного финансирования.[19]

Выводы

В теоретической части исследовательской работы были рассмотрены основные понятия, связанные с явлением сезонности в сфере туризма.

Понятие сезонности трактуется как устойчивое проявление внутригодовой динамики какого – либо явления, которая характеризуется повышением или понижением уровней того или иного показателя на протяжении нескольких лет.

В туристской сфере обычно выделяют четыре типа сезона:

1) сезон пик (топ) – период времени благоприятный для рекреационного туризма;

2) высокий сезон – период повышенной активности туристов и повышения цен на турпродукты;

3) низкий сезон характерен снижением спроса, этот период времени не благоприятен для туристской деятельности;

4) «мертвый» сезон – период времени, в течение которого на рассматриваемом туристском направлении отмечается максимально неблагоприятные условия для отдыха и оздоровления.

В России государственное регулирование в сфере туризма осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях власти. На федеральном уровне отрасль туризма регулирует Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, которому подведомственно Федеральное агентство по туризму.

На региональном уровне в Санкт-Петербурге координирует деятельности в сфере туризма Комитет по инвестиционным и стратегическим проектам, находящийся в подчинении вице-губернатора и Правительства Санкт-Петербурга.

2 Аналитическая часть

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Гама»

Туристическая фирма “ГАМА” – туроператор по речным круизам России. Туристическая компания “Гама” работает на туристическом рынке Нижнего Новгорода с 10 августа, 1994 года.

Компания “Гама” работает в сфере внутреннего туризма, а именно: речные круизы по Волге, Оке, Каме на теплоходах, отдых и лечение в пансионатах и санаториях Нижегородской области и Чувашии, организация бизнес-туров и отдыха в пансионате «Волга», организация автобусных экскурсионных туров по России, летний отдых на Черном море на базе отдыха “Торнадо».

Главный офис компании находится в Нижнем Новгороде, также офисы расположены в Санкт – Петербурге, Ярославле и Чебоксарах.

Генеральным директором турфирмы «Гама» является Галкин Дмитрий Николаевич

Офис в г.Санкт – Петербург находится по адресу БЦ «Троицкое поле 1», пр. Обуховской обороны,д.116, Лит.Е, корп.1, офис 305.[79]

Анализ организационной структуры ООО «Гама»

Управление в турфирме «Гама» осуществляется в соответствии с линейной – функциональной структурой управления. Выбор линейной – функциональной (штабной) структуры управления обосновывается увеличением числа офисов по России. Организационная структура управления фирмой достаточно разветвленная из-за наличия обособленных подразделений компании в других городах (Рисунок 2.1.8). Первый офис со дня создания турфирмы «Гама» находился в Нижнем – Новгороде, но затем руководство решило расширить свое присутствие и организовало обособленные подразделения компании в Чебоксарах, Ярославле, а так же еще один офис был открыт в Нижнем – Новгороде, так как именно это подразделение занимается развитием деятельности компании. Три года назад обособленное подразделение ООО «Гама» было открыто и в Санкт – Петербурге.

Рисунок 2.1.8- Организационная структура управления ООО «Гама»

Анализ объёмов продаж и ассортимента ООО «Гама»

Турфирма Гама занимается реализацией услуг на внутреннем рынке туризма, таким образом, основная часть выручки поступает от продажи речных круизов. В низкий сезон фирма продает зарубежные туры от крупнейших туроператоров, от реализации которых турфирма получает комиссионное вознаграждение в размере 14%.

Таблица 2.1.9 -Реализация ассортимента услуг ООО «Гама»

Наименование услуги

Объем реализации, тыс.руб

Изменения

2010 г.

2011 г.

+/-

%

Загран. туры

1500

1620

140

108

Речные круизы

6554

7286

732

111

Итого

8054

8906

852

111

В соответствии с данными за отчетные периоды видно, что наибольший приток денежных средств идет от продажи речных круизов (около 82% от общего объема реализации услуг). Динамика реализации услуг показала, что за 2011г. продажа речных круизов увеличилась на 111%. Прибыль от продажи загрантуров увеличилась не намного, лишь на 8%.

Анализ себестоимости и затрат ООО «Гама»

Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции. Себестоимость продукции складывается из переменных и постоянных затрат. К переменным расходам относятся: телефон, реклама, хоз. товары, канцтовары, расходы на содержание судов, выплаты туропеаторам, стоянка судов. К постоянным расходам относятся: аренда, коммунальные услуги, заработная плата, взносы во внебюджетные фонды, амортизация ОФ.

Таблица 2.1.10 – Структура себестоимости реализации услуг ООО «Гама»

Показатель

Ед. изм.

Период

Изменения

2010 г.

2011 г.

+/-

%

1. Аренда

Тыс. руб.

216

240

24

111

2. З/пл

Тыс. руб.

852

862

10

101

3. Взносы во внебюджетные фонды 34% от ФОТ

Тыс. руб.

290

293

3

101

4. Амортизация ОФ(14%)

Тыс. руб.

18

18

0

100

5. Реклама

Тыс. руб.

18

30

14

167

6. Коммунальные услуги

Тыс. руб.

20

24

4

140

9. Прочие затраты

Тыс. руб.

18

19

1

106

10. Материальные расходы

Тыс. руб.

5420

5626

206

104

11. Прочие затраты

Тыс. руб.

10

11

1

110

Полная себестоимость

Тыс. руб.

6862

7143

261

104

Итого переменных затрат

Тыс. руб.

5466

5686

220

104

Итого постоянных затрат

Тыс. руб.

1396

1437

41

103

Самые затратные статьи расходов приходятся на материальные расходы, так как в них входят: плата за стоянку судов, выплаты туроператорам, содержание судов. Выплаты туроператором начисляются в размере 88% от суммы проданного тура, что в 2011 году составило1426 тыс. руб. (на 8% больше в сравнении с предыдущим годом), а на содержание теплоходов, так же расходы на топливо, и за аренду стоянок судов было затрачено 4200 тыс. руб.

Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гама»

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

2.2 Анализ рынка речных круизов в СЗФО

В России внутренние речные круизы осуществляются по пяти морским бассейнам (Белое, Баренцево, Балтийское, Черное и Каспийское моря), в которых предусмотрен заход в 41 порт. Крупнейший морской порт России -Санкт-Петербург. «Большой порт Санкт-Петербург» — крупнейший морской порт на Северо-Западе России. Площадь акватории порта составляет 164.6 км2, протяжённостью причальной линии 31 км. Порт Санкт-Петербург расположен на островах дельты реки Нева, в Невской губе в восточной части Финского залива Балтийского моря. На западной оконечности Васильевского острова расположен Морской пассажирский терминал для приёма круизных лайнеров и паромов. Существенная доля перевозок водным транспортом приходится на речные перевозки по Неве, связывающей город с Ладожским озером и являющейся конечным отрезком Волго-Балтийского водного пути.[50]

Волжского пароходства и пассажирских судов Северо-Западного пароходства с 1999 года. В 2011 году в эксплуатации находилось 21 судно.

Прибыль составила почти 900 млн. руб. Пассажиров было перевезено на теплоходах компании:

1) на круизном флоте 56 484 туриста, в т.ч.:

· на линиях Северо-запада и Волги было перевезено 51 288 туристов;

· на линии «СПб-Москва-СПб» было перевезено 5 196 туристов.

2) на внутригородском флоте 411 561 пассажиров, в т.ч.:

· на т/х проекта Р-35,51 (“Нева”, “Москва”) на линии «Экскурсии по реке Неве» было перевезено 42 674 экскурсантов;

· на т/х проекта Э-342 (“Метеор”) на линиях «СПб-Петергоф», «СПб-Кронштадт», «СПб-Крепость Орешек», «Речной вокзал-Петергоф», «Морской фасад-Эрмитаж-Морской фасад», «Морской фасад-Петергоф-Морской фасад» было перевезено 368 887 пассажиров.[93]

В низкий сезон (с октября по апрель) круизные компании предлагают клиентам:

· круизы на паромах по Скандинавии;

· автобусные туры;

· вертолетные туры.

Компания «Инфофлот» организует речные круизы по рекам Европы: Сена, Эльба, Дунай, Рейн и др. Так же фирма предлагает в низкий сезон круизы в любой уголок Земли.

В ассортименте услуг турфирмы «Гама» имеются только речные круизы по рекам России.

2.3 Анализ деятельности ООО «Гама» в период сезонного спада спроса на туристские услуги

Так как этот отчет является частью исследовательской работы, в этом разделе будет рассмотрена проблема сезонности в сфере речного туризма.

Речные круизы лучше всего совершать летом. На середину лета в основном приходятся все отпуска и в это время люди стремятся уехать из городов. В июле больше всего проводится разнообразных развлекательных мероприятий на суднах. Высокий сезон речных круизов приходится на период с мая по сентябрь, а низкий сезон начинается в октябре и заканчивается в апреле. Некоторые речные круизы дальнего следования начинают бронировать уже зимой. [59]

Безусловно, в летнее время круизы пользуются большим спросом нежели зимой.

Таблица 2.3.13 – Объем выручки от реализации услуг ООО «Гама» за период 2009-2011 годов (тыс. руб.)

объём продаж / год

2009

2010

2011

Январь

65

74

81

Февраль

114

147

141

Март

195

221

244

Апрель

336

382

422

Май

885

1025

1140

Июнь

1758

1997

2208

Июль

1180

1608

1776

Август

867

985

1088

Сентябрь

531

637

703

Октябрь

413

529

585

Ноябрь

295

335

370

Декабрь

118

134

148

далее определяем средние уровни одноименных внутригодовых периодов yi:

январь: yi = (65+74+81)/3=73

февраль: yi = (114+147+141)/3=147

март: yi = (195+221+244)/3=220

апрель: yi = (336+382+422)/3=380

май: yi = (885+1025+1140)/3=1017

Выводы

В аналитической части исследовательского проекта был проведен комплексный анализ деятельности круизной компании «Гама» за последние два года. Выручка в 2010г. составляла 8054 тыс. руб., а в 2011г. этот показатель увеличился на 11% и составила 8906 тыс. руб. Так же выросли и расходы на реализацию туров, в 2011г. они увеличились на 4% и составили 7143 тыс. руб. Это повлияло на рентабельность производства, в 2010 г. она составляла 17%, а в 2011 г. она составила 25%.

В результате проведенного анализа было выявлено несколько проблем:

– спад спроса в осеннее – зимний период времени;

– ограниченный ассортимент турпродуктов.

Для разрешения этих проблем были предложены следующие пути решения:

1) внедрение вертолетного тура;

2) тур на судне на воздушной подушке;

3) реклама в метрополитене.

Реализация этих мероприятий будет подробно описана в проектной части исследовательской работы.

3 Проектная часть

В ходе проведения анализа финансово – хозяйственной деятельности ООО «Гама» и рынка речного туризма в СЗФО были выявлены следующие проблемы:

1. Ограниченный ассортимент услуг;

2. Спад спроса в декабре, январе, феврале и марте.

3.1 Дерево целей

Для решения выявленных проблем необходимо провести следующие мероприятия (рисунок 3.1.19):

Рисунок 3.1.19 – Дерево целей ООО «Гама»

Данная схема показывает, что для увеличения спроса будут созданы два новых турпродукта, которые компания будет реализовывать в низкий сезон: вертолетный тур и тур на воздушной подушке. А так же компании необходимо разрекламировать новые турпродукты, путем размещения рекламы в метрополитене.

1. «Внедрение вертолетного тура в ассортимент услуг»

Так же для увеличения спроса на услуги турфирмы «Гама» необходимо создать новый тур – вертолетный тур. Такой тур является эксклюзивным предложением для туристов. Он совмещает в себе не только вид с высоты птичьего полета на красоты Валаамского архипелага, но и экскурсии по Центральной усадьбе Валаамского монастыря, по Воскресенскому, Герафсиманскому и Никольскому скитам.

2. «Тур на судне на воздушной подушке»

Расширение ассортимента услуг, путем создание нового турпродукта, а именно, туры на судне на воздушной подушке на о. Валаам, приуроченные к христианским праздникам (Рождество, Пасха, Крещение Господне). Такой тур будет пользоваться большим спросом, так как даже в высокий сезон появляется очень много желающих посетить Спасо – Преображенский собор, а в православные праздники, которые приходятся на зимнее время года, таких желающих будет еще больше.

3. «Реклама в метрополитене»

Совершенствование рекламной деятельности, а именно размещение рекламы в метрополитене. Реклама является наиболее значимым элементом коммуникационного комплекса в туризме. Она, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж и способствует привлечению клиентов.

3.2 Характеристика мероприятий

Мероприятие 1. «Внедрение вертолетного тура»

Для реализации вертолетного тура необходимо заключить договор с турфирмой «Арина». Туроператор «Арина» предоставляет разнообразные туристские услуги по приемлемым ценам. Агентские выплаты составляют 20% от суммы проданного тура.

При заключении договора между ООО «Арина» и ООО «Гама» возникнет условие, что турфирма «Гама» на период заключения договора будет продавать по 30 туров в месяц, а договор будет заключен на 4 месяца.

Стоимость тура составляет 11,4 тыс. руб. с человека.

Соответственно выручка составит 1336 тыс. руб.

Турфирме «Гама» необходимо по условиям договора вернуть 853 тыс. руб.

Таблица 3.2.14 – Затраты по мероприятию №1

№ п/п

Статья затрат

Сумма, тыс. руб.

1. Единовременные затраты

2. Текущие затраты

1.

Выплаты за реализованные туры

853

Итого затрат

853

Итого затраты по реализации вертолетного тура за год составят 853 тыс. руб.

Мероприятие 2. «Тур на судне на воздушной подушке»

Так как OOO “Гама” предоставляет довольно стандартный ассортимент услуг, то реализация тура на судне на воздушной подушке обеспечит конкурентное преимущество перед конкурентами и позволит привлечь клиентов в низкий сезон. Самая подходящая модель для речных круизов – «Пионер МК3» (Рисунок 3.2.20). Этот катер является амфибийным судном на воздушной подушке (СВП), сконструированным для перевозки 25 пассажиров + экипаж 1 чел. Комфортабельная кабина с кондиционером и удобными сиденьями обеспечивает хороший обзор для пассажиров и экипажа. Судно оснащено2-мя двигателями Styr M 16 мощностью по 160 kw каждый, которые обеспечивают комфортабельное движение на крейсерской скорости 35 узлов как на воде, так и на твердой поверхности.[98]

Таблица 3.2.15 – Затраты по мероприятию №2

№ п/п

Статья затрат

Сумма, тыс. руб.

1. Единовременные затраты

1.

Аренда судна

400

2. Текущие затраты

1.

Организация экскурсий

60

Итого затрат

460

Итого затраты по мероприятию №1 на год составили 460 тыс.руб.

Мероприятие 3. «Реклама в метрополитене»

Реклама турфирмы должна быть яркой и запоминающейся, она должна привлекать внимание потенциальных клиентов, информировать их об интересных новых предложениях от компании.

Наиболее эффективной рекламой в метро является реклама в вагонах, так как она гарантирует длительный визуальный контакт с потенциальными клиентами. Самое удачное месторасположение рекламы в вагоне – над окном.

Стоимость изготовления стикеров на липкой ленте 2400 руб. (100шт.)

Стоимость такой рекламы на 4 месяца составит 256 тыс. руб.

Затраты на осуществление мероприятия ” Реклама в метрополитене” сведем в таблицу 3.2.16.

Таблица 3.2.16 – Затраты по мероприятию №3

№ п/п

Статья затрат

Сумма, тыс. руб.

1. Единовременные затраты

1.

Размещение рекламы в вагоне над окном

256

2. Текущие затраты

1.

Печать стикеров

9,6

Итого затрат

265,6

По данным таблицы видно что единовременные затраты на осуществление мероприятия составят 265,6 тыс. руб.

Затраты для реализации проекта по увеличению спроса на услуги турфирмы «Гама» в низкий сезон сведены в таблицу 3.2.17.

Таблица 3.2.17 – Затраты на реализацию проекта

№ п/п

Мероприятие

Сумма, тыс. руб.

1. Единовременные затраты

1.

Мероприятие1 «Тур на судне на воздушной подушке»-аренда судна

400

2.

Мероприятие2 «Внедрение вертолетного тура»

0

3.

Мероприятие3 «Реклама в метрополитене» – размещение рекламы в вагоне над окном

256

Итого единовременных затрат

656

2. Текущие затраты

1.

Мероприятие1 «Тур на судне на воздушной подушке»-организация экскурсий

60

2.

Мероприятие2 «Вертолетный тур»-выплаты за реализованные туры

853

3.

Мероприятие3 «Реклама в метрополитене» – печать стикеров

9,6

Итого текущих затрат

923

Итого затрат

1573

Таким образом, для реализации разрабатываемого проекта необходимо вложить 1573 тыс. руб. Из них единовременные затраты на 656 тыс.руб. и текущих на 923 тыс.руб.

3.3 Оценка эффективности проекта мероприятий

Мероприятие 1. «Внедрение вертолетного тура»

Постоянные затраты до проведения мероприятия – 1437 тыс.руб.

Переменные затраты до проведения мероприятий – 5686 тыс.руб.

Выручка от реализации до проведения мероприятий – 8906 тыс.руб.

Планируемая выручка от реализации мероприятия по созданию вертолетного тура составит 10242 тыс. руб.

-планируемый индекс выручки от реализации: 10242/8906 = 1,15

-планируемые переменные затраты: 5686*1,15= 6539 тыс. руб.

Таким образом, планируемая себестоимость после внедрения мероприятия составит:1437+6539= 7976 тыс. руб.

Изменение остальных показателей рассчитываются согласно формулам в таблице 3.3.19.

Таблица 3.3.19 – Расчет показателей эффективности внедрения вертолетного тура на о. Валаам

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

До проведения мероприятия

После внедрения мероприятия

Отклонения

+/-

%

А

Б

В

1

2

3

4

1.

Выручка (без НДС)

Тыс. руб.

8906

10242

1336

115

2.

Себестоимость

Тыс. руб.

7143

7976

853

114

3.

Стоимость основных производственных фондов

Тыс. руб.

150

150

0

100

4.

Численность работающих

Чел.

5

5

0

100

5.

Фонд оплаты труда

Тыс. руб.

862

862

0

100

6.

Прибыль от реализации

Тыс. руб.

1783

2266

483

147

7.

Рентабельность производства

%

25

28

3

X

8.

Рентабельность продаж

%

20

22

2

X

9.

Производительность труда

Тыс. руб./чел.

1781

2048

267

115

10.

Фондоотдача

Руб./руб.

59

68

9

115

11.

Средняя заработная плата

Тыс. руб.

172

172

0

100

Произведенные расчеты показывают, что вследствие роста выручки на 115%, что в стоимостном выражении составило 1336 тыс. руб., увеличилась и себестоимости на 853 тыс. руб. (114%),это повлияло на рост показателей: рентабельность производства увеличилась 3%, рентабельность продаж – на 2%.

Мероприятие 2. «Тур на судне на воздушной подушке»

Постоянные затраты до проведения мероприятия – 1437 тыс.руб.

Переменные затраты до проведения мероприятий – 5686 тыс.руб.

Выручка от реализации до проведения мероприятий – 8906 тыс.руб.

Планируемая выручка от реализации мероприятия по созданию тура на судне на воздушной подушке составит 10106 тыс. руб.

Таким образом, планируемая себестоимость после внедрения мероприятия составит: 1837+5746= 7583 тыс. руб.

Изменение остальных показателей рассчитываются согласно формулам в таблице 3.3.18.

Таблица 3.3.18 – Расчет показателей эффективности внедрения тура на судне на воздушной подушке

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

До проведения мероприятия

После внедрения мероприятия

Отклонения

+/-

%

А

Б

В

1

2

3

4

1.

Выручка (без НДС)

Тыс. руб.

8906

10106

1400

114

2.

Себестоимость

Тыс. руб.

7143

7583

460

107

3.

Стоимость основных производственных фондов

Тыс. руб.

150

150

0

100

4.

Численность работающих

Чел.

5

5

0

100

5.

Фонд оплаты труда

Тыс. руб.

862

862

0

100

6.

Прибыль от реализации

Тыс. руб.

1783

2523

740

142

7.

Рентабельность производства

%

25

33

8

X

8.

Рентабельность продаж

%

20

25

5

X

9.

Производительность труда

Тыс. руб./чел.

1781

2021

240

114

10.

Фондоотдача

Руб./руб.

59

67

8

114

11.

Средняя заработная плата

Тыс. руб.

172

172

0

100

Произведенные расчеты показывают, что вследствие роста выручки на 114 %, что в стоимостном выражении составило 1400 тыс. руб., и увеличения мероприятие по внедрению тура на судне на воздушной подушке в ассортимент компании «Гама» будет экономически эффективным.

Мероприятие 3. «Реклама в метрополитене»

Постоянные затраты до проведения мероприятия – 1437 тыс.руб.

Переменные затраты до проведения мероприятий – 5686 тыс.руб.

Выручка от реализации до проведения мероприятий – 8906 тыс.руб.

5686*1,05+9,6 = 5980 тыс. руб.

Таким образом, планируемая себестоимость после внедрения мероприятия составит:5980+1693= 7673 тыс. руб.

Изменение остальных показателей рассчитываются согласно формулам в таблице 3.3.20.

Таблица 3.3.20 – Расчет показателей эффективности размещения рекламы в метрополитене

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

До проведения мероприятия

После внедрения мероприятия

Отклонения

+/-

%

А

Б

В

1

2

3

4

1.

Выручка (без НДС)

Тыс. руб.

8906

9352

446

105

2.

Себестоимость

Тыс. руб.

7143

7673

550

107

3.

Стоимость основных производственных фондов

Тыс. руб.

150

150

0

100

4.

Численность работающих

Чел.

5

5

0

100

5.

Фонд оплаты труда

Тыс. руб.

862

862

0

100

6.

Прибыль от реализации

Тыс. руб.

1783

1679

-104

94

7.

Рентабельность производства

%

25

22

-3

X

8.

Рентабельность продаж

%

20

18

-2

X

9.

Производительность труда

Тыс. руб./чел.

1781

1870

89

105

10.

Фондоотдача

Руб./руб.

59

62

3

105

11.

Средняя заработная плата

Тыс. руб.

172

172

0

100

Как видно из таблицы, после проведения мероприятия по размещению рекламы в метрополитене выручка компании увеличится на 5%, что в стоимостном выражении составит 446 тыс. руб. Так же увеличатся и расходы, но на 7% (550тыс. руб.). Затраты по мероприятию превышают выручку, которую компания получит, так как это мероприятие увеличивает переменные затраты в статье полной себестоимости, но в дальнейшем, реклама будет привлекать все большее количество клиентов, что в свою очередь приведет к увеличению выручки компании.

Предварительно рассчитав влияние каждого фактора разрабатываемых мероприятий на общее изменение выручки от реализации услуг и прибыли, объединим все составляющие системы и рассчитаем полученный экономический эффект.

Таблица 3.4.21 – Технико-экономические показатели эффективности проекта

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

До проведения мероприятия

Мероприятие1

Мероприятие 2

Мероприятие 3

После внедрения мероприятия

Отклонения

+/-

%

А

Б

В

1

2

3

4

5

6

8

1.

Выручка (без НДС)

Тыс.руб.

8906

1336

1400

446

11888

2982

134

2.

Себестоимость

Тыс.руб.

7143

853

460

550

8986

1863

146

3.

Стоимость основных производственных фондов

Тыс.руб.

150

0

0

0

150

0

100

4.

Численность работающих

Чел.

5

0

0

0

5

0

100

5.

Фонд оплаты труда

Тыс.руб.

862

0

0

0

862

0

100

6.

Прибыль от реализации

Тыс.руб.

1783

483

740

-104

2902

1119

163

7.

Рентабельность производства

%

25

3

8

-3

33

8

X

8.

Рентабельность продаж

%

20

2

5

-2

25

5

X

9.

Производительность труда

Тыс. руб./чел.

1781

267

240

89

2377

596

134

10.

Фондоотдача

Руб./руб.

59

9

8

3

79

20

134

11.

Средняя заработная плата

Тыс.руб.

172

0

0

0

172

0

100

Исходя из данных таблицы видно то, что после проведения мероприятий, направленных на увеличение спроса на услуги ООО «Гама» в низкий сезон, происходит увеличение таких показателей как:

-выручка предприятия увеличится на 34%, что в стоимостном выражении составляет 2982 тыс. руб.;

-себестоимость увеличится на 26% (1863 тыс. руб.).

Изменения этих показателей ведет непосредственно к увеличению прибыли на 63%, что в стоимостном выражении составит 1119 тыс. руб. Увеличение выручки от реализации повлияет также на рост рентабельности производства на 8%, повышение рентабельности продаж на 5%.

Следовательно, проведение таких мероприятий как внедрение вертолетного тура, тура на судне на воздушной подушке и размещение рекламы компании в вагонах метрополитена являются экономически эффективными мероприятиями.

Выводы

Для снижения влияния сезонных колебаний спроса на деятельность турфирмы «Гама» были предложены мероприятия:

1) Внедрение вертолетного тура. Затраты на проведение этого мероприятия составляют 853 тыс. руб., а выручка увеличится на 1336 тыс. руб.

2) Тур на судне на воздушной подушке. Для реализации этого мероприятия необходимо заключить договор с арендодателем судов на воздушных подушках. Реализовав 400 путевок, компания получит выручку в размере 1400 тыс. руб., а себестоимость этого мероприятия составит 460тыс. руб., таким образом прибыль составит 740 тыс. руб.

3) Реклама в вагонах метрополитена позволит привлечь большое количество клиентов. Исходя из проведенного экономического анализа по данному мероприятию, можно сделать вывод о том, что мероприятие по размещению рекламы в вагонах метрополитена является эффективным, так как темп роста себестоимости не опережает темп роста выручки от реализации услуг и показатель прибыли увеличился.

4 Технологическая часть

В дипломном проекте на основе ООО «Гама» были выявлены следующие проблемы:

1. Ассортимент услуг ограничен. По сравнению с компаниями – конкурентами ассортимент ООО «Гама» не достаточно разнообразен, так как в низкий сезон спроса компания реализует только загрантуры крупных туроператоров.

2. Четко выраженная сезонность спроса. Для предприятий речного туризма всегда встает проблема сезонности спроса, так как в зимний период времени основные пути – реки и озера скованы льдом, и компания должна найти вариант смягчения этого фактора, путем предложения других средств передвижения по тем же самым направлениям.

Таким образом, для решения выявленных проблем мною были предложены следующие мероприятия:

1. Вертолетный тур на о. Валаам. Для осуществления данного мероприятия необходимо заключить договор с туроператором, который предлагает вертолетные туры;

2. Аренда судна на воздушной подушке. Взяв в аренду судно на воздушной подушке можно реализовывать речные круизы не только в летний период времени, как полагается для речного туризма это высокий сезон, но и в низкий сезон, когда реки скованы льдом. Для реализации этого мероприятия необходимо заключить договор с компанией, которая имеет такие суда в наличии, и сдает их круизным компаниям посуточно или на длительный срок. Процессом заключения договоров с туроператорами и другими компаниями занимается исключительно директор туристической фирмы «Гама», так как ответственность такую несет именно он. Далее, после заключения договора с компанией, необходимо разработать тур на зимний период на о. Валаам, так как этот остров обладает религиозными достопримечательностями, и даже зимой люди несомненно захотят посетить святые места, и полюбоваться природой зимнего острова;

3. Реклама в вагонах метрополитена. Реклама в вагонах метро Санкт-Петербурга гарантирует длительный визуальный контакт с потенциальными клиентами. Стикеры и постеры в вагонах размещены таким образом, что и сидящие, и стоящие пассажиры обращают внимание на размещенные рекламные объявления. Реклама на стикерах и постерах в вагонах метрополитена Санкт-Петербурга имеет ряд преимуществ перед другими видами транзитной рекламы благодаря большому количеству контактов.[100]

Расклейка стикеров производится в специально отведенные места вагона (оконные и дверные стекла вагонов, облицовочные панели). В вагонах петербургского метрополитена старых серий над окнами и дверьми установлены специальные металлические поверхности для наклейки стикеров (Рисунок 4.20).

Выводы

Проведение двух первого мероприятия «внедрение вертолетного тура» осуществляется путем заключение договора с крупным и надежным туроператором «Арина», так как именно этот туроператор уже достаточно давно реализует вертолетные туры на туристском рынке Санкт – Петербурга.

Второе мероприятие реализовывается путем заключения договора с фирмой, которая сдает в аренду суда на воздушных подушках.

5 Охрана труда

Туристическая фирма “Гама” – туроператор по речным круизам России. Главный офис компании находится в Нижнем Новгороде, также офисы расположены в Санкт – Петербурге, Ярославле и Чебоксарах. Офис в г.Санкт – Петербург находится по адресу БЦ «Троицкое поле 1», пр. Обуховской обороны,д.116, Лит.Е, корп.1, офис 305.[76]

Компания “Гама” работает в сфере внутреннего туризма, а именно: речные круизы по рекам России (Нева, Свирь, Вытегра, Волга, Ока, Кама, Дон).[75]

Основными задачами деятельности турфирмы «Гама» являются:

· разработка маршрутов, включающих в себя посещение городов Северо-Западного региона;

· активное продвижение национального продукта на российском и международном туристском рынке;

· организация эффективного управления судами круизного и малого флота;

· обеспечение высокого класса обслуживания петербуржцев и гостей города на борту комфортабельных судов.

При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и т.п.), возникающих во время путешествия.[6]

Нормативно-правовое обоснование организации охраны труда

– Конституция РФ;

-Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

-«Трудовой кодекс Российской Федерации» (ТК РФ) от 30.14.2001 N 197-ФЗ (с изменениями на 2011 г.)

6.Информировать работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках

После проведенных мероприятий, производительность труда возросла на 26,8%, что говорит о положительном влиянии мероприятий на условия труда. Ведь среда, в которой работает сотрудник всегда оказывает влияние на него. Если среда сформирована правильно, то и сотрудник будет работать эффективнее.[143]

Выводы

Правильно организованная работа по обеспечению безопасности труда повышает дисциплинированность работников, что, в свою очередь, ведет к повышению производительности труда, снижению количества несчастных случаев, поломок оборудования и иных нештатных ситуаций, то есть повышает в конечном итоге эффективность производства.

В ходе проведенного анализа было выявлено, что в ООО «Гама» почти все нормы, правила и требования соблюдены в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ и СанПиН.

Были предложены мероприятия для тех показателей, которые не соответствуют нормам и правилам, а именно: установка стеклопакетов, установка увлажнителя воздуха.

Заключение

В сложившейся рыночной ситуации на туристские предприятия воздействует большое количество факторов. Одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие отрасли речного туризма в Северо-Западном федеральном округе, является сезонность. Сезонность определяют как устойчивое проявление внутригодовой динамики того или иного явления, которое характеризуется повышением или понижением уровня того или иного показателя на протяжении нескольких лет.

Сезонность создает значительные трудности в индустрии туризма, снижая рентабельность туристических предприятий, эффективность использования основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского сезона, и вызывая текучесть кадров вследствие недогрузки предприятий туризма в межсезонный период.

Исследовательский проект был выполнен на базе деятельности туристской компании ООО «Гама», функционирующей на рынке речного туризма.

Проведя комплексный всесторонний анализ деятельности ООО «Гама» были сделаны следующие выводы:

Анализ объема реализации услуг показал, что в целом объем реализации увеличился по сравнению с предыдущим годом на 11%, это изменение вызвано увеличением продаж корпоративных речных туров в летний период времени. Анализ затрат на реализацию продукции показал, что основные расходы приходятся на статью материальные расходы, в которую входит: плата за стоянку судов, расходы на топливо, выплаты туроператором за реализованные туры. Полная себестоимость в 2011 году увеличилась на 4% и составила 7143 тыс. руб. Это повлияло на рентабельность производства, в 2010 г. она составляла 17%, а в 2011 г. она составила 25%.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 14.14.1993//СЗ РФ. 26.01.2009, № 4, ст.445 (с учетом поправок к Конституции РФ от 30.14.2008 № 6-ФКЗ, от 30.14.2008 № 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 14 июля 1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая, 26 декабря 2005 г.)

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”

4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. – М.: Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), 2008. – 98 с.

5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы)».

6. ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

7. ГОСТ Р 14.0.007-2009. ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.

8. ГОСТ 14.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности

9. ГОСТ 14.1.004–91. Пожарная безопасность. Общие требования.

10. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений

11. СанПиН 2.1.1002-02. «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»

12. Балабанов И.Т., Балабанов А.И.Экономика туризма: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.

13. Балашов А.И. Правоведение: учебник. – 3-е изд., доп. и перераб. – Москва, 2008. 40 экз.

14. Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме: практикум: учеб. пособие. – Москва, 2008. 1 экз.

15. Бгатов А.П. Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристские формальности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2006.

16. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – 8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Невский фонд, 2006.

17. Биржаков М.Б. Индустрия туризма. Перевозки. – Спб.: Невский фонд, 2007.

18. Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работников. -Минск.: Омега-Л, 2009. – 345 с.

19. Бовыкин В. И. Управление предприятием на уровне высших стандартов. -М.: Экономика, 2007.

20. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. – 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

21. Болгов И.В. Инфрастуктура предприятий сервиса: учебник. – Москва, 2008. 1экз.

22. Бутко И.И. Транспортное обслуживание туризма: учебное пособие. – Москва; Ростов-на-Дону, 2006. 1 экз.

23. Бутко И.И. Туристический бизнес: основы организации. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону, 2008.

24. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. — СПб.: Герда, 2007.

25. Быстров С.А. Финансовый менеджмент в туризме. – СПб.: Герда, 2007.

26. Ветитнев А.М., Жеравлева Л.Б. Курортное дело. – М.: КНОРУС, 2006. – 528 с.

27. Влодарчик Б., Стасяк А., Качмарек Я. Туристический продукт. – М.: Юнити, 2008.

28. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 440 с.

29. Григоренко М.М. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: СПбГУЭФ, 2008, 114с.

30. Даньшин Н. К. Организация и технология туризма. Донецк, 2006.

31. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: Март, 2006.

32. Дурович А.П. Реклама в туризме. – Минск: Новое знание, 2008. – Формат PDF. Завьялова М.П. Методы научного исследования. – Томск: ТПУ, 2007. – 160 с.

33. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2007.

34. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие. – Москва, 2008. 1 экз

35. Спинет http://spinet.ru/kendh/sanpin/sanpin.php (Дата обращения 21.04.2014)

36. Эпедемиолог. Ру. http://epidemiolog.ru/publications/detail.php?ID=1015 (Дата обращения 19.04.2014)

37. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1 (Дата обращения 21.04.2014)

38. Интернет – магазин товаров для здоровья http://zen-zen.ru/catalogue/list/

39. Центр креативных технологий http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0027/

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Координация деятельности в сфере туризма в Санкт-Петербурге на региональном и муниципальном уровнях

Организационная структура управления в ОП ООО «Гама» в Санкт – Петербурге

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Екатерина Турова
Екатерина Турова
Мне 36 лет, меня зовут Екатерина Турова. 12 лет назад окончила СГУ, факультет туризма, сервиса и спорта. Сейчас преподаю сама. В свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием научных статей. В компании «Диплом777» работаю с 2013 года, помогая школьникам и студентам в решении любых аттестационных работ. Часто помогаю с написанием курсовых и дипломных работ, а также консультирую тех, кто пишет их самостоятельно.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.