Пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок - дипломная работа готовая

ООО "Диплом777"

8:00–20:00 Ежедневно

Никольская, д. 10, оф. 118

Дипломная работа на тему Пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок

20

Курсовая работа

по дисциплине «Налоговое администрирование»

Пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок

Введение

налоговый контроль проверка

В современных условиях ведущая роль в общей системе государственного финансового контроля принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговая проверка может быть проведена в налоговом органе – камеральная проверка или по фактическому месту нахождения налогоплательщика – выездная проверка. Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий.

Вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными, т.к. сегодня ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

Объектом исследования является камеральная проверка налогового органа.

Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических проблем повышения результативности налогового контроля.

Целью данной работы является изучение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по повышению результативности налогового контроля, а в частности камеральных налоговых проверок.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи:

· изучить теоретические подходы к содержанию камеральной проверки, определить её место и роль в системе государственного налогового контроля;

· исследовать нормативно-правовой механизмы налогового контроля в России;

· дать рекомендации по совершенствованию камеральных проверок в процессе проведения налогового контроля.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, Налоговый кодекс РФ, законы, методические рекомендации, инструкции и другие нормативные акты в области осуществления налогового контроля.

Исследования теоретических, методологических и практических вопросов в области финансового и налогового контроля проводились многими российскими учеными. Данным проблемам посвящен обширный круг научной и учебной литературы.

Важные положения теоретических основ налогового контроля, отвечающих условиям современной России, были сформулированы в работах А.В. Брызгалина, С.И. Титова, Д.Г. Черника и др.

Вопросы практической контрольной деятельности налоговых органов освещаются в трудах В.Г. Артюхова, А.П. Зрелова, М.В. Краснова, С.А. Шорникова и др.

Разработке проблем организации и совершенствования государственного налогового контроля посвятили исследования российские ученые А.С. Бакаев, А.В. Макрушин, Л.П. Павлова и др.

(Выделить актуальность исследования и в конце введения дать структуру работы. Заменить «Список литературы» на библиографический список и указать в источниках количество страниц, а в сносках – с какой страницы цитата.)

1. Теоретические основы осуществления камеральных налоговых проверок в РФ

1.1 Понятие и сущность камеральных налоговых проверок

Социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения, решая важнейшие социальные задачи. Правильное и полное поступление налогов в бюджетную систему является залогом успешной реализации социальной функции и стабильной деятельности государственного аппарата. Неправильное исчисление налогов, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и другие неумышленные и умышленные противоправные действия налогоплательщиков приносят огромный вред нормальному функционированию государства, вызывают социальное напряжение в обществе. В связи с этим налоговый контроль, осуществляемый компетентными исполнительными органами, играет существенную роль в стабильном существовании государства и общества. Осуществляя налоговые проверки, государственные органы должны опираться на закон. В сущности любая налоговая проверка – это определенная правовая процедура, порождающая правовые отношения между налогоплательщиками и государством. Полтева А.М. Правовые аспекты камеральных налоговых проверок: проблемы и перспективы // Гражданин и право. 2008, №6.

В соответствии с п. 1 ст. 87 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

· камеральные налоговые проверки;

· выездные налоговые проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

А исходя из положений ст. 6 закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» такой контроль признается одной из главных задач налоговых органов. Лермонтов Ю.М. Камеральная проверка как форма налогового контроля // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009, №17.

Все активнее налоговые органы используют такой механизм налогового контроля, как камеральная налоговая проверка (КНП). Титова С.И. Камеральная налоговая проверка // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2010, №9.

В то же время следует заметить, что именно по результатам камеральной налоговой проверки многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговых органов в целях проведения налогового контроля посредством выездной налоговой проверки, при этом объектом выездной проверки в таком случае становятся выявленные в рамках камеральной налоговой проверки ошибки, противоречия и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля в отличие от выездной налоговой проверки, исходя из действующего законодательства, ограничивается представленными проверяемым лицом документами и информацией, полученной из иных источников.

Налоговые органы вправе проводить камеральную налоговую проверку при каждом представлении налоговой декларации и прилагаемых к ней документов. Для этого законодательством им выделено три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Срок проверки отсчитывается с того дня, когда в налоговый орган представлены последние декларации и указанные сведения (Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2007 г. N 03-02-07/2-69). Мезенцев А. Сюрпризы «Камералки» // Расчет. 2009, №4.

Целью налоговой проверки является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Сутью проверки является сопоставление различных данных в целях выявления соответствия / несоответствия нормам НК РФ. Саркисов К.К., Зрелов А.П., Краснов М.В. Налогоплательщик: защита, контроль и привлечение к ответственности / Под ред. К.К. Саркисова. – М.: Статус-Кво, 2009.

Можно выделить следующие задачи налоговой проверки: Шорников С.А. Об объекте и предмете налоговой проверки и их соотношении // Бизнес в законе. 2009, №2.

· обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов;

· выявление и устранение нарушений в сфере налогообложения и предотвращение их совершения в будущем;

· выявление и устранение причин, порождающих совершение нарушений в сфере налогообложения;

· установление оснований и применение соответствующих мер ответственности за совершение нарушений в сфере налогообложения;

· выявление и устранение недостатков правового регулирования в сфере налогообложения;

· установление и повышение уровня исполнения законодательства о налогах и сборах участниками налоговых правоотношений.

Камеральную проверку проводят на основании налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных компанией и необходимых для расчета и уплаты налогов. Кроме того, в проверке участвуют документы о деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности плательщика. Например, при подаче плательщиком уточненной декларации, относящейся к более раннему периоду, чем истекшие три года (в этом случае не могут быть взысканы штрафы, так как срок давности привлечения к налоговой ответственности составляет три года).

Камеральная проверка проводится чиновниками налоговых органов без какого либо специального и предварительного решения. И сам налогоплательщик не информируется о ее начале. Она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления декларации и прилагаемых к ней документов, если законом не установлено иное (п. 2 ст. 88 НК РФ). Михайлов И.А. Обзор судебной практики «Камеральная проверка в свете новейшей арбитражной практики» // Арбитражное правосудие в России. 2011, №8.

ФНС России издала приказ от 18 января 2008 года N 9н, в котором утвердила новый административный регламент. Его целью является бесплатное информирование (в том числе и в письменной форме) налогоплательщиков обо всех налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, а также разъяснение особенностей заполнения налоговых деклараций.

Так, если в налоговой декларации нечетко или неправильно заполнены реквизиты и показатели, ИФНС должна проинформировать налогоплательщика о процедуре заполнения налоговой декларации и выявленных недостатках, а также предложить устранить их (п. 137 приказа ФНС РФ от 18 января 2008 года N 9н).

Затем налоговики проверяют, все ли фирмы и предприниматели, состоящие на учете в инспекции, представили документы.

1.2 Методы проведения камеральной налоговой проверки

Организация камеральной проверки опирается на использование различных методов ее проведения. При исследовании отдельного документа могут применяться:

· формальная,

· арифметическая,

· нормативная форма проверки.

Формальная форма предполагает проведение внешнего осмотра документов, в ходе которой проверяется наличие в них всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок.

При арифметической форме контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. Этот метод позволяет проверить правильность подсчета стоимости продукции путем умножения цены на сумму начисленной заработной платы путем умножения расценки на количество произведенного товара. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т.п. В формах расчетов обычно указывается порядок подсчета показателей.

Нормативная форма – это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т.п.

С помощью названных приемов при исследовании каждого отдельного документа можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и в расчетах сумм налога.

К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.

Встречная проверка – это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. НК РФ предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок. В соответствии со ст. 87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Такая проверка применяется при исследовании документов, оформленных в нескольких экземплярах (накладные, счета-фактуры и т.п.). Экземпляры документа находятся либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и тоже содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров может свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах. Одновременно осуществляется проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов. В результате проведения таких мероприятий выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции. В организациях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров, одним из эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от налогообложения является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода и документы на оприходование и отпуск товаров.

Методика проведения камеральной налоговой проверки является важнейшим и необходимым элементом системы деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и представляет собой определенный набор правил, приемов, технологических средств и способов процессуального достижения результатов проверки в соответствии с заданной целью налогообложения. Подобная методика предусматривает регламентацию оформления ее результатов и включает:

– формирование документов о выявленных в ходе камеральной проверки нарушениях законодательства о налогах и сборах; регистрацию случаев привлечения к административной ответственности; ведение журналов их учета;

– формирование реестров начислений по результатам камеральной проверки и передачу их для отражения в лицевых счетах налогоплательщика;

– формирование сводных сведений по результатам камеральных проверок;

– формирование требований о представлении дополнительных сведений в связи с проведением камеральной проверки в соответствии с Регламентом проведения камеральных проверок;

– формирование налоговых уведомлений на уплату налогов;

– учет направления материалов в правоохранительные органы;

– учет реестров счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками-покупателями, совершающими различные операции, в том числе с нефтепродуктами.

Анализ камеральных показателей налоговых деклараций по видам налогов, других платежей в бюджет основаны на применение следующих методов отбора:

– расчетов соотношений и сравнений (эффективен при автоматизированной обработке имеющейся информации и баз данных, сформированных на основании сведений, полученных из внутренних и внешних источников);

– критериев отбора налогоплательщиков на основе камерального анализа налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль;

– в случае отклонения объема выручки от реализации (передачи) товаров, работ, услуг в значительных объемах (более чем на 40%);

– при обнаружении несоответствия дохода от реализации работ, полученного от источников за пределами Российской Федерации, в декларациях по НДС, аналогичного доходам, указанным в декларации по налогу на прибыль;

– в случае неодинакового отражения доходов от долевого участия в других организациях в декларации по налогу на прибыль по сравнению с данными, отраженными в декларации по НДС;

– при неадекватном увеличении удельного веса суммы начисленной амортизации в общей сумме расходов в декларации по налогу на прибыль при наличии данных в п. 3 декларации по НДС (выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления) при одновременном отсутствии роста основных средств расчета среднегодовой стоимости имущества.

Таким образом, в декларациях, представленных организациями-плательщиками, должна содержаться информация об осуществленных организацией финансово-хозяйственных операциях, логически связанных с налоговой отчетностью по другим видам налога, а именно: сведения об объемах выручки от реализации (передачи) товаров, работ, услуг и о внереализационных доходах, полученных организацией, в том числе по товарообменным (бартерным) операциям, по договорам поручения, комиссии либо по агентским договорам, на безвозмездной основе и т.д.

Продолжительность камеральной проверки – три месяца со дня представления отчетности.

В течение этого времени налоговики проверяют: Практическая энциклопедия бухгалтера. Налоговый учет и отчетность. – М.: Инфра-М, 2012.

· полноту представленной отчетности;

· своевременность ее представления;

· правильность оформления отчетности;

· правильность расчета налоговой базы;

· обоснованность применяемых налогоплательщиком ставок налогов и льгот;

· правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов.

На практике инспекторы часто ограничиваются проверкой арифметики и взаимоувязки различных форм, на анализ у них просто не остается времени.

Проверяя отчетность, налоговики не вправе требовать у фирмы дополнительные документы (углубленная камеральная проверка). Но из этого правила есть исключения.

Например, если налогоплательщик просит возместить налог на добавленную стоимость, инспекторы могут потребовать от него дополнительные бумаги, подтверждающие право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ). Также налоговики вправе запросить документы, которые подтверждают правильность применения вычетов по НДС и в том случае, если речи о возмещении налога не идет. Фирмы, пользующиеся налоговыми льготами, должны представить бумаги, подтверждающие право на эти льготы. А компаниям, которые платят налоги, связанные с использованием природных ресурсов, нужно подать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты этих налогов. В остальных случаях требование дополнительных документов незаконно.

Согласно статье 88 Налогового кодекса при проведении камеральной проверки инспекция может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие: Яковенко Н. «Камералка»: отсекаем лишние требования // Практическая бухгалтерия. 2009, №9.

· право на применение налоговых льгот;

· правомерность применения вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;

· правильность исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Если в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая инспекция должна сообщить налогоплательщику об этом и потребовать внести исправления в установленный срок.

После чего в течение пяти рабочих дней предприятие должно представить необходимые пояснения и документы или внести исправления в декларацию. Если пояснения не убедят налоговиков, они должны будут установить, повлекла ошибка недоплату налога или нет. Также инспекторы поступят, если фирма, сдавшая ошибочную декларацию или неверный расчет, вообще не представила никаких пояснений.

Если в результате камеральной проверки выявлены нарушения, то проверяющие в течение 10 рабочих дней после ее окончания обязаны составить акт. Сычева Т.А. Золотые правила камеральной проверки // Нормативные акты для бухгалтера. 2010, №4.

Акт подписывают проверяющие и законный представитель фирмы.

В акте указывают:

· дату подписания документа инспекторами;

· полное и сокращенное наименования фирмы;

· фамилии, имена и отчества проверяющих и название налоговой инспекции;

· дату представления налоговой декларации и иных документов;

· перечень документов, которые фирма представила в ходе камеральной проверки;

· период, за который проведена проверка;

· наименование налога, в отношении которого проводили проверку;

· дату начала и окончания проверки;

· адрес фирмы;

· сведения о мероприятиях налогового контроля, которые ревизоры провели при проверке;

· какие именно нарушения налогового законодательства были выявлены в ходе проверки;

· выводы и предложения проверяющих.

Акт камеральной проверки вручают под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, контролеры сделают в нем соответствующую отметку и отправят его заказным письмом. В этом случае документ будет считаться полученным на шестой день после отправки.

Если предприятие не согласно с выводами, сделанными в акте камеральной проверки, можно представить в инспекцию письменные возражения по документу в целом или по его отдельным положениям. Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с момента получения акта. К письму можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Если нарушений не выявлено, никаких документов при завершении камеральной проверки инспекторы не составляют.

По правилам, составив акт проверки, контролеры должны выставить требование об уплате налогов, пеней и штрафов. После того как закончится срок добровольной уплаты, установленный в требовании, контролеры могут в течение двух месяцев принять решение о принудительном взыскании. Пропустив этот срок, инспекторы вправе обратиться в суд. Исковое заявление они могут подать в течение шести месяцев с момента, когда закончится срок для добровольной уплаты налогов, пеней и штрафов. Так сказано в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса.

По итогам камеральной проверки налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя за то, что те не представили:

· налоговые декларации. Штраф назначается по статье 119 Налогового кодекса. А именно: по 5% в месяц от суммы налога, которая указана в декларации. Однако общий размер штрафа не может превышать 30% от суммы налога, но и не должен быть меньше 100 рублей. Если же предприятие не подает декларацию достаточно долго (больше 180 дней по истечении срока сдачи), то наказание строже. Во-первых, «возьмут» 30% от суммы налога. Во-вторых – еще по 10% от этой суммы налогоплательщик должен будет заплатить за каждый просроченный месяц, начиная со 181-го дня;

· другие документы (прежде всего бухгалтерскую отчетность). Штраф назначается по статье 126 Налогового кодекса – провинившаяся фирма заплатит по 50 рублей за каждый несданный документ.

Кроме того, налоговики могут выписать на руководителя или главного бухгалтера фирмы протокол об административном нарушении. Рассматривает его районный или мировой судья. Штраф назначается по статье 15.5 КоАП РФ и составляет от 300 до 500 рублей.

Если фирма просрочит подачу налоговых деклараций на 10 рабочих дней, инспекция вправе приостановить операции по ее счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Проверив отчетность и обнаружив в ней ошибки, инспекторы могут оштрафовать фирму или предпринимателя за неуплату или недоплату налогов (ст. 122 НК РФ). Штраф составит 20% от суммы недоимки. А если налоговики выяснят, что данные ошибки совершены намеренно, то штраф составит 40% от суммы недоимки.

Таким образом, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Налоговая декларация является основой проведения камеральной налоговой проверки. При сдаче отчетности и предоставлении документов по требованию налогового органа существует очень много тонкостей, которые необходимо учитывать налогоплательщику, так как они играют немаловажное значение, и в конкретных случаях помогут избежать налогового правонарушения, а также начисления штрафных санкций.

2. Анализ результатов камеральных налоговых проверок за 2012-2013 гг.

По результатам камеральных и выездных налоговых проверок в государственную казну только за 2013 год дополнительно начислено платежей порядка 45808,1 млн. руб., что на 5427,4 млн. руб., или на 13,4% больше, чем в 2012 году. При этом, прирост сумм дополнительно начисленных платежей на 9,2 пункта опережает прирост налоговых поступлений (15,4%). Значительные суммы доначислений (32,2 млрд. руб.) произведены по результатам контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с таможенными органами, в отношении организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, по результатам налоговых проверок в том же отрезке времени отказано в возмещении НДС по экспортным операциям и на внутреннем рынке на сумму 51,3 млрд. рублей.

Рисунок 1. – Динамика дополнительно начисленных платежей

Анализ данных налоговой отчетности свидетельствует о наличии на протяжении ряда последних лет устойчивой тенденции роста уровня основных макроэкономических показателей, характеризующих эффективность контрольной работы налоговых органов.

Так, в 2013 г. налоговыми органами по результатам проведенных камеральных налоговых проверок в бюджетную систему дополнительно начислено неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (без учета налоговых санкций и пени) на 5,6% больше, чем в 2012 г. (Рисунок 1)

При этом тенденция роста выездных проверок нисходящая. Это говорит о том, что за истекшее время произошли положительные сдвиги в организации и проведении камеральных проверок, которым отводится приоритетная роль в решении вопроса повышения эффективности налогового контроля.

Оценим эффективность налоговых проверок на основе данных, представленных в таблице 1.

Таблица 1. – Статистические данные по проведенным налоговым проверкам за 2013 год.

По состоянию на 01.01.2014 имеются следующие данные о проверках ФНС по Российской Федерации в целом:

47 873 773 (тыс. руб.) – начислено налогов по результатам камеральных проверок;

55 876 794 – 47 873 773 = 8 003 021 (тыс. руб.) – начислено санкций и пени по результатам камеральных проверок;

210 348 616 (тыс. руб.) – начислено налогов по результатам выездных проверок;

279 041 455 – 210 348 616 = 68 692 839 (тыс. руб.) – начислено санкций и пени по результатам выездных проверок.

Теперь мы можем рассчитать перекрывающий налоговый рычаг и эффективную частоту для каждого вида проверок.

Для камеральных проверок:

Для выездных проверок:

.

Как видим, в обоих случаях величина перекрывающего налогового рычага невысока, что влечет за собой сравнительно высокие показатели эффективной частоты проверок. Это объясняется структурой полученных платежей: доля санкций и пени в них в разы меньше, чем доля взысканных налогов.

Полученные результаты необходимо сопоставить с данными о количестве камеральных и выездных проверок. Их можно найти в столбце 3 формы № 2-НК (табл. 1). По состоянию на 2013 год:

34 204 702 (ед.) – количество камеральных проверок;

39 771 (ед.) – количество выездных проверок;

34 204 702 – 39 771 = 34 244 473 (ед.) – общее количество проверок.

Перейдем к расчету эмпирических частот. Под эмпирической частотой данного типа налоговой проверки понимается частота, с которой налоговая инспекция проводит проверку того или иного типа. Определяется она как доля, которую занимает число проверок данного типа в общем числе проверок. При этом сумма эмпирических частот проверок всех типов равна единице, как и вероятности (условие нормировки). Как следует из названия, эмпирическая частота определяется на основании фактически имеющихся статистических данных за определенный промежуток времени.

Для камеральных проверок:

.

Для выездных проверок:

Мы наблюдаем достаточно сильную асимметрию частот налоговых проверок за 2013 год. Эмпирическая частота камеральных проверок близка к 100%, в то время как эмпирическая частота выездных проверок составляет менее 1%, она практически незаметна для стороннего наблюдателя. Следовательно, эмпирическая частота камеральных проверок с легкостью преодолевает необходимый теоретический порог в размере 87,26%, однако достигается это ценой существенного снижения эмпирической частоты выездных проверок, которая далека от прохождения порога в размере 76,45%. Очевидно, что теоретическая планка для выездных проверок слишком высока.

Рисунок 2. – Число налоговых проверок за 2013 г.

Камеральные проверки работают с высокой степенью эффективности. Относительно выездных проверок этого сказать нельзя, поскольку они не проходят формальный критерий эффективности проверок. По-видимому, существует сильная мотивация уклонения от выездных проверок со стороны налогоплательщиков, поэтому и риски сокрытия налогов по-прежнему велики.(Рисунок 2)

Полученные выводы подтверждаются официальными данными налоговой статистики, которые свидетельствуют об уменьшении числа выездных налоговых проверок в прошедшем году: «Руководитель ФНС РФ подтвердил, что в настоящее время статистика налоговых проверок такова. Менее 1% юридических лиц проверяется налоговыми инспекторами, используя выездные контрольные мероприятия. Отметим, что ранее она составляла 15%. На выступлении также было отмечено, что в Евросоюзе эта цифра в три раза больше – 3,3%… План налоговых проверок на будущий год контролеры будут формировать по новым правилам. В выездные мероприятия попадут не только юридические лица и предприниматели, но и филиалы и представительства».

Таким образом, в настоящее время в системе налогового контроля камеральные проверки занимают лидирующие позиции, это обусловлено рядом факторов:

1) меньшая трудоёмкость по сравнению с проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;

2) полный (100%) охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчётность в налоговые органы;

3) возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчётных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы.

3 Проблемы и направления реформирования камеральной налоговой проверки в области налогового администрирования

Успешное осуществление общенациональной программы совершенствования налогового процесса в России, требует колоссальных усилий и предполагает осуществление тщательной предварительной подготовки и планирования действий. Такая программа охватывает практически все аспекты налогового администрирования:

· совершенствование организационной структуры налоговых органов,

· использование новых технологий налоговой работы,

· новые подходы к оказанию услуг и предоставлению консультаций налогоплательщикам,

· информационно-технологическое обеспечение,

· повышение квалификации кадров,

· разработка более профессиональных стандартов деятельности сотрудников налоговых органов,

· укрепление материально-технической базы.

В этих целях в целом уже подготовлена и реализуется специальная целевая программа развития налоговых органов, в рамках которой предполагается выполнение и завершение следующих мероприятий:

* упрощение процедур заполнения и подачи деклараций и других документов в налоговые органы; переход на систему самоначисления и бесконтактный способ подачи налоговых деклараций;

* перевод основной работы по обработке налоговой отчетности граждан и предприятий в специализированные Центры обработки данных (ЦОГС);

* развитие системы досудебного разбирательства налоговых споров с целью сокращения числа обращений налогоплательщиков в судебные инстанции;

* внедрение в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками.

В работе с налогоплательщиками ставится задача внедрения новых технологий информационной работы: переход на принцип «одного окна», развитие бесконтактных форм взаимодействия, распределение работы в налоговых инспекциях по операционному принципу и т.д. Администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется на федеральном уровне специализированными межрегиональными налоговыми инспекциями. Кроме того с 1 июля 2002 г. в ведение налоговых органов переданы учет и регистрация коммерческих юридических лиц (предприятий). В системе ФНС России ведется Единый государственный реестр юридических лиц. Особой проблемой в деятельности налоговых органов являются слабое научное и методическое обеспечение проведения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, недостаточность (а в отдельных случаях и отсутствие) научно обоснованных методик определения фактической налогооблагаемой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Для решения этой проблемы планируется осуществить целый ряд мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских работ по развитию законодательства о налогах и сборах, совершенствованию администрирования и оценки деятельности налоговых органов в части решения задач, поставленных Программой, а также анализа финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков, пресечения путей сокрытия доходов, занижения налогооблагаемой базы, «теневого» оборота товаров (работ, услуг) и денежных средств. Совершенствования научного подхода требуют такие проблемы, как создание методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Особую значимость не только для налоговой системы, но и для экономического развития страны в целом имеют научно-исследовательские работы в части оценки потенциальной налогооблагаемой базы и прогнозов поступления налогов, а также последствий введения или отмены отдельных налогов и сборов, изменения их ставок или налогооблагаемой базы. Развитие и совершенствование научного обеспечения будут проводиться на базе комплексного подхода к проведению научных исследований и использованию их результатов в практической деятельности налоговых органов. Для обеспечения эффективной работы местного и регионального уровней налоговых органов необходимо расширить объем взаимодействия между соответствующими подразделениями федерального казначейства, другими государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается приема сведений о платежах от подразделений Федерального казначейства. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами позволит оперативно получать и использовать в аналитической работе налоговых органов косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налогооблагаемой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для ее перевода в электронную форму с целью дальнейшего использования в автоматизированном режиме. Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путем нарушения законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций. Для обеспечения эффективного контроля за правильностью начисления и полнотой уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) как одного из основных бюджетообразующих налогов (до 43% налоговых доходов федерального бюджета), а также комплексной оценки экономических отношений между предприятиями предусматривается введение электронной обработки счетов-фактур. Это позволит существенно уменьшить возможности ухода от уплаты данного налога за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также обеспечит эффективность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и позволит выявить налоговые правонарушения, связанные с другими налогами, уплачиваемыми от выручки. Развитие налоговой системы, планируемые изменения в налоговом администрировании невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в центральных и региональных налоговых органах. В основе этой работы централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях за счет создания центров обработки данных. В плане совершенствования налогового администрирования предполагается создание Центров определения доходов (ЦОД), на которые ляжет основное бремя задач по вводу, обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней. ЦОД регионального уровня создаются как специализированные налоговые инспекции, в зону деятельности которых будут входить как региональные управления ФНС России, так и подчиненные им налоговые инспекции. Создание ЦОДов и перенос в них наиболее трудоемких функций с учетом выполнения их автоматизированным способом позволит высвободить персонал территориальных налоговых инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, увеличить оперативность решения возникающих разногласий, обеспечить своевременное и более полное информирование налогоплательщика. Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов на ЦОД возлагаются функции обработки и накопления данных из внешних источников, создания электронного и бумажного архивов, формирования, печати и рассылки документов налогоплательщикам и организациям, подготовки аналитических материалов и статистических данных, ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. В рамках создаваемой общенациональной информационной системы совокупность территориальных центров обработки данных объединяется в единую иерархическую систему, на верхнем уровне которой находится Федеральный центр обработки данных. Федеральный центр обработки данных призван обеспечить интеграцию информационных ресурсов налоговых органов с целью их аналитической и статистической обработки. Это позволит увеличить оперативность и достоверность получения информации о функционировании налоговых органов, финансово-экономическом состоянии налогоплательщиков, повысить эффективность управления со стороны федерального центра. С целью осуществления эффективного контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов предусматривается развитие и широкомасштабное внедрение системы автоматизированной камеральной проверки. При ее проведении необходимо осуществлять отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также оценку потенциальных сумм доначислений на основе анализа деятельности налогоплательщиков и информации, имеющейся в налоговых органах. Необходимость развития системы камерального контроля, расширения аналитических функций налоговых органов, переход на новые ресурсосберегающие технологии представления налогоплательщиками деклараций и другой отчетности требует расширения информационного обмена Министерства РФ по налогам и сборам с налогоплательщиками и сторонними организациями на основе использования новых информационных технологий. Организация на новом, качественно более высоком уровне информационного обмена налоговых органов с налогоплательщиками и внешними организациями, в том числе Федеральным казначейством, таможенными органами, органами государственной статистики, банками, а также с другими министерствами и ведомствами требует решения вопросов правового, организационного и технического характера. Мероприятия по организации такого взаимодействия предусматривают изменение законодательства о налогах и сборах, решение вопросов легитимности и защиты передаваемой информации, организационной, технической и ресурсной поддержки проектируемых технологий. Дальнейшее развитие налоговой системы и эффективное ее функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и от добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания всех законодательных актов и некорректного их толкования, большой трудоемкости в подготовке необходимой налоговой отчетности и других видов взаимодействия с налоговыми органами. Для решения этих проблем предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе разработку концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, разработку концепции оказания консультационных услуг налогоплательщикам. Результативность деятельности налоговых органов в значительной степени определяется уровнем профессиональной компетентности и грамотности налоговых работников. Для создания комплексной многоуровневой системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей непрерывность, мобильность и системность в подготовке кадров налоговых органов различных категорий на территории Российской Федерации, необходимы значительные финансовые вложения. Открытие центров подготовки персонала, институтов налоговой службы, а также внедрение новых информационных и образовательных технологий в образовательный процесс позволит в кратчайшие сроки привлечь к профильному обучению руководителей и специалистов всех структурных подразделений налоговых органов и значительно сократить расходы на оплату командировочных расходов. Развитие материальной и методической базы, а также научной деятельности Всероссийской государственной налоговой академии позволит обеспечить образовательные учреждения, реализующие программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, научно-методологическими и методическими разработками для качественного обучения кадров в соответствии с требованиями времени. Открытие Центра дистанционного обучения на базе Всероссийской государственной налоговой академии предоставит возможность прямого и равного доступа специалистам налоговых органов и налогоплательщикам к законодательной и нормативной правовой базе, регулирующей налоговую политику, обеспечит обучение по специальности «Налоги и налогообложение», ускорит реформирование учебных программ и повысит качество преподавания дисциплин по налоговой тематике. Достижение результатов в проекте такого масштаба возможно только при реализации широкой сбалансированной программы реформ, которая должна затронуть все элементы существующей системы. Законодательство, культура организации, технологические процессы и процедуры – все это в совокупности создает налоговую систему. Эти компоненты взаимосвязаны, и изменение одного без соответствующего изменения остальных взаимосвязанных компонентов не принесет желаемого эффекта. Изменение существующих процессов налогового администрирования в значительной степени устранят причины, порождающие коррупцию, и процедуры, создающие условия для нарушения профессиональной этики. Создание эффективно функционирующей налоговой системы, базирующейся на высоком потенциале управления со стороны федерального центра, а также типовых налоговых структурах и технологиях низовых звеньев системы, современных информационных платформах и развитой системе гарантий государственных служащих позволят выполнять возложенные на налоговые органы функции на более высоком уровне.

Заключение

В настоящее время в системе налогового контроля камеральные проверки занимают лидирующие позиции, это обусловлено рядом факторов:

1) меньшая трудоемкость по сравнению с проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;

2) полный (100%) охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчетность в налоговые органы;

3) возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчетных показателе на предмет сопоставления с данными внещних источников.

Таким образом, в результате исследования, проведенного в данной работе установлено, что законодательная база относительно правового регулирования камеральной проверки недостаточно определена, что в условиях роста значения этого вида налогового контроля служит предметом судебных разбирательств и снижает ее эффективность. Прежде всего необходимо законодательно закрепить перечень материалов, которые налоговые органы вправе истребовать для проведения камеральной проверки. Важную роль при проведении камеральной проверки играет процесс автоматизации заполнения или формирования налоговой отчетности. Таким образом, все поставленные цели достигнуты, а задачи выполнены.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340.

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесение изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3672.

3. Приказ МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/ 705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

4. Полтева А.М. Правовые аспекты камеральных налоговых проверок: проблемы и перспективы // Гражданин и право. 2008, №6.

5. Лермонтов Ю.М. Камеральная проверка как форма налогового контроля // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009, №17.

6. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право – М, Центр, Налоговое право и финансы, 2009.

7. Налоги и налогообложение / Под ред. Д.Г. Черника, Л.П. Павловой – М.: Инфра-М, 2010.

8. Титова С.И. Камеральная налоговая проверка // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2010, №9.

9. Мезенцев А. Сюрпризы «Камералки» // Расчет. 2009, №4.

10. Саркисов К.К., Зрелов А.П., Краснов М.В. Налогоплательщик: защита, контроль и привлечение к ответственности / Под ред. К.К. Саркисова. – М.: Статус-Кво, 2009.

11. Шорников С.А. Об объекте и предмете налоговой проверки и их соотношении // Бизнес в законе. 2009, №2.

12. Михайлов И.А. Обзор судебной практики «Камеральная проверка в свете новейшей арбитражной практики» // Арбитражное правосудие в России. 2011, №8

13. Практическая энциклопедия бухгалтера. Налоговый учет и отчетность. – М.: Инфра-М, 2012.

14. Яковенко Н. «Камералка»: отсекаем лишние требования // Практическая бухгалтерия. 2009, №9.

15. Сычева Т.А. Золотые правила камеральной проверки // Нормативные акты для бухгалтера. 2010, №4.

16. ФНС России. Эффективность работы ФНС России. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn73/about_fts/fts/activities_fts/#t2 (Дата обращения 28.04.2014г.)

17. ФНС России. Основные направления и результаты деятельности ФНС России за 2011-2013г. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn73/about_fts/fts/activities_fts/#t1 (Дата обращения 29.04.2014г.)

Поделиться работой
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.

Статьи по дипломным