Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова
Автодорожный факультет
Кафедра «Машиноведение»
Курсовой проект
по дисциплине: Детали машин
Привод к лесотаске
Выполнил: студент гр. ПО-09
Корнилова В.В.
Проверил: Савватеева И.А.
Якутск — 2012
Задача 1. Определение срока службы приводного устройства
Срок службы определяется по формуле Lh=365LrtcLc
Lr— срок службы привода, лет
tc— продолжительность смены, ч
Lc— число смен
Эксплуатационные характеристики машинного агрегата:
Место установки |
Lr |
Lc |
tc |
Lh, ч |
Характер нагрузки |
Режим работы |
|
Железнодорожная станция |
3 |
2 |
8 |
17520 |
С малыми колебаниями |
реверсивный |
Задача 2. Выбор двигателя. Кинематический расчет привода
2.1 Определение мощности и частоты вращения двигателя
1. Определяем требуемую мощность рабочей машины
Ррм, кВт, Ррм=Fv
Ррм= Fv= 7,5кН*0,6м/с= 4,5кВт
2. Определяем общий коэффициент полезного действия (КПД) привода
? = ?зп ?оп ?м ?пк ?пс = 0,96*0,90*0,982*0,99*0,98=0,8
3. Определяем требуемую мощность двигателя Рдв, кВт
Рдв= Ррм / ?
Рдв= 4,5кВт/0,8=5,6 кВт
4. Определяем номинальную мощность двигателя Рном, кВт
Рном ? Рдв находим из табл.2.1
Рном=7,5
5. Выбираем тип двигателя (табл. К9).
112M, MA, MB; 132 SM; 160S
nном= 750 об/мин
Выбран: 160S
2.2 Определение передаточного числа привода и его ступеней
u= nном /nрм=uзп uоп
u= nном /nрм=750/45=16,66
1. Определяем частоту вращения приводного вала рабочей машины nрм, об/мин
nрм=60* 1000*v/zp =60*1000*0,60/10*80=45 об/мин
2. Определяем передаточное число привода для всех приемлемых вариантов типа двигателя при заданной номинальной мощности Рном
u1 (112M, MA,MB)= nном1 /nрм=3000/45=66,7
u2 (132SM)= nном2 /nрм=1500/45=33,33
u3 (160S)=nном3 /nрм =750/45=16,67
3. Определяем передаточные числа ступеней привода
a) uоп=u1/uзп =66,7/4=16,6 uзп=const=4
б) uоп=u2/uзп=33,3/4=8,3
в) uоп=u3/uзп=16,67/4=4,2
4. Определяем максимальное допускаемое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины Дnрм, об/мин
Дnрм =nрмд/100=45*6/100=2,7 об/мин
д-допускаемое отклонение скорости приводного вала рабочей машины,%
5. Определяем допускаемую частоту вращения приводного вала рабочей машины с учетом отклонения [nрм], об/мин
[nрм]= nрм±Дnрм
[nрм]=45+2,7=47,7 [nрм]=45-2,7=42,3
6.Определяем фактическое передаточное число привода uф:
uф= nном/[nрм]=750/47,7=15,7
7. Уточняем передаточные числа закрытой и открытой передач
uоп= uф/uзп= 15,7/4=3,9
выбрать uзп=4 uоп=4,2
2.3 Определение силовых и кинематических параметров привода
Таблица 2.1
Параметр |
Вал |
Дв-М-ЗП-ОП-РМ |
|
Мощность Р, кВт |
ДВ |
Рдв=5,6 |
|
Б |
Р1= Рдв?м?пк=5,6*0,98*0,99=5,4 |
||
Т |
Р2= Р1?зп?пк=5,4*0,96*0,99=5,1 |
||
РМ |
Ррм= Р2?оп?пк=5,1*0,9*0,99=4,6 |
||
Частота n, об/мин |
ДВ |
nном=750 об/мин |
|
Б |
n1= nном=750 |
||
Т |
n2= n1/ uзп=750/4=187,5 |
||
РМ |
nрм= n2/uоп=187,5/4,2=44,6 |
||
Угловая скорость щ,1/с |
ДВ |
щ ном=рnном/30=3,14*750/30=78,5 |
|
Б |
щ 1=щном=78,5 |
||
Т |
щ 2=щ1/uзп=78,5/4=19,6 |
||
РМ |
щ рм=щ2/uоп=19,6/4,2=4,7 |
||
Вращающий момент Т, Н*м |
Дв |
Тдв=Рдв*103/щном=5,6*103/78,5=71,3 |
|
Б |
Т1=Тдв?м?пк=71,3*0,98*0,99=69,2 |
||
Т |
Т2=Тдвuзп?зп?пк=71,3*4*0,96*0,99=271 |
||
РМ |
Трм=Т2uоп?оп?пс=271*4,2*0,9*0,98= 1003,8 |
Тип двигателя 4АМ160S6У3 Рном=7,5кВт nном=750 об/мин
Таблица 2.2
Силовые и кинематические параметры привода
параметр |
Передача |
Параметр |
Вал |
|||||
Открытая |
Закрытая |
Двигатель |
Редуктор |
Привод РМ |
||||
Б |
Т |
|||||||
Передаточное число u |
4,2 |
4 |
Расчетная мощность Р, кВт |
5,6 |
5,4 |
5,1 |
4,6 |
|
Угловая скорость щ, 1/с |
78,5 |
78,5 |
19,6 |
4,7 |
||||
КПД, ? |
0,9 |
0,96 |
Частота вращения n, об/мин |
750 |
750 |
187,5 |
44,6 |
|
Вращающий момент Т, Н*м |
71,3 |
69,2 |
271 |
1003,8 |
Задача 3. Выбор материалов зубчатых передач. Определение допускаемых напряжений
3.1 Зубчатые передачи
1. Выбор твердости, термообработки и материала колес
Элемент передачи |
Марка стали |
D пред. S пред |
термообработка |
НВ1ср |
ув |
у-1 |
у |
[д]F |
|
НВ2ср |
|||||||||
шестерня |
40Х |
125 |
У |
260 |
790 |
375 |
776,4 |
257,5 |
|
колесо |
80 |
240 |
2. Определение допускаемых контактных напряжений [д]н, Н/мм2
а) определяем коэффициент долговечности для зубьев шестерни КHL1 и колеса КHL2
КHL1=6vNHO1/N1 КHL2=6vNHO2/N2
NHO1=25*106 млн. циклов (по табл.3.3)
260 — 25*106 NHO1
240 — хNHO2
NHO2= 240*25*106/260=23*106
N1=573щ1Lh=573*78,5*17*103=7,6*108
N2=573*19,6*17*103=1,9*108
КHL1=6v25*106/7,6*108= 0,6 КHL2= 6v23*106/1,9*108=0,8
б) Определяем допускаемое контактное напряжение [д]HO, Н/мм2
[д]HO1=1,8HB1cp+67=1,8*260+67=535 Н/мм2
[д]HO2=1,8*240+67=499 Н/мм2
в) Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни [д]H1 и колеса [д]H2
[д]H1= КHL1 *[д]HO1=0,6*535=321
[д]H2= КHL2 *[д]HO2=0,8*499=399,2
[д]H=0,45*([д]H1+[д]H2)=0,45*(321+399,2)=324,09
3.2 Определение допускаемых напряжений изгиба [д]F, Н/мм2
а) коэффициент долговечности для зубьев шестерни КFL1 и колеса КFL2, если N1,2>NFO, то принимают
КFL=1, где NFO=4*106N1=109*107N2=20*107
б) Определяем допускаемое напряжение изгиба
[д]FO1=1,03HB1=1,03*260=267,8 Н/мм2
[д]FO2=1,03HB2=1,03*240=247,2 Н/мм2
в) Допускаемые напряжения изгиба для шестерни [д]F1 и колеса [д]F2
[д]F1= КFL [д]FO1=1*267,8=267,8 Н/мм2
[д]F2= КFL [д]FO2=1*247,2=247,2 Н/мм2
[д]F=[д]FO1+[д]FO2/2=257,5
Задача 4. Расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи
Проектный расчет.
1. Определяем главный параметр — межосевое расстояние ащ, мм
ащ?Ка(u+1)3vТ2*103/шаuзп2[д]2H*(KHв)
а) Ка=43 б) ша=0,28 в) uзп=4 г) Т2=271 Н*м
д) [д]H=324,09 Н/мм2е) KHв=1
ащ?43(4+1)3v 271*103/0,28*(4)2*(324,09)2*1=172
200?172 ащ=172
2. Определяем модуль зацепления m, мм
m?2КmТ2*103/d2в2 [д]F
а) Кm=5,8 б) в2= шаащ=56 в) d2= 2ащu/u+1=320
г) [д]F=257,5 д) ащ=200, Т2=271, u=4, ша=0,28
m?2*5, 8*271*103/320*56*257, 5=0,75, 1? 0,75m=1
3. Определяем угол наклона зубьев вminдля косозубых передач
вmin= arcsin3,5m/в2= arcsin3,5*1/56= arcsin 0,06=3,4 =120
160= arcsin3,5m/в2
в2= ша ащ =0,28*172=48,16
в= arcsin3,5/21= arcsin0,25=160
4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса для косозубых передач
zУ=z1+z2=2ащcosвmin/m=2*172cos3,4/1=340,56
5.Уточняем угол наклона зубьев вmin для косозубых передач
в=arccoszУm/2ащ=arccos340,56*1/2*172=8,1 14,20
6. Определить число зубьев шестерни
z1= zУ/1+u=340,56/1+4=68,11
7. Определяем число зубьев колеса
z2= zУ— z1=340,56-68,11=272,45
8. Определяем фактическое передаточное числоuф и проверить его отклонение Дu от заданного u
uф= z2/z1=272,45/68,11=4
Дu= Рuф-uР/u*100=0<0,03 Условия соблюдаются
9. Определяем фактическое межосевое расстояние ащ
ащ= (z2+z1)m/2cosв=(272,45+68,11)*1/2 cos8,1=172
10. Определяем фактические геометрические параметры передачи, мм
Для шестерни; для колеса
Делительный d1 =mz1/cosв=68,84; d2 = mz2/cosв=275
Вершин зубьев da1= d1 +2m=70,8; da2 =d2 +2m=277
Впадин зубьев df1 =d1 -2,4m=66,4; df2=d2 -2,4m=272,6
Ширина венца в1= 48,16+2=50,16; в2= шаащ=0,28*172=48,16
Проверочный расчет
11. Проверяем межосевое расстояние ащ
ащ= (d1+d2)/2=(68,8+275)/2=172
12. Проверяем пригодность заготовки колес
Dзаг?Dпред Dзаг= da1+6мм=76,8 ?125
Sзаг?SпредSзаг= в2+4мм=52,16 ?80
13. Проверяем контактные напряжения дH, Н/мм2
дH=КvFt(uф+1)/d2в2*КНб КНв КНv? [д]H
а) К=376
б) Ft=2Т2*103/d2=1970,9
в)v=щ2d2/2*103=2,69, то КНб=1,1
г) КНv=1,03
дH=366,36?776,48 условия соблюдаются
14. Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни дF1 и колеса дF2, Н/мм2
дF2 =ХF2ХвFt/ в2m КFбКFv КFв?[д]F2
дF1= дF2ХF1/ ХF2?[д]F1
а) m=1, в2=48,16 Ft=1970,9 б) КFб=1,1 в) КFв=1 г) КFv=1,07
д) ХF1=3,70 zv1=z1/cos3в=68,17
ХF2=1,24 zv2=z2/cos3в=272,72
е) Хв=1-в0/140=0,89 ж) [д]F1=267,8>143,8[д]F2=247,2>146,5
дF2=143,8дF1=146,5
Таблица 4.1
Параметры зубчатой цилиндрической передачи
Проектный расчет |
||||
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение |
|
Межосевое расстояние aщ |
172 |
Угол наклонения зубьевв |
14,2 |
|
Модуль зацепления m |
1 |
Диаметр делительной окружности: Шестерни d1 |
68,8 |
|
Ширина зубчатого венца: Шестерни в1 |
50,16 |
|||
Колеса d2 |
275 |
|||
Колеса в2 |
48,16 |
|||
Число зубьев: Шестерни z1 |
68,11 |
Диаметр окружности вершин: Шестерни da1 |
70,8 |
|
Колеса z2 |
272,45 |
|||
Колеса da2 |
277 |
|||
Вид зубьев |
косозубая |
Диаметр окружности вершин: Шестерни df1 |
66,4 |
|
Колеса df2 |
272,6 |
Таблица 4.2
Проверочный расчет
Параметр |
Допускаемое значение |
Расчетное значение |
Примечания |
||
Контактные напряжения у, Н/мм2 |
776,48 |
607,7 |
|||
Напряжения изгиба, Н/мм2 |
уF1 |
267,8 |
146,5 |
||
уF2 |
247,2 |
143,8 |
цилиндрический зубчатый привод лесотаска
Задача 5. Расчет открытой цилиндрической передачи
Проектный расчет
1. Определяем главный параметр — межосевое расстояние ащ, мм
ащ?Ка(u+1)3vТ2*103/шаuоп2[д]2H*(KHв)
а) Ка=49,5 б) ша=0,28 в) uоп=4,2 г) Т2=271 Н*м
д) [д]H=366,36Н/мм2 е) KHв=1
ащ?49,5(4,2+1)3v271*103/0,28*(4,2)2*(366,36)2*1=187,9
100?89,5 ащ=187,9
2. Определяем модуль зацепления m, мм
m?2КmТ2*103/d2в2[д]F
а) Кm=6,8 б) в2= шаащ=57,6 в) d2= 2ащu/u+1=332,6
г) [д]F=257,5 д) ащ=187,9, Т2=271, u=4,2, ша=0,28
m?2*6,8*271*103/187,9*57,6*257,5=1,32
2? 1,32m=2
4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса для косозубых передач
zУ=z1+z2=2ащ/m=187,9
5.Уточняем угол наклона зубьев вmin для косозубых передач
в=arccos zУm/2ащ=10
6. Определяем число зубьев шестерни
z1= zУ/1+u=187,9/1+4,2=36,13
7. Определяем число зубьев колеса
z2= zУ— z1=187,9-36,13=151,77
8. Определяем фактическое передаточное число uф и проверить его отклонение Дu от заданного u
uф= z2/z1=151,77/36,13=4,2
Дu= Рuф-uР/u*100=0 0<0,04 Условия соблюдаются
9. Определяем фактическое межосевое расстояние ащ
ащ= (z2+z1)m/2=(151,77+36,13)2/2=187,9
10. Определяем фактические геометрические параметры передачи, мм
Для шестерни для колеса
Делительный
d1 =mz1/cosв=72,98 d2 = mz2/cosв=303,8476,98
Вершин зубьев
da1= d1 +2m=76,98 da2 =d2 +2m=307,8
Впадин зубьев
df1 =d1 -2,4m=68,18 df2=d2 -2,4m=299
Ширина венца
в1= в2+2=54,6 в2= шаащ=52,6
Проверочный расчет
11. Проверяем межосевое расстояние
ащ= (d1+d2)/2=188
12. Проверяем пригодность заготовки колес
Dзаг?Dпред Dзаг= da1+6мм=82,98 82,98?125
Sзаг?SпредSзаг= в2+4мм=56,6 56,6?80
13. Проверяем контактные напряжения дH, Н/мм2
дH=КvFt(uф+1)/d2в2*КНб КНв КНv? [д]H
а) К=436 б) Ft=2Т2*103/d2=1784,06 в)КНб=1 г) КНv=1,05
дH=340 340?776,48 условия соблюдаются
14. Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни дF1 и колеса дF2, Н/мм2
дF2 =ХF2ХвFt/ в2m КFбКFv КFв? [д]F2
дF1 = дF2ХF1/ ХF2?[д]F1
а) m=2 в2=28Ft=2075б) КFб=1в) КFв=1 г) КFv=1,04
д) ХF1=3,78 zv1=z1/cos3в=36,13
ХF2=1,27 zv2=z2/cos3в=151,77
е) Хв=1 ж) [д]F1=267,8>139,4[д]F2=247,2>144,9
дF2=139,4дF1=144,9
Таблица 5.1
Параметры зубчатой цилиндрической передачи
Проектный расчет |
||||
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение |
|
Межосевое расстояние aщ |
187,9 |
Угол наклонения зубьев в |
1 |
|
Модуль зацепления m |
2 |
Диаметр делительной окружности: Шестерни d1 |
72,98 |
|
Ширина зубчатого венца: Шестерни в1 |
54,6 |
|||
Колеса d2 |
303,8 |
|||
Колеса в2 |
52,6 |
|||
Число зубьев: Шестерни z1 |
36,13 |
Диаметр окружности вершин: Шестерни da1 |
76,98 |
|
Колеса z2 |
151,77 |
|||
Колеса da2 |
307,8 |
|||
Вид зубьев |
прямозубая |
Диаметр окружности вершин: Шестерни df1 |
68,18 |
|
Колеса df2 |
299 |
Таблица 5.2
Проверочный расчет
Параметр |
Допускаемое значение |
Расчетное значение |
Примечания |
||
Контактные напряжения у, Н/мм2 |
776,48 |
601,68 |
|||
Напряжения изгиба, Н/мм2 |
уF1 |
267,8 |
144,9 |
||
уF2 |
247,2 |
139,4 |
Задача 6. Нагрузки валов редукторов
6.1 Силы в зацеплении закрытых передач
Цилиндрическая косозубая.
— Окружная на шестерне
Ft1= Ft2=2075
— Радиальная на шестерне
Fr1= Fr2=358,8
— Осевая на шестерне
Fa1= Fa2=470,6
— Окружная на колесе
Ft2=2T2*103/d2=2075
— Радиальная на колесе
Fr2=Ft2tgб/cosв=358,8
— Осевая на колесе
Fa2=Ft2 tgв=470,6
Задача 7. Разработка чертежа общего вида редуктора
7.1 Выбор материала валов
Марка стали 40Х
уВ=790 уТ=640 у-1=375
7.2 Выбор допускаемых напряжений на кручение
[ф]k=10Н/мм2 -быстроходное [ф]k=20 Н/мм2-тихоходное
7.3 Определение геометрических параметров ступеней валов
Ступень вала и ее размеры d; l |
Вал-шестерня цилиндрическая |
Вал колеса |
||
1-я под элемент открытой передачи или полумуфту |
d1 |
d1=3vMk*103/0,2[ф]k=22,3 |
||
l1 |
l1=1,2d1=26,76 |
|||
2-я под уплотнение крышки с отверстием и подшипник |
d2 |
d2=d1+2t=26,3 |
||
l2 |
l2=1,5d2=39,45 |
l2=1,25d2=32,87 |
||
3-я под шестерню, колесо |
d3 |
d3=d2+3,2r=31,42 |
d3=d2+3,2r=31,42 |
|
l3 |
l3=154,54 |
|||
4-я под подшипник |
d4 |
d4=d2=26,3 |
||
l4 |
l4=B+C=12+1=13 |
|||
5-я упорная или под резьбу |
d5 |
— |
d5=d3+3f=34,42 |
|
l5 |
— |
l5=6,59 |
1. L=aщ+0, 5(da1+da2) =100+0, 5(96, 9+170, 6) =233, 75
2. l3=L-l1-l2-l3=233,75-26,76-39,45-13=154,54
Подбор подшипников
1. Определяем тип, серию и схему установки из.табл.7.2
— быстроходный — радиальный шариковый однорядный, легкая (средняя) серия
— тихоходный — радиальный шариковый однорядный, легкая серия
2. Выбираем из табл.К27…К30 типоразмер по величине диаметра d внутреннего кольца, равного диаметрам d2 и d4 ступеней вала под подшипники
3. Основные параметры подшипников
Обозначение |
Параметры |
|
104 |
d=20 |
|
D=42 |
||
B=12 |
||
r=1 |
||
105 |
d=25 |
|
D=47 |
||
B=12 |
||
r=1 |